В одной из предыдущих статьей рассказывалось об особенностях рассмотрения судами дел о приватизации жилого помещения. В данной же статьей рассказывается о реальной ситуации, в которой доказывать право на приватизацию и пришлось не самому проживающему в квартире человеку, а уже его наследникам.
В частности, в суд обратилась женщина, являющаяся сестрой наследодателя, который умер, до конца не дооформив приватизацию квартиры, в которой он проживал.
Факт родства был подтвержден свидетельствами о рождении истца и ее брата, факт его смерти - свидетельством о смерти.
Истец указала, что в установленный законом срок она обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу, что подтверждается соответствующей справкой.
К нотариусу с заявлением о принятии наследства также обратилась тетя наследодателя.
Однако, нотариусом было вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия, в соответствии с которым истцу и ее тете было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении квартиры, в которой проживал наследодатель.
Основанием к отказу в выдаче свидетельства о праве на наследство послужил тот факт, что в ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации права собственности на квартиру на имя наследодателя.
Между тем, в 2003 г. между наследодателем и муниципальным образованием, в лице Комитета по управлению имуществом, был заключен Договор на передачу квартиры в собственность граждан, согласно которому в собственность наследодателя безвозмездно передается квартира.
Из имеющейся на нем отметки следует, что указанный Договор был зарегистрирован в Комитете по управлению имуществом также в 2003 г.
Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред., действовавшей на момент обращения наследодателя с заявлением о приватизации) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Как следует из разъяснений, приведённых в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решён в двухмесячный срок, заключён договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал своё заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишён возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Как указал Верховный Суд РФ в Определении № 5-КГ21-144-К2 от 16.11.2021 г., возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
В данном случае Договор на приватизацию квартиры был оформлен и зарегистрирован в установленном на тот момент порядке. То есть квартира подлежала включению в наследственную массу независимо от того, что после 1998 года наследодатель не зарегистрировал свои права на нее.
Так, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущества.
В силу ч. 1 ст. 1143 ГК РФ, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Дяти и тети наследодателя отнесены ч. 1 ст. 1144 ГК РФ лишь к наследникам третьей очереди.
Поскольку у наследодателя не осталось наследников первой очереди, а из наследников второй очереди была только его сестра, суд удовлетворил ее иск, признав за ней право собственности на квартиру в порядке наследования.