Сложная тема всеобщей одержимости, поиска врага в соседе, взращивания лжецов и невозможности добиться объективной оценки ситуации. Оговоры не только ближних, но и самих себя. Всё это есть в пьесе Артура Миллера «Суровое испытание», мастерски перенесенной Дмитрием Астраханом на сцену Театра на Трубной. Прекрасные актерские работы, яркие костюмы и атмосферные декорации помогают не погрузиться в беспросветную пучину размышлений о человеческом бессилии перед молохом фарисейства законников, а задуматься над конкретной историей и проекцией ее повторений в иные времена, о мужестве людей не сломленных пытками и до конца отстаивающих свое честное имя.
Ложь нескольких юных барышень, пытающихся оправдать свои вольные танцы поздним вечером у лесного костра внушением дьявола, запускает цепь поиска его пособников среди жителей города Салема в 1692 году. В пособники нечистого записывают всё больше и больше ни в чем неповинных людей. Происками нечистой силы, а не слабого уровня знаний о здоровье и медицине, считает Энн Патнэм потерю своих семерых новорожденных детей. И возможно её домыслы проигнорировались бы окружающими, если бы она не была супругой влиятельного землевладельца Томаса Патнэма. А тот, будучи человеком мстительным и считающим себя умнее и лучше своих соседей, заинтересован расквитаться за понесенные с его точки зрения оскорбления со всем городом.
«Клевета стала делом святым и патриотичным» — фраза характеризующая весь сюжет. Эту фразу произносит Ведущий. В пьесе Миллера нет такого действующего лица, но ссылки на события и авторские пояснения столь велики, что режиссер выбрал правильное решение создать персонажа, который информирует зрителей об истории города, описывает характеры и скрытые мотивации героев.
Зрители видят, как разрастается подозрительность, множатся обвинения друг друга в несуществующих грехах, за которыми скрывается стремление оклеветать и свести счеты с теми, кто по разным причинам становился препятствием в достижении сугубо личных целей. Обвинения ради этого в колдовстве, предательстве и отступлении от веры — средства, которыми пользуются многие, чтобы выгородить себя и свалить вину на соседа. Но в пьесе показаны и люди высокой принципиальности, глубокого сознания чести и долга, во имя правды вступавшие в борьбу с темными силами реакции.
Людям с веревкой на шее предлагают признать свою вину в сношениях с дьяволом, иначе они будут казнены. Покаялся — получил жизнь. Нет — на виселицу. Не размышляя о том, что так формируется общество беспринципных лгунов; все, отстаивающие правду, будут казнены. Но задумываешься, хватило бы у тебя мужества вынести пытки и не солгать, если тебе за оговор обещана жизнь. СУРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ!
Серьезная, но не угнетающая постановка. Хотя местами, хотелось запустить ускоренный просмотр. Сцены диалогов с обвинителями, попытки добиться правдивых показаний показались несколько затянутыми, слишком долго продолжался пинг-понг: видел-не видел, танцевал-не танцевал, тогда прикидывался — сейчас нет. Надеюсь, что режиссер внесет легкие купюры. Желаю спектаклю яркой жизни и серьезного зрителя.