Найти в Дзене
Воздушные бои

Победы асов JG52. Йоханнес Визе

Рассказав про Шалля, мы расскажем про его командира - Йоханнеса Визе. Этот ас служил в I группе JG52, командовал ей в период рассвета, то есть в 43 году. Он был большой специалист по штурмовикам, именно эти самолёты составляют большую часть его побед. Кроме того, ас интересен обилием заявок, которые ему не были подтверждены. Ещё любопытно отметить, что он неоднократно сбивал по несколько «Илов» за день и за бой, ему принадлежит рекорд по «Илам», сбитым за один день – 13 штук в первый день Курской Дуги. Мы сосредоточимся на рассмотрении прежде всего данных массовых заявок аса.  Как ас, Визе состоялся в 42 году. I группу, как читатель помнит, постоянно кидали туда-сюда, используя как пожарное соединение. Первый относительно яркий месяц аса был октябрь 42 года, ас воевал в небе Сталинграда и одержал 12 побед, плюс несколько неподтвержденных. В целом его заявки неплохо подтверждаются документами Советской стороны. Так, 2 октября он заявил "Ил", и в том бою 226 шад потерял пять своих машин

Рассказав про Шалля, мы расскажем про его командира - Йоханнеса Визе. Этот ас служил в I группе JG52, командовал ей в период рассвета, то есть в 43 году. Он был большой специалист по штурмовикам, именно эти самолёты составляют большую часть его побед. Кроме того, ас интересен обилием заявок, которые ему не были подтверждены. Ещё любопытно отметить, что он неоднократно сбивал по несколько «Илов» за день и за бой, ему принадлежит рекорд по «Илам», сбитым за один день – 13 штук в первый день Курской Дуги. Мы сосредоточимся на рассмотрении прежде всего данных массовых заявок аса. 

Как ас, Визе состоялся в 42 году. I группу, как читатель помнит, постоянно кидали туда-сюда, используя как пожарное соединение. Первый относительно яркий месяц аса был октябрь 42 года, ас воевал в небе Сталинграда и одержал 12 побед, плюс несколько неподтвержденных. В целом его заявки неплохо подтверждаются документами Советской стороны. Так, 2 октября он заявил "Ил", и в том бою 226 шад потерял пять своих машин по причине очень плохого сопровождения. 9 октября ас заявил "Як", который также подтверждается. Он был из состава 283 иад. Но в целом немцы в тот день очень сильно наврали. Например, они заявили 10 "Илов" в небе Сталинграда, между тем потерь в воздушных боях штурмовиков вовсе не отмечено. Сразу три таких самолёта, к примеру, заявил некий Фриц Мроцек из JG3. 14 числа ас в бою с 220 иад и 283 иад, которые сопровождали "Илы", заявил очередную победу. Потери обоих дивизий составили три "Яка", и учитывая небольшое на сей раз завышение результатов со стороны немцев, вероятнее всего эта победа Визе тоже подтверждается. 17 числа ас сбил опытного пилота 11 иап Ульянова Михаила Фёдоровича, имевшего 3 победы, причём это был групповой бой. 

Ульянов Михаил Фёдорович
Ульянов Михаил Фёдорович

25 октября ас впервые одержал подтвержденные немецкими данными массовые победы над "Илами". За день четыре штуки, и три за один бой. Если по поводу одиночной заявки аса мало данных, то три свои победы он явно оформил в бою с группой 226 шад, которая по Советским данным потеряла всего один "Ил". Примечательно, что истребители прикрытия в бой не вступали и атак бф-109 не заметили. У Визе была интересная система атаки "Илов" - снизу сзади, метясь в уязвимое место - маслобак. Обычно он выжидал момент и атаковал, когда истребители сопровождения не представляли для него угрозу. Вдобавок практически все "Илы" в то время были одноместными. 

27 числа ас сбил "Як" из 293 иап. Мы повествовали про тот бой в статье о Тренкеле. Были сбиты в нем, но к счастью выжили, два будущих Героя Советского Союза - Олейник и Сафронов, причём Олейника Григория Никитовича, имевшего 8 побед на счету, судя по месту сбил именно Визе. 31 числа за день ас заявил четыре истребителя, ему подтвердили три победы. В реальности подтверждается только самая первая заявка аса. Утром он перехватил пару 273 иап Самуйлик Выдриган, которая вылетала на разведку, и сбил в ходе группового боя ведомого, Выдригана Николая Захаровича, тогда ещё имевшего всего 1 победу на счете, хотя и довольно опытного уже лётчика, в будущем яркого аса. Выдриган спасся с парашютом. В общем, из этого разбора видно, что ас в целом был объективен, но иногда его все же чуть заносило. Впрочем, про кого из асов JG52 нельзя сказать то же самое? 

Герой Советского Союза Выдриган Николай Захарович
Герой Советского Союза Выдриган Николай Захарович

В декабре ас действовал уже на юге Воронежской области, где ему противостояла 2 ВА. В тот месяц он уже несколько раз одерживал массовые победы над "Илами". Так, 16 числа он заявил целых пять "Илов", ещё шесть заявил Фройвёрт, причём за один вылет. По имеющимся данным, 2 ВА потеряла шесть своих "Илов", то есть немцы отработали неплохо, но результат сильно завысили. С другой стороны, можно отметить ещё одну важную черту Визе - он старался в основном атаковать "Илы", которые либо плохо сопровождались, либо вообще не сопровождались. В данном случае сопровождение осуществлялось весьма малыми силами. 

25 числа его заявки тоже сомнительные. Он заявил три победы за вылет, а всего немцы заявили шесть побед. Реально же 775 шап потерял три "Ила" всего. В очередной раз "Илы" работали без сопровождения. 

Ас получил отпуск, вернулся только к маю 43 года. Откуда-то пошла байка, что его звали "кубанский лев" в СА, но на самом деле в небе Кубани он не показал ничего выдающегося. Стоит, пожалуй, отметить его три заявки от 5 июня. В тот день ас за бой заявил три победы. По разным данным, три "Ила" либо два "Ила" и "ЛаГГ". Известно о потерях в указанном месте в том бою пяти "Илов" из состава 230-й шад, правда некоторые из них сбиты огнём ЗА. Также было сбито четыре ЛаГГа, из которых только один отнесен на огонь истребителей. Немцы заявили пять "Илов" и два "Яка", не учитывая одну спорную победу Визе. В общем, Визе поработал явно не безуспешно. 

Пятого июля ас оформил тот самый свой рекорд - 13 "Илов" за день и 6 за бой. Это был первый день Курской Дуги. И, увы, в тот день "Илы", особенно из состава 17 ВА, понесли тяжёлые потери. 

Бедой 17 ВА было то, что количество штурмовиков в её составе значительно превышало количество истребителей, а 295 иад, на которую выпадала основная функция сопровождения "Илов", на тот момент ещё мало напоминала саму себя образца 45 года. Она имела в составе полки, укомплектованные большим количеством неопытных пилотов. Это и привело к поистине колоссальным потерям именно "Илов". Добавим, что большинство "Илов" в её составе всё ещё были одноместные. 

Ранним утром 205 шад была поставлена цель - нанести удар по аэродрому Основа в районе Харькова, дабы лишить люфтваффе возможности эффективно противостоять Советским ВВС. Надежда была на то, чтобы застать немцев врасплох. Однако были допущены грубые ошибки при планировании удара. Шли "Илы" двумя восьмёрками, действовал 237 шап. И, как выяснилось, немцы удар ждали, с утра в небе дежурили их истребители. Командование 17 ВА вдобавок не обеспечило надёжное истребительное прикрытие восьмёрок, плюс взлетали они с интервалом в 10 минут. Это было наследие тактики Красовского, который считал, что эффективнее не удары одним мощным кулаком "Илов", а последовательные удары небольших групп. При таком способе, как считалось, не происходит суматоха над целью, плюс враг находится постоянно в напряжении, поскольку постоянно подвергается атакам с воздуха. Однако эта тактика имела оборотную сторону: маленькие группы были лёгкой целью для истребителей врага, особенно когда этих истребителей было достаточно, а сопровождение было налажено плохо. 

Итог налёта был плачевен. Немцы попросту уничтожили обе восьмёрки ещё на подходе к аэродрому, причём из восьмёрки Цыганкова вернулся лишь один самолет, а из восьмерки Карбинского - два. В этой бойне Визе оформил три первые заявки за день. 

Следующие три заявки он оформил в боях с 2 ВА, сверка их затруднена. Но самый успешный бой он провел вечером. Он заявил шесть побед в ходе данного боя, а потом и сам был сбит появившимся неожиданно истребителем. Правда, дело ограничилось потерей самолёта. Что же это был за бой? 

Вечером было решено силами обеих дивизий 9-го САК нанести могучий удар по вражеским переправам через Северский Донец в районе Безлюдовка. Там наблюдалось скопление большого количества вражеской пехоты и техники. Удар большим количеством штурмовиков мог привести к полной парализации действий немцев на этом участке. Однако командование рисковало. Было уже понятно, что в данном районе немцы держат достаточно истребительных сил. Видимо, расчёт был на то, что за день немцы устали и понесли большие потери, судя по сводкам 2-й ВА.

Наступили на прежние грабли. На задание "Илы" вновь шли отдельными восьмёрками, которые должны были выйти точно в заданное время, чтобы не создать толкучки в небе. Каждую восьмёрку отдельно должны были охранять истребители. А вот с этим были проблемы. Истребителей было маловато в принципе для нормального сопровождения, кроме того, периодически получалось, что они путали свои группы. Часть "Илов", таким образом, оказалась абсолютно беззащитной. Не стоит забывать, что многие "Илы" всё ещё использовались в одноместном варианте.

В 306-й шад на задание ушло по одной восьмёрке из каждого полка. Восьмерка 672-го шап пошла на задание без всякого прикрытия. Попросту истребители её не нашли. Конечно же, логика подсказывала необходимость возвращения домой, но, увы, командир принял решение продолжать вылет. В итоге вся восьмерка не вернулась на аэродром. Для немецких асов эти штурмовики были лёгкой целью, учитывая ещё и отсутствие стрелков у данной группы.

995-му шап повезло ненамного меньше. Истребители хотя и сопровождали до цели восьмёрку, но над целью попросту рассыпались и не оказали сопротивления вражеским истребителям. Из восьмерки уцелело лишь три самолёта.

Больше повезло 951-му шап, восьмёрку которого старательно опекали. Тем не менее, всё же двух экипажей наши не досчитались.

305-я шад рыботала по цели иным строем - каждый полк выставил по три шестёрки, кроме 237-го, который был разгромлен утром.

В 955-м шап наименьшие потери понесла шестёрка Салкина. В районе цели "Илы" были атакованы, но, сохраняя строй, смогли отбить атаки. Потерь они не понесли, лишь один самолет, подбитый в бою, оказался на вынужденной. А вот шестёрки Острасова и Радомысльского понесли тяжёлые потери. В каждой из них было сбито по четыре самолета. То есть в целом из 18-ти ушедших на задание потеряно было 9 штук - ровно половина. Это при том, что нам ещё неизвестно, в каком состоянии вернулись уцелевшие экипажи.

В 175-м шап наибольший урон понесла шестёрка Долгова. Уцелел после налёта всего один "Ил". Менее всего пострадала шестёрка Ермака, хорошего командира, потеряв только одну свою машину на вынужденной. Наконец, два "Ила" потеряла шестёрка Шнырева.

Итак, если подводить грустные итоги, то налет обернулся не разгромом немцев, а огромными потерями для атакующих. Из 60-ти экипажей, ушедших на задание, потеряно было 32 самолета. Многие, очевидно, были выведены из строя. 9-й САК фактически лишился боеспособности.

Визе, судя и по месту, и по обстоятельствам, атаковал как раз злополучную восьмёрку 672 шап. Победы эти были для него крайне лёгкими: истребителей не оказалось, вдобавок "Илы" были одноместные. Так что ничего удивительного в этом успехе нет. К сожалению, это был, пожалуй, самый печальный эпизод в истории "Илов" вообще. От Визе не требовалось ни особого искусства, ни храбрости. 

Ил-2 в одноместном варианте. Такой самолёт был очень уязвим для вражеских истребителей
Ил-2 в одноместном варианте. Такой самолёт был очень уязвим для вражеских истребителей

Седьмого ас оформил шесть "Илов", которые, на сей раз, ему не были подтверждены. Нам не известно время и место заявок. Я предполагаю, что часть заявок аса может относиться к 951-му шап, который около 9 утра совершал четверкой налёт на переправу. Во время воздушного боя Ла-5 потеряли штурмовики из виду, и в итоге вся четверка не вернулась с задания. Мы нашли, однако, только одну заявку на "Илы" в указанное время - от Курта Брэндле. Весьма возможно, что именно Визе сбил остальные "Илы", тем более он не упускал, как видим, возможность атаковать "Илы", лишившиеся сопровождения. 

После этого ас отличился новым массовым истреблением штурмовиков только 17-го числа, заявив за бой четыре "Ила", ещё один заявил его ведомый Янке. Поскольку других побед в этот день немцы в районе Обояни не заявили, победы эти не так сложно проверить. Это были штурмовики 266-й шад. Будучи атакованы над целью, они понесли потери. Известно, что пять "Илов" были подбиты истребителями, совершили вынужденные посадки на брюхо, позже, однако, эвакуированы и починены. В целом, как видим, количество побед немцы определили верно, а вот с качеством атак Визе прогадал. И на сей раз относительный успех Визе стал следствием того, что истребители сопровождения никаких проблем немцам не создали. Но "Илы" были в двухместном варианте, поэтому Визе не мог столь нагло, как 5 числа, подходить к ним вплотную и расстреливать. Вдобавок организация во 2 ВА была на порядок выше, чем в 17 ВА, и группа, несмотря на потери, не рассыпалась и билась до конца в сомкнутом строю. Любопытно, что уже на следующий день ас работал на Донбассе. И заявил там два "Яка". В том бою также один "Як" сбил лётчик Плюккер. Потери понёс 73-й гиап, сбиты были пилоты Фролов, Моргунов и Кисляков. А вообще на этом участке асу не удалось добиться каких - то выдающихся побед, поскольку сопровождение штурмовиков 8-й ВА было достаточно надежным. 27-го июля ас заявил два "Ила". Всего немцы заявили в том вылете пять штурмовиков, по советским данным потеряно было четыре штурмовика 232-го шап.

После этого ас заявки оформил только в октябре. Он вел бои в районе Запорожья. 13 октября он участвовал в отражении налёта 109-й шад, оформил две победы. Всего оформлено было пять побед, потери составили четыре самолёта (два сбито, два тяжело повреждено, село на вынужденных). То есть в целом немцы довольно точно оценили успех. Налёт этот вновь был весьма сумбурным и неудачным. Хотя 109 гшап работал в полном составе, по отчётам самих экипажей результаты были весьма скромные. В воздушном бою участвовали не только бф-109, но и ю-87, оказавшиеся в данном районе. 

20-го ас одержал семь побед, причём пять "Илов" сбил за один бой. Около 12 часов на задание ушли две шестёрки 955-го шап. Ведущими групп были Березняков и Дорошенко. Экипаж Фесунова из группы Березнякова вернулся с задания из-за неисправности двигателя. Не доходя до цели, экипажи были атакованы совершенно неожиданно. Атаки производились снизу, да ещё и со стороны солнца. В итоге строй был сломан, и потери понесены тяжёлые, а истребители сопровождения, связанные боем, помешать не смогли. В группе Березнякова сбиты были Пастоев и Червинцев, а из группы Дорошенко уцелел лишь командир, все четыре экипажа (лётчики Кудрявых, Ионов, Костин, Овчинников) были сбиты. Анализируя заявки немцев, мы видим, что группу Березнякова атаковали подчинённые Визе Дёне и Кляйн, которые и заявили по победе, а Визе атаковал группу Дорошенко и почти полностью её уничтожил. Атаки он, без сомнения, проводил на высоком уровне, завысил всего на одну победу реальный результат, однако снова стоит заметить, что Визе выбрал момент, когда истребители сопровождения ему уже не могли помешать. 

Следуюшей жертвой немецких асов стала шестёрка 672 шап. На сей раз из шестёрки Бурака вернулись всего два самолёта. Визе в этом бою оформил ещё две заявки, а всего немцы заявили 5 побед. 

28-го ас оформил ещё четыре "Ила" за бой, на сей раз уже против 8-й ВА. Пострадал 76-й гшап. Было сбито в реальности три "Ила". 

Больше у аса не было боев, где он одерживал свыше двух побед. Результаты его как-то быстро сникли. В январе он заявил 5 побед, а в феврале так и вовсе всего две. Оно и понятно: культура сопровождения "Илов" вышла на новый уровень, и Визе стало трудно одерживать победы. Прорываться сквозь сопровождение, как некоторые пилоты II группы, он не любил. 

В январе стоит отметить одну из побед аса. 8-го января Визе заявил сбитый "Як", а всего немцы заявили в тот день четыре "Яка" в районе Кировограда. Все они подтверждаются. Более того: три из четырёх сбитых были опытными асами. Визе и Плюккер сбили Юдина и Горчакова, пилоты 183 иап. Юдин Алексей Сергеевич имел 13 личных, 8 групповых побед на момент гибели. Горчаков Анатолий Алексеевич имел на счету 5 побед. В другом бою потерял двух пилотов 427-й иап, в том числе своего штурмана, Черненко Николая Никифоровича, 7 личных и 3 групповые победы. Видимо, сбит он был тем же Плюккером. 

Черненко Николай Никифорович
Черненко Николай Никифорович

Герой Советского Союза Юдин Алексей Сергеевич
Герой Советского Союза Юдин Алексей Сергеевич

22 февраля он заявил две последних победы в карьере, которые абсолютно никаких оснований не имеют, это была просто малозначительная стычка с 288 иад. 

Про ранение аса в бою с "Илами" и сопровождавшими их Ла-5фн, которое поставило крест на его карьере на Востоке, да и в принципе не карьере, мы рассказывали. Оно выглядело очень закономерным, поскольку задолго до этого поражения ас совершенно "потух", его стиль был стилем прошлого. Время подводить итоги. 

Хотя у аса присутствуют заявки и сомнительные, и откровенно фейковые, в целом большая часть его побед имеет подтверждение. И порой ему реально удавалось нанести "Илам" серьёзные потери. Но, хотя Визе хорош был в борьбе с "Илами", мы не можем его назвать великим воздушным бойцом. Практически все его успехи в боях с "Илами" были следствием стечения ряда факторов, в результате которых "Илы" оказывались без сопровождения. Такие возможности ас реализовал отлично. Но специалист он был узкий. В боях с истребителями он поначалу добивался определенных успехов, но в целом был не особо силен. 

Тем не менее, Визе стоит признать серьёзным асом. Мы только что разбирали Шалля, который формально похож на Визе. Тоже служил в I группе, тоже заявлял Илы. Однако Шалль был лишь пародией на Визе. 

Командир Визе был неплохой, группа при нем успешно действовала именно против "Илов", однако унаследовала недостатки самого Визе как аса. В 44 году она, собственно, и погрузилась во вранье только потому, что не умела иначе воевать. Сбивать "Илы" при хорошем сопровождении асы этой группы не умели. Кроме того, она была слабовата именно в боях с истребителями. В I группе при Визе практически не было универсалов, способных нейтрализовать сопровождение. Тренкель был в этом смысле исключением из правил, самобытный ас, выработавший свой стиль. Вольфрум, как ас, сложился во II группе. Таким образом, Борхерсу достался коллектив с малым числом асов вообще и с полным отсутствием тех, кто умел вести бой с истребителями. Собственно, приличных асов последнего типа, таких как Фэрбер и Рикгофф, воспитал уже Борхерс. 

Ещё одной негативной особенностью группы была вышеупомянутая слабость в ситуациях, когда что-то пошло не так. Иными словами, группа, атакуя, слаба была в подстраховке. В принципе, и сам Визе вполне мог бы стать в первый день Курской Дуги жертвой привычки работать без сопровождения. Одному из лучших его орлов, Плюккеру, повезло меньше, и в подобной ситуации он был сбит и погиб. Беспечность привела к раннему завершению карьеры Юргена Нордманна. Да и у Тренкеля в карьере поражение от Алелюхина было следствием сходных причин. К слову, если мы вспомним гибель тех же самых Фэрбера и Рикхоффа, то и в тех случаях сыграло роль отсутствие прикрытия и некоторая невнимательность асов. 

Таким образом, Визе был средний ас и средний командир, хотя формально одержал и большое количество реальных побед. И все же, на наш взгляд, I группа уступала и III группе эпохи Ралля, и особенно II группе. И даже, как кажется, предыдущий её командир, практически неизвестный широкому кругу любителей авиации Хельмут Бенеманн был более разнообразный, объективный и талантливый ас и командир, чем Визе.