Найти в Дзене
Культура Москвы

Город как учебник: как олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» меняет представление об образовании в Москве

Один из самых необычных и массовых образовательных проектов Москвы — олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» — это серия квестов и заданий, которые выполняют школьники, посещая культурные точки притяжения столицы и получая поощрения в виде баллов и сувениров. В финале самых успешных участников ждёт суперигра — большой квест на улицах города. Один из самых необычных и массовых образовательных проектов Москвы — олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» — это серия квестов и заданий, которые выполняют школьники, посещая культурные точки притяжения столицы и получая поощрения в виде баллов и сувениров. В финале самых успешных участников ждёт суперигра — большой квест на улицах города.
Философия проекта, его достижения и правила раскрываются в беседе с Иваном Ященко, научным руководителем Центра педагогического мастерства, сотрудниками культурных учреждений, которые разрабатывают задания для школьников, и самими школьниками.
Рождение идеи Идея олимпиады родилась во время больших перемен: реформ м

Один из самых необычных и массовых образовательных проектов Москвы — олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» — это серия квестов и заданий, которые выполняют школьники, посещая культурные точки притяжения столицы и получая поощрения в виде баллов и сувениров. В финале самых успешных участников ждёт суперигра — большой квест на улицах города. Один из самых необычных и массовых образовательных проектов Москвы — олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» — это серия квестов и заданий, которые выполняют школьники, посещая культурные точки притяжения столицы и получая поощрения в виде баллов и сувениров. В финале самых успешных участников ждёт суперигра — большой квест на улицах города.

Философия проекта, его достижения и правила раскрываются в беседе с Иваном Ященко, научным руководителем Центра педагогического мастерства, сотрудниками культурных учреждений, которые разрабатывают задания для школьников, и самими школьниками.

Рождение идеи

Идея олимпиады родилась во время больших перемен: реформ московского образования и преображения самого города. Олимпиада стартовала в 2013 году.
«Произошёл переход к массовой открытой системе развития таланта. То есть не концентрация талантов в отдельных, специализированных школах, а утвердилась идея, что для каждой московской школы, так называемой обычной школы, стандартом должно быть то, что в ней раскрываются таланты», — объясняет Иван Ященко, заместитель председателя оргкомитета олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», научный руководитель Центра педагогического мастерства

Перемены в системе образования шли синхронно с изменениями в жизни всех сфер столицы, в том числе с формированием комфортной городской среды: расширялись тротуары, модернизировался транспорт, благоустраивались парки.

«Москва — уникальный город, само пространство города, в том числе музеи и парки, можно рассматривать как образовательные пространства. 20 или 30 лет назад это было бы невозможно. Изменение городской среды сделало возможным этот проект», — говорит Иван Ященко.


Простые правила

Правила такие: школьник регистрируется на сайте олимпиады (для этого необходим профиль в МЭШ) и выполняет онлайн-задания. Затем он посещает музеи, парки и усадьбы и проходит в них квесты. У олимпиады есть мобильное приложение с картой площадок и возможностью отправлять ответы на задания онлайн. Чтобы заработать зачёт, участнику нужно пройти квесты в четырёх музеях и одном парке или усадьбе. За это он получает баллы и сувениры от музеев. Если идти дальше и набрать достаточно баллов, можно стать победителем и попасть на суперигру — большой городской квест, в котором обычно участвуют около 10 тысяч школьников.

-2

Для участников олимпиады предусмотрены дни с бесплатным посещением. Участвовать могут не только московские школьники, но и дети из других регионов и даже дошкольники — им нужно сначала создать свой профиль в МЭШ. Приветствуется как личное, так и командное участие: можно ходить в музеи классом или с друзьями. Олимпиада проходит почти весь учебный год — с сентября по март.

Аня Сосновская, 9 лет, 3 «И» класс, школа № 1468:
«Я люблю собирать магнитики, которые дают за прохождение заданий во всех музеях, а в финальной игре дают даже памятные подарки — каждый год разные и крутые. Олимпиада как будто выбирает для нас самые интересные места в городе, куда бы ты сам, может, и не пошёл, а тут идёшь — и получаешь много знаний и эмоций!»

Совместная работа и любовь к Москве

Организация и проведение олимпиады — сложноскоординированная работа. В ней участвуют Департамент культуры, Департамент образования и науки, Центр педагогического мастерства и много других городских структур и служб, вплоть до служб безопасности и дорожных патрулей.
Ещё один важный момент, которым очень гордятся организаторы, отмечает Иван Ященко: «Активности, которые происходят с друзьями, с родителями не на словах, а на деле, воспитывают любовь к родному городу».

Володя Белов, 2 «Г» класс, школа № 2033:
«Я участвую в олимпиаде второй год. Мне посоветовала её учитель, и я этому очень рад. Самое интересное — суперигра. В прошлом году мы с мамой постоянно путались в переулках и улицах и решили, что теперь будем чаще гулять по центру пешком, тем более там очень красиво. К следующей суперигре я подготовлюсь и буду очень хорошо ориентироваться».

«Музеи жаловались»: забавный парадокс успеха

Рост бывает болезненным. Одним из неожиданных свидетельств того, что олимпиада нашла отклик, стали… жалобы от музеев в первый сезон. Этот казус Иван Ященко вспоминает с иронией:

«Было даже смешно, что на нас в первые сезоны жаловались музеи: “Мы небольшой музей, у нас всегда ходило немного человек, а тут к нам за месяц пришло 300 школьников, мы не понимаем, что с ними делать…”».
Эта ситуация стала точкой роста для небольших площадок продолжает Ященко: «Департамент культуры отреагировал: проводил работу с музеями, чтобы помочь им справиться с увеличенным потоком посетителей».

Поддержка малопопулярных музеев — один из важных пунктов для организаторов олимпиады: «У нас есть бонусные баллы за музеи, которые мало посещали в предыдущие недели или месяцы. Мы заинтересованы в том, чтобы дети и родители ходили не только в популярные музеи».

Как Олимпиада меняет музеи


Задания разрабатывают сами музеи, и ответить на вопросы невозможно без их посещения. Это создаёт эффект подлинного погружения.
Такой подход оказывается полезным и для самих учреждений культуры, подчёркивает Иван Ященко: «Отзывы участников позволяют переосмыслить выставочное пространство, адаптировать его для восприятия современных школьников».

-3
-4
-5

Даша Караулова, 9 лет, 3 «З» класс, школа № 1468:
«Дают интересные задания, над которыми можно поразмышлять, хорошо провести время с семьёй на выходных, всем вместе отвечать на вопросы. Мы соревнуемся с друзьями, у кого больше баллов. Благодаря олимпиаде мы видимся с ними в классных местах, а не только на детских площадках».

Музей, парк, усадьба и «садовник понукающий» в музее-заповеднике «Царицыно»

Некоторые площадки участвуют в олимпиаде сразу в нескольких категориях. Музей-заповедник «Царицыно» — даже в трёх. Анна Пономарёва, глава сектора экологического воспитания, курирующая в музее олимпиаду, отмечает: «Начиналось всё с Оранжерейного комплекса (как усадьба). Далее, заметив заинтересованность людей, подключился музей, сейчас участвует и парк».

Эта стратегия оказалась выигрышной. «В прошлом сезоне мы как усадьба и как парк были часто в пятёрке по посещаемости. Преодолевая большие расстояния в парке во время квеста, дети успевают побегать, покричать — выплеснуть энергию. И в музее чувствуют себя более спокойными, включёнными», — говорит Анна Пономарёва.

Сотрудники музея проверяют все ответы и просматривают фотоподтвержения участников. Анна Пономарёва с теплотой делится забавными наблюдениями: «С начала года мы просмотрели около восьми тысяч фотоподтверждений. У нас уже есть подборка из серии „Весёлые зверушки-путешественницы“. Это игрушка ребёнка, с которой он должен сфотографироваться в парке по правилам олимпиады. Дети иногда приходят с лебедями, которые больше их ростом, и такие забавные бывают игрушки – это просто прелесть, конечно».

Не менее колоритны и ответы участников. «Например, у нас есть в оранжерее растение саговник поникающий. Как только его не называли — и “садовником погибающим”, и “садовником понукающим”, — улыбается Анна Пономарёва.
Проект обрастает личными историями, воспоминаниями и становится культурным явлением, которое меняет городскую среду и о котором на долгие годы дети сохранят воспоминания.
Буклеты для участников и множество вопросов про один рояль

Для музеев-квартир, таких как
Мемориальный музей А. Н. Скрябина, где экспозиция исторически неизменна и лишена пояснительных текстов, участие в олимпиаде требует изобретательности. Но заведующий отделом научной работы Владимир Попков замечает, что в музее нашли выход: «Необходимая информация содержится в бумажных путеводителях по олимпиаде, которые мы выдаём участникам».

Музей участвует в олимпиаде уже 10 лет. Постоянство экспозиции побуждает команду сотрудников проявлять креативность в составлении заданий. Экспонат может быть одним и тем же, например рояль, но вопросы каждый год разные — чтобы возвращаться в музей было нескучно.

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13



Здесь тоже накопили тёплые и забавные истории. «Были ответы, что Скрябин создал знаменитое сочинение “Про метель” (а не “Прометей”), а Кусевицкий был великим контрабандистом (вместо контрабасиста)», — с улыбкой делится Владимир Попков.

Позитивные эмоции и стабильный интернет

Музей истории Военно-Морского флота России находится на территории парка «Северное Тушино». Музей — площадка олимпиады. Одна из его локаций — дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец».

-14

Музей участвует в олимпиаде с 2015 года. За это время задания эволюционировали в сторону увлекательности. «Для нас это новая интересная задача: сделать наши экспонаты настолько захватывающими, чтобы живое знакомство с ними было для ребёнка интереснее любого интернет-поиска. И мы с энтузиазмом принимаем этот вызов! В этом сезоне акцент сделан на вовлечённости и позитивных эмоциях», — рассказывает начальник отдела по связям с общественностью ГАУК г. Москвы «МПК “Северное Тушино”» Ксения Сорокина.

Музей даже провёл модернизацию локальной сети для хорошего доступа к интернету, когда стало заметно, что прежняя доставляет неудобства участникам при отправке ответов онлайн.

Полное погружение и новые площадки

В Московском государственном объединённом музее-заповеднике «Коломенское-Измайлово», который участвует в олимпиаде с самого её рождения в 2013-м, за эти годы наблюдается любопытная тенденция — запрос на дополнительное погружение в материал. «Желая расширить свой кругозор, многие участники олимпиады посещают лекции и музейные занятия», — объясняет Наталья Зелинская, методист по музейно-образовательной деятельности, куратор проекта в музее.
В олимпиаде в усадьбе Измайлово участвуют сразу и
«Царская усадьба Измайлово», и «Старая московская квартира». В музее-заповеднике «Коломенское» участники смогут посетить Конюшенный двор — побывать на познавательном занятии и понаблюдать за живыми лошадьми.

-15

-16
-17
-18

Здесь же, в «Коломенском», музей анонсирует открытие новой площадки «Русский Парнас: учёные и творцы эпохи просвещения» для учащихся 4–7 классов, которую можно будет посетить с занятием «Знание — сила! Просветители России».

Придумано и сделано в Москве

В прошлом сезоне организаторы олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» зафиксировали почти полмиллиона посещений площадок. В мире нет аналогов подобным мероприятиям. «Отдельные музеи проводят квесты. Но чтобы подобное происходило в масштабах мегаполиса, нам неизвестно», — подчёркивает Иван Ященко.

«Олимпиада “Музеи. Парки. Усадьбы” — это уникальный проект на стыке культуры и образования. В прошлом сезоне в нём приняли участие 130 тысяч школьников и почти 300 площадок. Его главная идея — превратить весь город в единое, образовательное пространство.

Олимпиада стала импульсом для развития самих культурных площадок. Составляя вопросы для участников, они по-новому взглянули на свои экспозиции, сделали их более интересными и доступными для юной аудитории. “Музеи. Парки. Усадьбы” — успешный пример того, как культура и образование, объединившись, могут создавать по-настоящему массовые, востребованные и, что главное, очень душевные проекты для москвичей», — отметил Алексей Фурсин, руководитель Департамента культуры города Москвы

Идея Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» родилась и воплотилась в Москве. И стала частью культурного кода современного мегаполиса.


Автор текста — Виолетта Тамбия

Фотографии пресс-службы объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово», пресс-службы музея-заповедника «Царицыно», администрации ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино"