Найти в Дзене
Анти-советы.ру

Молчание как текст

Молчание как текст Совет прислушиваться к умолчаниям часто сводится к поиску хитрых намёков или недоговорённостей в речи другого. Но гораздо интереснее и сложнее наблюдать за цензурой внутренней — той, что человек применяет к самому себе, иногда даже не отдавая себе в этом отчёта. Это не то, что скрывают намеренно, а то, что даже не допускается до стадии мысли, облачённой в слова. Подобная внутренняя редакция формирует не только речь, но и саму картину мира, оставляя за рамками целые континенты опыта. Можно заметить, как это работает в обыденных разговорах. Человек, рассказывая о ситуации, последовательно обходит определённые темы, чувства или оценки. Он не лжёт — он просто строит повествование из того материала, который прошёл внутренний фильтр приемлемости. Этот фильтр собирается из страха осуждения, желания казаться последовательным, боязни собственных противоречий или простой привычки думать по уже проложенным рельсам. И когда мы слушаем, мы слышим лишь чистый, отредактированный

Молчание как текст

Совет прислушиваться к умолчаниям часто сводится к поиску хитрых намёков или недоговорённостей в речи другого. Но гораздо интереснее и сложнее наблюдать за цензурой внутренней — той, что человек применяет к самому себе, иногда даже не отдавая себе в этом отчёта. Это не то, что скрывают намеренно, а то, что даже не допускается до стадии мысли, облачённой в слова. Подобная внутренняя редакция формирует не только речь, но и саму картину мира, оставляя за рамками целые континенты опыта.

Можно заметить, как это работает в обыденных разговорах. Человек, рассказывая о ситуации, последовательно обходит определённые темы, чувства или оценки. Он не лжёт — он просто строит повествование из того материала, который прошёл внутренний фильтр приемлемости. Этот фильтр собирается из страха осуждения, желания казаться последовательным, боязни собственных противоречий или простой привычки думать по уже проложенным рельсам. И когда мы слушаем, мы слышим лишь чистый, отредактированный финал, лишённый черновика с его ошибками, сомнениями и сырыми, неудобными мыслями.

Ценность такого наблюдения не в том, чтобы уличить собеседника в неискренности, а в том, чтобы понять границы его — и, кстати, часто свои собственные — внутренней допустимости. О чём он никогда не говорит даже в шутку? Какие эмоции в его рассказах всегда оказываются за кадром, будто их и не было? Какой вариант развития событий даже не рассматривается как возможный, а сразу отметается как немыслимый? Эти умолчания рисуют контуры внутренней тюрьмы гораздо точнее, чем произнесённые слова.

Самое сложное — начать замечать эту внутреннюю цензуру у себя. Попробовать отследить момент, когда мысль, прежде чем стать фразой, обрубается или облачается в более приемлемые одежды. Мы часто делаем это автоматически, руководствуясь неясным ощущением «так говорить нельзя» или «об этом думать нехорошо». Но именно в этих обрубленных мыслях может таиться ключ к настоящему пониманию себя — своих истинных обид, неудобных желаний, запретных оценок.

Умение замечать не только слова, но и аккуратные пустоты на их месте, превращает слушание из пассивного восприятия в активное исследование. Исследование не только другого человека, но и тех невидимых правил, по которым мы все строим свою речь, отсекая от себя целые куски реальности как неподходящие. Возможно, самая важная часть разговора — это та, что так и не прозвучала, и осознание этого факта — первый шаг к тому, чтобы понять, почему.