Найти в Дзене

3. Блюз

Древним было дело, что на земле американской родилась песня особая - блюз. Там, где работали усердно люди черные, собирались они вечером в жилищах тесных, развлекаясь игрой на струнах да звуках печальных, утоляя сердце усталое от трудов тяжелых. Получила широкую известность та музыка тогда, когда потянулись музыканты южане к городам севера, переселявшись в частности из Нового Орлеана в Чикаго. Это случилось давно, ещё в пору войны великой, в 1918 году. Помогли широкому народному признанию напева артисты бродячие, переезжающие дороги дальние, часто лишённые зрения ясного. William Handy Распространилась повсюду музыка грустная и простая по землям сельским Юга американского и постоялым дворам путевых трактиров. Интересовались ею вскоре и знатные музыканты, писали её впервые на бумагу нотную. Первым таким мастером был композитор известный Вильям Хенди, создатель знаменитого «Сент-Луис блюза». Основой формы блюза стал двенадцатитактовый цикл («квадрат»), состоящий из трёх частей по четыре
2. Бытовые и светские корни джаза
Сказы о музыке и музыкантах25 ноября

Древним было дело, что на земле американской родилась песня особая - блюз. Там, где работали усердно люди черные, собирались они вечером в жилищах тесных, развлекаясь игрой на струнах да звуках печальных, утоляя сердце усталое от трудов тяжелых. Получила широкую известность та музыка тогда, когда потянулись музыканты южане к городам севера, переселявшись в частности из Нового Орлеана в Чикаго. Это случилось давно, ещё в пору войны великой, в 1918 году. Помогли широкому народному признанию напева артисты бродячие, переезжающие дороги дальние, часто лишённые зрения ясного.

William Handy
William Handy

Распространилась повсюду музыка грустная и простая по землям сельским Юга американского и постоялым дворам путевых трактиров. Интересовались ею вскоре и знатные музыканты, писали её впервые на бумагу нотную. Первым таким мастером был композитор известный Вильям Хенди, создатель знаменитого «Сент-Луис блюза».

Основой формы блюза стал двенадцатитактовый цикл («квадрат»), состоящий из трёх частей по четыре такта каждая. Первый фрагмент строится на основной (тонической) гармонии, второй - на подчинённой (субдоминантовой), а третий - на завершающей (доминантовой).

Последние два такта третьей части именуются блюзовой каденцией, образуя особую музыкальную фигуру типа вертушки ("turnaround").

Каждая фраза блюза делится на две равные части - вопрос и ответ. Сперва певец задает вопрос, затем инструмент отвечает ему риффом либо вторит вокальному мотиву, исполняя специальную фразу, будто передразнивая. Первая и вторая строчки чаще всего оказываются схожими, говоря одну жалобу, вроде той, что «женушка меня прогнала из родного дому». Последняя же строфа содержит мудрый вывод или шутливое наблюдение, вроде того, что «теперь-то уж стану вольным скитальцем-разбойником».

Таковы были мысли народные тех, кому приходилось терпеть тяжести повседневной жизни, выплескивая чувства и страдания в словах веселых, полных чёрной усмешки. Само название «блюз» означает буквально «тоска», ибо пели блюзы подобием вздохов сетующих, протяжностью звуков жалующихся. Подобно человеку горестному, завывают голоса инструментов, поддержанные дрожью-вибрато в конце музыкального вздоха. Темпы блюза чаще всего неспешные, плавные, задумчивые или умеренно-качающиеся.

Big Joe Williams
Big Joe Williams

Мелодия блюза исполняется необычно: звучит свободно, слегка отставая от общего ритма сопровождения, что создаёт особое ощущение небрежности и непринуждённости. Подобная манера легла в основу знаменитой джазовой техники свинга. Эта особенность придаёт блюзу характерную расслабленность исполнения, столь любимую слушателями.

Особенность блюзовой мелодики - сочетание ступеней натурального мажора и минора, формирующих характерные блюзовые тона: пониженная третья ступень (IIIb), пониженная пятая (Vb) и седьмая (VIIb). Эти звуки воспринимаются как элементы минорной пентатоники наложенной на мажорную последовательность аккордов, создавая неповторимую окраску блюзового звука. Умелое использование блюзовой гаммы позволяет обыгрывать все аккорды квадрата ей одной.

Robert Johnson
Robert Johnson

Гармоническая основа блюза насыщена малыми мажорными септаккордами, обогащёнными различными добавлениями и альтерированными ступенями. Особенно выразителен малый мажорный септаккорд с повышенной девятой ступенью (#9), содержащий одновременно обе терции - большую и малую, звучащие в разных регистрах. Таким образом, соединение радости и грусти, света и тени сливается в единую картину, уничтожающую прежнюю четкую границу между двумя крайними чувствами.

Jesse Fuller
Jesse Fuller

Использовали в блюзе разнообразные инструменты: гитару, гармонику, трубу, кларнет, тромбон, саксофон и даже обычные предметы быта. Фортепиано также стало важным инструментом в исполнении блюзовых композиций.

Породил блюз новые стили музыки. Было это так: примерно в сороковых годах прошлого века придумали городские блюзмейстеры играть на электрогитарах удивительных, упростив немного прежнюю сложность стиля танцевального свинга. Отсюда родилось новое течение, прозванное ритм-н-блюзом. Вскоре, в пятидесятые годы, появился любимый всеми рок-н-ролл, чьи корни крепко уходят в блюзовую землю. Уже позже, в шестидесятых годах, талантливые белые музыканты, в основном британцы, услышали сладкое эхо блюза и создали новый стиль, получивший славу мировую - блюз-рок.

Блюз сделался главным украшением иных стилей и жанров музыки, став основой знаменитых направлений джаза, рока, поп-музыки.

LIMITOFF

Дорогие друзья! Мой новый альбом LIMITOFF доступен на всех платформах.