«Lignum. Раскол»
Уже давненько мне предложили сыграть в «Лигнум», чтобы поделиться впечатлениями. Игру я впервые увидела ещё весной на игроконовском стенде, но круг моих знаний о ней ограничивался только тем, что это самиздат.
Как человек, работающий в студии, я понимаю, что это очень сложно — самому издать игру, потому что люди, занимающиеся этим, обычно и чтецы, и жнецы, и иллюстраторы, и редакторы в одном лице, поэтому я решила поддержать ребят фидбэком в виде статьи — возможно, он окажется полезным, а вам будет любопытно, что за игра.
ПРАВИЛА
У игры есть лор, который разделяет мир на 4 фракции, которые руководствуются своими принципами и интересами в борьбе за влияние.
Очки влияния — то, что мы будем зарабатывать в процессе партии.
Валюта в игре — свет (жетоны Ним). Им вы будете расплачиваться за наём союзников и многие другие действия в игре.
«Лигнум» сложна тем, что в игре несколько вариантов победы: первый — у каждого из игроков есть цель, выполнив которую можно мгновенно победить.
Другой вариант победы — набрать 100 или больше очков влияния.
Последний — если у кого-то закончились воины в запасе, побеждает тот, у кого в данный момент больше всего влияния.
Перед началом партии игроки выбирают по 1 боевой цели — за которую они могут получить очки в ходе игры. Например, держать под контролем (иметь своих рабочих) в трёх жилых кварталах.
На старте участники покупают 2 союзников в совет (они всем видны, и их свойства будут работать на вас), получают стартовые жетоны света (каждая фракция свои) и очки за купленных персонажей.
Ход игрока проходит следующий образом.
Первым делом активируются способности его персонажей с иконкой кирпичей (чаще всего там доход либо передвижение его воинов).
Потом игроком выставляется из казармы 1 воин на игровое поле (или можно снять своего воина). Правила выставления простые: либо в квартал на тот этаж, где вы уже есть, либо на соседнюю лестницу. Лестница — возможность перейти на другой этаж и начать там контролировать квартал. Если таким образом вы теперь соседствуете с другим персонажем (или соседствовали до выставления рабочего), вы можете сынициировать бой. Также на этом этапе вы получаете бонусы кварталов, которые вы контролируете. Там может быть получение победных очков и другие плюшки (а иногда даже штрафы).
Ну и в конце хода при желании можно купить нового персонажа и при этом обязательно нужно заменить хотя бы одного персонажа в вашем совете. Если вы купили персонажа, вы должны выставить 1 воина из запаса в казарму — его теперь можно выставить на поле.
Ещё одно, о чём осталось коротенечко рассказать, — бой. Если вы решили атаковать соседа, вы выкладываете случайную карту из своих купленных персонажей третьей после персонажей в совете и сравниваете ваш показатель атаки и показатель защиты обороняющегося игроки. Если ваш показатель выше, вы получаете 2 ПО, 1 трофей и помещаете своего рабочего на место соседа (мипл соперника возвращается в запас).
Если побеждает защищающийся, он тоже получает очки и трофей, а атакующий вдобавок теряет очки и убирает своего мипла с поля.
Последний момент, за который можно получить очки в игре — сбор сетов. Покупая персонажей, вы можете получить очки, собрав 3 одинаковые иконки на нейтральных персонажах или 5 разных иконок среди любых.
Также в игре есть конкретные персонажи, сеты из которых приносят победные очки. Некоторые из них включают возможность собрать сет из героев своего цвета и персонажей с рынка.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Важно сказать, что я пишу впечатления по первым следам после одной партии — мне было важно сделать это именно в таком формате, чтобы ни одна мысль об игре не потерялась, пока эмоции ещё свежи.
«Лигнум» — игра с асимметрией, поэтому неудивительно, что порог вхождения в игру высоковат: нужно следить за тем, что важно делать другим игрокам для победы, и контролировать, чтобы у кого-то из игроков ситуация по условиям победы не зашла слишком далеко.
У нас получилась образцово-показательная ситуация, как не надо делать, когда игроки отпустили одного из участников, и закономерно Женя обошла всех, взяв на одном ходу и победную цель, и последнего персонажа для сета, тем самым набрав за 100 ПО.
Проблема новичка в этой игре в том, что он не может оценить полезность и подходящую тактику своей фракции, и начинает совершать самые простые +- понятные ему действия, которые только на 5% приближают его к победе.
Например, в нашей партии ни красная, ни белая фракция не провели ни одной диверсии, хотя возможность (и, конечно, необходимость этого) была.
Разумеется, это всё нарабатывается с опытом, и обычно прелесть игр с асимметрией как раз начинает чувствоваться тогда, когда игроки понимают все опции фракций и их гипотетически возможные финты ушами.
У меня была интересная фракция, которая выходит на поле только в партиях на 4 участников (ещё и только платно, выставляясь рядом с конкретными фракциями), но три хода подряд на меня нападали, блокировали свойство отравлением, убирали лидера из совета, а под конец ещё и свет забрали 🤪 — и, в какой-то момент оставшись с одним миплом на поле, я поняла, что мне только и остаётся, что забыть про свою цель и пытаться просто стриггерить конец игры по очкам, набрав сеты. Не могу сказать, что это мне испортило впечатление от игры, но ещё раз для себя я поняла, как важно садиться играть в подобные настолки с игроками, которые видят общую ситуацию и играют от неё, — «Лигнум» очень требователен в этом отношении к участникам, ведь в какой-то момент лидера уже просто невозможно остановить.
Конкуренция, как вы поняли, здесь высока из-за ареа-контроля: все победные и боевые цели строятся на контроле территорий.
В плане контроля кварталов мне понравилась механика лестниц, потому как чаще всего самое сложное в игре — правильно подобраться к кварталам, которые вам нужно контролировать, а между этажами можно двигаться, только захватив лестницу. При этом если у вас отбили лестницу — всё пропало, и очень часто захват нужно начинать прям с нуля.
Что вызвало большие вопросы — нужность механики сбора именных сетов. Представьте, что вам нужен Иван, Сергей и Семён, чтобы собрать 10 ПО. А вот игроку справа — Владимир, Иннокентий и тоже Семён. Но вот незадача — Семён в колоде один. В игре прописана очерёдность хода, где первым на 4 участника ходит красный. Что делает красным первым подготовительным ходом? Правильно, покупает Семёна с рынка. Обламывая двух других игроков с возможностью собрать личный сет насовсем, с первого хода. Это — странно. Я сначала думала, что в игре будет механика а-ля «переменить» (злополучного Семёна), чтобы была возможность получить очки и другим игрокам, но я просмотрела все карты — такого нет.
Что касается других именных сетов — это просто не очень удобно: иконки на персонажах мелкие, а вчетвером каждый раз заглядывать к сопернику, смотря, кто у него уже есть, просто неудобно.
При этом общие сеты у меня вопросов не вызывают — разве что только непонятно, можно ли получить очки за них дважды (например, собрав трёх торгашей и трёх воинов).
С чем ещё в игре тяжело (и я уверена, что это тоже последствия самиздата) — правила. Мне понадобилось их перечитать на два раза, чтобы осознать, и я до сих пор надеюсь, что мы ничего не сломали)
Некоторые иконки есть в целях, в других местах это текст. Некоторых иконок мы не нашли нигде (может, плохо искали, но для чего нужна корона на поле, так и не поняли). Также мне кажется не очень удачным сильная похожесть издалека иконки трофея и защиты — это по факту цельный щит и чуть сломанный щит.
В плане поля — постоянно забываешь о бонусах кварталов, где стоит твой мипл, потому что он закрывает это свойство.
Формулировки на планшетах тоже разные, хотя работает похоже — это заставляет постоянно залезать в правила и перепроверять.
При этом ядро игры, кажется, простое — но неудачная структура правил и некоторые огрехи в формулировках компонентов влияют на быстроту понимания правил довольно сильно. До сих пор не уверена, что правильно трактовала некоторые нюансы.
В целом же скажу, что для первого опыта «Лигнум» всё равно удался. В игре есть и напряжение, и место для развития экономики — скорее всего, если вам заходят конфликтные евро типа «Короны из пепла», вам может понравиться и «Лигнум».
Асимметрию, как я уже писала, вряд ли получится раскусить по максимуму с первой партии, но в целом там не настолько жёсткая разница в умениях, чтобы вы чувствовали себя, как в каких-нибудь «Корнях», ибо в «Лигнуме» это скорее асимметрия победных целей и личной колоды персонажей, а не общей механики работы каждой фракции.
Поэтому «Лигнум» скорее игра для компании, которая готова наигрывать партии в подобных настолках — в идеале повторяющимся составом. Девочки, кстати, даже как будто захотели сыграть по итогу ещё, чтобы действовать более эффективно и с пониманием, хотя сначала из-за обилия имён собственных игра их крайне фрустрировала и приводила к полному непониманию того, что происходит и что нужно делать, а значит, по итогу «Лигнум» их заинтересовала, и это плюс:)
Я абсолютно точно не целевая аудитория игры, но мне в ней нравится вот эта не радикальная асимметрия и условный движок совета + идея с лестницами, о которой я писала выше, но в целом крайне мало игр с механикой ареа-контроля и евроэлементами, которые прям моё, поэтому в моих планах подарить игру челябинскому клубу, где на постоянке собираются во что-то конфликтное и получают от этого удовольствие, — думаю, это будет лучшим вариантом для популяризации этой настолки.