стали убежищем для последователей старой, так называемой Брынской веры, что отражено в сочинениях св. Дмитрия Ростовского (Туптало).
Проживали в Брынских лесах, в 1708 г. : Петр Ермилов Ярославец , да из Переславля Залеского Борисоглебского монастыря старец Андроник, также старец Пахомий. И многие по лесам имели скиты великие и малые, мужские и женские, и вера у них была разная и дела странные.
Известно, что в 1700 году в Ростовскую митрополию к св. Дмитрию приходил старец Пахомий, который был родом из Ярославской губернии. Так вот этот старец еще в детстве был заведен в брынские леса, где и вырос. Дважды был перекрещен раскольниками, сначала беспоповщинского толка, а потом поповщинского, но затем он принял православие и постригся в монахи. Далее он поведал, что в лесах упоминается до 20 раскольничих скитов. Чтобы организовать столько скитов, нужно очевидно ни одно десятилетие. Можно предположить, что в Москве в 1666-1667 гг., когда переписывались богослужебные книги было заложено тем самым зерно раскола.
К времени святителя Ростовского Дмитрия раскол прочно утвердился в брынских лесах. Туда направлялись раскольники разных толков и согласий и каждый создавал свой скит. В 1708 г. был в Ростове у Св.Дмитрия черный поп Иосаф, строитель Спасской Роевской пустыни, Болохонского уезда (Спа́со-Преображе́нский Про́нский монасты́рь ), который вручил некие тетради, где были обозначены скиты брынские.
1.Христовщина или лучше антихристовщина
2.Иконоборщина
3.Поповщина
4.Безпоповщины
5.Чувственники
6.Кривотолки
7.Ануфриевщина
8.Ефросиновщина
9.Иосиповщина
10.Калиновщина
11.Киприановщина
12. Иларионовщина
13.Серапионовщина
14.Козминщина
15 Волосатовщина
16.Исаковщина
17.Стефановщина
18.Аввакумовщина
19.Сожигатели
20.Морельщики
По утверждению того же попа Иософа были и другие скиты, называемые по имени учителя. Все вместе проживали между собой в несогласии, вместе не ели и не пили, и друг друга называли еретиками.
В 1709 году приходили к Святителю Дмитрию и другие выходцы из Брынских лесов, обратившиеся в православие: Петр Ермилов Ярославец, старец Андроник из Переславля Залесского, старец Пахомий и рассказывали, что прежде так было, а нынче многие умерли, а многие ушли в Польшу и там образовали скиты, а здесь иные пришли на их место.Остались же следующие скиты:
Христовщина, название свое получила от некоего учителя, называемого себя Христом,поклоняется ему, как истинному Христу.
Иконоборщина-не признает иконы ни старого письма, ни нового.
Поповщина-принимает беглых попов.
Беспоповщина-не принимает никаких попов и не признает никаких таинств.
Чувственники-считают антихриста, пришедшего в мир чувственно, а лица его не указывают.
Кривотолки-все скиты их несправедливо(криво) толкуют Священное Писание.
Ануфриевщина или Аввакумовщина- содержит учение Аввакума протопопа.
Серапионовщина-получила свое название от Серапиона, который призывал всех морить голодом будто за Христа, назывались они еще Мореньщиками.
Волосатовщина или Сожигатели, убеждали всех к самосожжению, а пожитки, поддавщихся на обман брали себе.
Илларионовщина-признавали попами простых мужиков, имели у себя миро (специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания), будто бы освященное патриархом Никоном.
Федосьевищина-эта секта гнушалась законного брака, назыая его блудом,поповщину бранила и к безпоповщине не относилась.
Иосифовщина переставляла попов по своему мужицкому чину.
Ефремовщина, у нее начальник был Иаков Зубов. Четвероконечного креста не признает и в кельях держит монахинь, с которыми скитники имеют сожительство.
Субботники, те, которые постятся в субботу.
Кроме перечисленных скитов, были и другие, большие и малые.
К началу XVIII века поселение брынских скитов еще больше увеличивалось. Сюда прибывали московские раскольники и другие, недовольные преобразованиями Петра I, в лице которого они видели антихриста и искали спасения в глухих и уединенных местах. "В 1700 г. в Москве поднялся ропот против преобразователя Петра Великого: раскольники пустили слух, что настало время антихристово, что Москва-Вавилон, а жители-Вавилоняне, слуги антихристовы. Суеверные верили этим нелепым толкам и толпами бежали из православных городов и сел, как из царства антихристова, а все скиты и пустыни становились местами спасения.При таком большом стечении раскольников, брынянам нужно было позаботиться, чтобы было кому отправлять богослужения. И для этого они принимали к себе отрешенных от мест, за какие либо проступки, беглых попов православной церкви. А если не могли найти, то позволяли священнодействовать простым мужикам и даже бабам. Для руководства в наставлении веры и благочестию ходило между брынскими раскольниками рукописное "Евангелие вечное",
составленное Аввакумом, который утверждал, что Евангелие писано не его рукой, а перстом Божьим".
Из лесов брынских учители раскола расходились по окрестностям, которые насадили раскол в Козельском и Мещевском уездах, кроме того они доходили даже до Ростова и достигали переделов Польши. И уже в XIX веке они продолжали проживать в брынских лесах, в основном принадлежали к поповщинской секте, где службу проводили попы австрийского поставления.
С особым уважением относились они к тому месту, где по преданию сторожилов находился Савватиевский скит, представляющий из себя пещеру, недалеко от села Старая Брынь.
Жители Калуги , в том числе духовнство белое и черное, были, за немногим исключением, почти поголовно раскольниками. "И того града священники всякое священное служение отправляли по старопечатным служебникам и требникам, и обхождение круга имели по солнцу, о чем показали сами, что оное чинили за волю своих прихожан и смотря на архимандрита Кариона, настоятеля Лаврентиева монастыря в Калуге". Архимандрит Карион и бургомистр Золотарев, да местный судья Давыдов, да поповский староста поп Иван Захаров в начале XVIII столетия были главными заправителями раскола в Калуге.
источник : "Калужские епархиальные ведомости" за 1874 г.