Найти в Дзене

В СССР говорили о превосходстве Шостаковича над всеми известными мировыми музыкантами

Творчество и деятельность Д. Шостаковича - это не только масштабный пласт мировой культуры, но и ценное духовное наследие, которое позволяет нам лучше понять и осмыслить прошлое и взять из него самое ценное  - гениальную музыку, веру в человека разумного  - в будущее... Согласно утверждениям советских современников, данное событие произошло в 1934 году. Композитор Шостакович был признан "гением" в СССР. В СССР говорили о превосходстве Шостаковича над всеми известными мировыми музыкантами. Возможно, все существовавшие мнения были не больше, чем "манера разговаривать"... Но все ораторы уверяли советскую общественность в полной серьезности своих оценок. И все они горячо приветствовали и композитора Шостаковича и всё его музыкальное творчество. Советские музыкальные критики говорили, что из числа всех советских опер - произведения Шостаковича являлись первыми, в которых литературный текст не "властвовал" над музыкой. Дирижер театра имени Немировича-Данченко Столяров объяснил этот факт
Д. Шостакович, СССР 1930-е годы. фото из ria.ru
Д. Шостакович, СССР 1930-е годы. фото из ria.ru

Творчество и деятельность Д. Шостаковича - это не только масштабный пласт мировой культуры, но и ценное духовное наследие, которое позволяет нам лучше понять и осмыслить прошлое и взять из него самое ценное  - гениальную музыку, веру в человека разумного  - в будущее...

Согласно утверждениям советских современников, данное событие произошло в 1934 году. Композитор Шостакович был признан "гением" в СССР. В СССР говорили о превосходстве Шостаковича над всеми известными мировыми музыкантами.

Возможно, все существовавшие мнения были не больше, чем "манера разговаривать"... Но все ораторы уверяли советскую общественность в полной серьезности своих оценок. И все они горячо приветствовали и композитора Шостаковича и всё его музыкальное творчество.

Советские музыкальные критики говорили, что из числа всех советских опер - произведения Шостаковича являлись первыми, в которых литературный текст не "властвовал" над музыкой. Дирижер театра имени Немировича-Данченко Столяров объяснил этот факт тем, что в операх "Свежий ветер", "Лёд и сталь", "Разлом" - музыка приписывалась к уже существующему тексту. А этот текст не учитывал оперной специфики...

Все сошлись во мнении: "Полнота чувств в операх Шостаковича удивляет! У него необычайно развито чувство иронии. Музыкальный материал Шостаковича играет сам по себе".

Единодушное признание высоких качеств произведении Шостаковича сопровождалось конечно и отдельными критическими указаниями. Так, Петров считал совершенно неудачными либретто ряда опер. Комаров считал, что партии некоторых опер представляют ряд трудностей для актерского исполнения. Это его мнение подтверждалось тем фактом, что многие актеры Большого театра категорически отказались петь в опере "Екатерина Измайлова".

А сотрудники театра имени Немировича-Данченко Марков и Столяров в своих высказываниях выявили позиции театра по отношению к музыкальным постановкам. Так, Столяров вменял в заслугу опере "Екатерина Измайлова" - отсутствие в ней трио и квартетов. Он поставил также вопрос о том, что театр возражает против господствующей техники вокала, допускающей невыразительность актера.

Трио и квартеты для оперы Шостаковича, возможно, были и необязательны. Но театр имени Немировича-Данченко отрицал их неслучайность. В выступлениях сотрудников театра проскальзывала недооценка специфики оперы. И сотрудники работники театра возлагали задачу пробуждения в зале эмоциональной реакции зрителей в основном на игру и мимику актера, забывая что в опере выполнение этой задачи возлагается в большинстве случаев непосредственно на сам вокал.