Представьте себе Титана – человека, чье имя было синонимом целой эпохи в искусстве, актера, который одним своим появлением в кадре мог заставить замереть миллионы сердец. А теперь представьте этого Титана в его последние дни – сломленного, униженного, обокраденного, умирающего в муках на больничной койке, состоянии, которое врагу не пожелаешь. Это не сценарий трагического фильма.
Это леденящая душу реальность последних лет жизни всенародного любимца Армена Борисовича Джигарханяна. Как могло случиться, что человек, заработавший за свою блестящую карьеру колоссальное состояние, оказался в финале своего пути в капкане унизительной нищеты и чудовищного предательства? Куда бесследно испарились его миллионы, квартиры, счета? И кто таинственная кукловодша, которая, по мнению друзей и близких, дергала за ниточки, превратив жизнь гения в персональный ад? Эта история не просто о наследстве. Эта история о циничном обмане, о слепой любви, ставшей оружием, и о женщинах, которые до последнего вздоха актера вели за него беспощадную войну.
«Я всю жизнь играл и свою жизнь проиграл» — эти слова, произнесенные с невыразимой горечью незадолго до смерти, стали трагической эпитафией великому артисту. Они прозвучали как приговор, как признание полного поражения не на сцене, а в самой главной пьесе — его собственной судьбе. Сегодня, когда на Ваганьковском кладбище над его могилой, рядом с трагически погибшей дочерью Еленой, шелестит листва, главные вопросы не просто остаются без ответа.
Они кричат, требуя справедливости. Чтобы осознать всю глубину этой трагедии, нужно сначала взглянуть в глаза той, кто разделила с ним почти полвека жизни и кто сегодня осталась у разбитого корыта, в тени его громкого имени. Его бывшая жена, Татьяна Власова, женщина, которая была его опорой, его тихой гаванью, его верной спутницей в годы славы и испытаний, сегодня, в свои восемьдесят с лишним лет, не имеет даже официального статуса вдовы.
Она доживает свой век в той самой легендарной трехкомнатной квартире в престижном Староконюшенном переулке Москвы, где когда-то они были по-настоящему счастливы, где рождались замыслы великих ролей, где кипела жизнь. Но даже эти стены, пропитанные воспоминаниями, больше не являются ее крепостью. Это семейное гнездо оказалось жестоко и цинично расколото надвое.
После оглушительного, скандального разрыва, Джигарханяна с его последней страстью, молодой украинской пианисткой Виталийной Цымбалюк-Романовской, вскрылась чудовищная деталь, ставшая прологом к полному краху. Армен Борисович, находясь, по мнению многих, под полным и безоговорочным влиянием своей молодой пассии, продал половину их общей с Власовой квартиры некоему бизнесмену Юрию Растегину. Этот предприниматель, проявив то ли неслыханное благородство, то ли холодный дальновидный расчет, великодушно предоставил актеру его же бывшую долю в бессрочное и безвозмездное пользование.
Теперь в этих когда-то оживленных комнатах Татьяна Сергеевна живет одна. Ее гнетущее одиночество усугубляется унизительной, кричащей бедностью. Ее пенсия в 23 тысячи рублей – это жестокая насмешка судьбы для женщины, которая была супругой национального достояния.
Почти все эти крохи, до последней копейки, уходят на оплату коммунальных счетов за апартаменты, которыми она владеет лишь наполовину. «Я за все плачу. Как мы с Арменом Борисовичем платили всю жизнь, так я теперь одна плачу».
С тихой, но от этого не менее пронзительной горечью, говорит Власова. Она не жалуется, не просит о помощи, в ней чувствуется порода и гордость. Но за этим фасадом – глубочайшая обида и недоумение.
Человека, купившего долю в ее жизни, в ее прошлом и будущем, она видела всего один раз и даже не отдает себе отчета, по своей ли территории она ходит в собственном, казалось бы, доме или уже по чужой. Ходят слухи, что бизнесмен якобы пообещал Джигарханяну со временем сделать из квартиры мемориальный музей после ее смерти. Но в эту красивую сказку не верит даже ее сын Степан, давно живущий в Америке и наблюдающий за этой драмой издалека.
Сама Татьяна Власова с фатальной покорностью предполагает самое страшное. «Я думаю, что он мне дал возможность дожить, умереть и потом уже владеть этой квартирой». По сути, это означает, что чужой человек, воспользовавшийся семейной драмой, просто терпеливо ждет ее кончины, чтобы окончательно и бесповоротно забрать последнее, что связывало ее с великим мужем – их общий дом.
Но эта циничная сделка с половиной квартиры – лишь вершина айсберга, видимая часть финансовой катастрофы. После кончины Джигарханяна его основное имущество, накопленное за десятилетия невероятно успешной и плодотворной карьеры, просто растворилось в воздухе. Деньги с многочисленных банковских счетов, недвижимость, антиквариат – все исчезло почти без следа, оставив друзей, коллег и немногочисленных родственников в состоянии шока и полного недоумения.
И все взгляды, полные не просто подозрений, а прямых обвинений, устремлены в одну единственную сторону – на последнюю жену, Виталину Цымбалюк-Романовскую. Именно ей, молодой, амбициозной и невероятно предприимчивой пианистке из Киева, стареющей, больной и возможно уже не совсем адекватный актер, слепо доверил абсолютно все. Генеральная доверенность давала ей безграничное право распоряжаться его счетами, любым имуществом и даже его пенсией.
Их роман, вспыхнувший на закате его жизни, поначалу преподносился прессе как волшебная сказка. Огромная разница в возрасте в 44 года – новая юная муза, подарившая Мэтру второе дыхание. Виталина, начавшая свою карьеру в его театре как скромный аккомпаниатор, совершила головокружительный взлет, став сначала его официальной женой, а затем – к изумлению всей театральной Москвы и директором его же театра.
Фантастическое совпадение. Друзья Джигарханяна, видевшие ситуацию изнутри, так не думают. Артур Сагаманян, близкий друг актера, который до последнего пытался спасти его, говорит прямо.
Там были мошеннические схемы со стороны Виталины. К сожалению, мы так и не смогли возбудить серьезного уголовного дела. Я так понимаю, там кто-то вмешался.
Потому что действительно была продана половина, принадлежащая Армену Борисовичу, деньги были изъяты, они к нему так и не попали. То есть это было чистой воды мошенничество. Сам Джигарханян в последние месяцы своей жизни, казалось, наконец прозрел, вырвавшись из-под гипнотического влияния.
Он с ужасом и горечью осознавал, как цинично его обманули и как мантру повторял друзьям одну и ту же фразу «У меня все украли». За этим последовал скандальный грязный развод, взаимные обвинения в прессе и отчаянная попытка через суд вернуть хотя бы малую часть похищенного. Артист направил Виталине официальное письмо с требованием вернуть крупные денежные средства, которые он давал ей якобы взаймы.
В суде адвокат пианистки пытался выстроить целую систему защиты, представляя эти деньги как плату за квартиру, придумывая на ходу несуществующие договоры купли-продажи. Но суд, к счастью, не поверил в эти сказки и взыскал с Цимбалюк Романовской один миллион рублей. Капля в море пропавшего многомиллионного состояния.
Сама же Виталина, которая сегодня прекрасно себя чувствует, проживая в шикарной квартире, купленной когда-то вместе с Джигарханяном, все обвинения категорически отвергает. Она с уверенностью заявляет, что все нажито исключительно ее талантом и непосильным трудом, а духовное наследие Джигарханяна для нее куда важнее его материального наследства. Пока Татьяна Власова считает копейки, чтобы оплатить счета за половину своей квартиры, в прессе активно муссировались слухи, что за одно свое появление на скандальных ток-шоу, где она была главной героиней, Цимбалюк Романовская получала гонорар до миллиона рублей.
Учитывая невероятное количество эфиров, в которых она принимала участие, можно с уверенностью предположить, что она действительно может позволить себе абсолютно безбедную жизнь. Но самое страшное и бесчеловечное в этой истории – это даже не пропавшие деньги, а то, в каких немыслимых, унизительных условиях провел в свои последние дни великий актер, кумир миллионов. Рассказ медсестры одной из столичных больниц, куда в последний раз доставили Джигарханяна, рисует поистине апокалиптическую картину, от которой волосы встают дыбом.
Артиста привезли в чудовищно запущенном состоянии, ни мытым, ни бритым, с отросшими ногтями, в грязной одежде. «Мы корки», запекшиеся на теле у него, никак не могли размочить, – с ужасом рассказывала медработница журналистам. По ее словам, на истощенном теле актера были многочисленные глубокие пролежни, даже на пятках, что является прямым и неоспоримым свидетельством полного отсутствия элементарного ухода.
Пришлось срочно вызывать хирургов, чтобы их вырезать. Футболку на нем пришлось срезать ножницами, потому что она буквально присохла к его телу. Он кричал ночи напролет каждые 15 минут от боли и беспомощности.
«То подними-ми меня! То положи меня!» От него исходил дурной запах, у него стоял мочевой катетер, который, по словам медсестры, однажды лопнул, и моча просто потекла по ногам на больничный пол. Видно было, что ему невыносимо стыдно и очень горько. «Он мучился», вспоминала она.
Вывод медперсонала был однозначен и жесток. Армена Джигарханяна привезли в больницу фактически умирать, избавившись от него, как от ненужной вещи. Этот кошмарный, унизительный финал находится в чудовищном диссонансе с его яркой, насыщенной и славной жизнью.
Армен Джигарханян родился 3 октября 1935 года в Солнечном Ереване. Он не знал своего отца и был воспитан матерью Еленой Васильевной, простой, но интеллигентной женщиной, которая и привила ему беззаветную любовь к театру. Несмотря на сильный кавказский акцент, из-за которого его с треском провалили на вступительных экзаменах в ГИТИС, он не сдался и поступил в Ереванский театральный институт.
Уже на первом курсе его невероятный талант заметили, и он начал играть в русском драматическом театре, быстро став звездой республиканского масштаба. Его первая большая трагическая любовь – прима театра «Алла Вановская» была старше его на 14 лет и страдала от редкого генетического заболевания – хореи, которое, к несчастью, передалось и их общей дочери Елене. Их брак был сложным и недолгим.
Настоящей судьбой стала для него встреча с Татьяной Власовой, заведующей литературной частью того же театра. Их роман вспыхнул как порох. И когда Джигарханяна пригласили в Москву, в легендарный театр «Ленка», к самому Анатолию Эфросу, он без малейших колебаний позвал Татьяну с собой.
Она, не раздумывая, оставила своего гражданского мужа, известного режиссера, и уехала с Арменом в полную неизвестность. Они вместе прошли через все круги ада и рая. Жизнь в крохотной коморке без удобств, при театре, без денежье, а затем – оглушительный всесоюзный успех, славу и, наконец, ту самую просторную квартиру на Арбате.
Армен усыновил сына Татьяны от первого брака, Степана, дал ему свою фамилию и отчество, воспитывая как родного. На протяжении десятилетий они считались одной из самых крепких и красивых пар в советском кинематографе. Татьяна была не просто женой.
Она была его мудрой соратницей, его ангелом-хранителем, учила с ним ночами роли, помогала с подбором музыки к спектаклям, была его самым первым, самым честным и самым строгим зрителем и критиком. Однако даже в их, казалось бы, идеальном союзе со временем появились свои трещины. Семья видела его чаще на экране телевизора, чем дома.
Джигарханян был одержим работой, он буквально сгорал в ней, снимаясь порой в четыре-восьми фильмах ежегодно. Он сыграл более трехсот ролей, став абсолютным рекордсменом, и его имя было по праву занесено в книгу рекордов Гиннеса. От обаятельного негодяя Тристана в «Собаке на сене» до безжалостного и страшного горбуна Карпа в культовом фильме «Место встречи» изменить нельзя.
Он мог быть абсолютно любым. Его неповторимый, узнаваемый голос с легким акцентом обожали все дети Советского Союза. Именно он озвучил мудрого волка в гениальном мультфильме «Жил-был пес» и дядюшку Мокуса в «Приключениях поросенка Фунтика».
Но за этим ослепительным успехом скрывались глубокие семейные драмы. Отношения с единственной родной дочерью Еленой складывались очень сложно. Девочка, унаследовавшая тяжелую болезнь матери, нуждалась в особом внимании и заботе, которых вечно занятый, вечно пропадающий на съемках отец, дать ей, увы, не мог.
Канун 1988 года в их семью пришла страшная трагедия. Двадцатилетняя Елена погибла, отравившись угарным газом в машине вместе со своим молодым человеком. Эта невосполнимая потеря стала незаживающей, кровоточащей раной для Джигарханяна до конца его дней, возможно, именно она и надломила что-то важное в его душе.
Спасения он, как и всегда, искал в работе, погружаясь в нее с головой. В бурные девяностые он совершил еще один подвиг – основал собственный театр, став для многих молодых актеров вторым отцом. В конце девяностых Татьяна Власова была вынуждена переехать в США, чтобы присматривать за домом, который они там приобрели.
Джигарханян остался в России, разрываясь между двумя континентами. Постепенно между супругами росло отчуждение, а актера, оставшегося одного в огромной квартире, все чаще стала одолевать гнетущее одиночество. И вот именно в этот момент, в этот вакуум, на горизонте и появилась она – Виталина Цымбалюк-Романовская.
По ее романтической версии, она влюбилась в актера еще 16-летней девочкой, взяв у него автограф во время гастролей в Киеве. Спустя годы она нашла его в Москве, и стареющий, одинокий и больной мэтр увидел в ее молодости и энергии спасение. Он называл ее своей последней любовью, своим последним шансом на счастье.
Она преданно ухаживала за ним после микроинсульта, и он, стремительно разведясь с Власовой, в 2016 году официально на ней женился. Что было дальше, знает вся страна. Стремительный взлет Виталины до поста директора театра, полный контроль над всеми финансами и имуществом, а затем – оглушительный грязный скандал на всю страну.
Джигарханян публично, в телеэфире, назвал ее «воровкой чистой воды», обвинив в хищениях и мошенничестве в особо крупных размерах. Начались бесконечные суды и унизительные ток-шоу, которые окончательно подорвали и без того слабое здоровье актера. В этот самый тяжелый период к нему из Америки вернулась Татьяна Власова.
Она простила ему измену и предательство, и была рядом до самого конца, ухаживая за бывшим мужем, который умирал в нищете, боли и забвении. Сегодня, спустя годы после его смерти, эхо этой драмы не утихает. Пасынку Степану по итогу досталась лишь скромная однокомнатная квартира и пенсионное накопление отца.
Татьяна Власова продолжает жить в своей наполовину чужой квартире, с достоинством, ожидая своей участи. А Виталина, с триумфом пережив все скандалы, недавно объявила, что в 46 лет впервые стала матерью, но имя отца ребенка держит в строжайшей тайне. История Армена Джигарханяна – это страшное трагическое напоминание о том, как гениальность, слава и всенародная любовь могут оказаться абсолютно бессильны перед человеческой алчностью, цинизмом и предательством.
Великий актер, мастер перевоплощения, сыгравший сотни сложнейших ролей, так и не смог распознать самую страшную и самую главную роль, которую хладнокровно играли рядом с ним в его собственной реальной жизни.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк и пишите в комментариях, что вы думаете об этой шокирующей истории.
Читайте так же:
#новости #Шоубизнес #Звёзды #Знаменитости #Селебрити #Медиа #Популярность #новостишоубизнеса #ностальгия #звездыссср #актерыссср #актрисыссср #Музыка #Кино #Актеры #Певцы #Хиты #Оскар #Скандалы #Желтаяпресса #Слухи #Разводы #Пиар #Провалы #Успех #Тренды #Блогеры #Мемы #Фанаты #Концерты #БизнесЗвезд #Смешно #Приколы #Мемы #Чтослучилось #ЗабытыеЗвезды #Кино #СоветскиеАктеры #КлассикаКино