Найти в Дзене

Двусложные размеры стихов

Стихотворные размеры — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке, который создаёт ритм стиха. Размеры делятся на двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного) и трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных). Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы: ударные слоги обозначают знаком «—», безударные — знаком «U», границы стоп — как «|». Хорей Двусложный стихотворный размер в силлабо-тоническом стихосложении. Состоит из первого долгого (ударного) и второго краткого слогов. Схема: _U | _U |, где _ — ударный слог, а U — безударный. Устаревшее название — «трохей». В российской литературе хорей использовали ещё с дописьменных времён: он часто встречался в былинах, старинных духовных и народных стихах, а также в частушках. Понятие «хорей» пришло из древнегреческого языка, где слово χορεῖος означало «плясовой» и происходило от χορεῖος πούς — «хоровая стопа». Со временем в литературном стихе хорей уступил м
Оглавление

Стихотворные размеры — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке, который создаёт ритм стиха. Размеры делятся на двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного) и трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы: ударные слоги обозначают знаком «—», безударные — знаком «U», границы стоп — как «|».

Хорей

Двусложный стихотворный размер в силлабо-тоническом стихосложении. Состоит из первого долгого (ударного) и второго краткого слогов.

Схема: _U | _U |, где _ — ударный слог, а U — безударный.

Устаревшее название — «трохей».

В российской литературе хорей использовали ещё с дописьменных времён: он часто встречался в былинах, старинных духовных и народных стихах, а также в частушках.

Понятие «хорей» пришло из древнегреческого языка, где слово χορεῖος означало «плясовой» и происходило от χορεῖος πούς «хоровая стопа».

Со временем в литературном стихе хорей уступил место самого популярного размера ямбу — тоже двусложному метру, но с ударением на втором, чётном слоге.

В XVIII веке писатели, которые формировали правила русской литературы, предсказывали, что хорей снова окажется более востребованным. Так считал Василий Тредиаковский: по его мнению, метр с ударением на первом слоге был «всеми числами совершен и лучше». Однако в итоге победил его оппонент Михаил Ломоносов, который отдавал предпочтение ямбу.
В XIX веке поэты чаще использовали пятистопный вариант хорея. Серебряный век популяризировал редкий семистопный хорей. Владимир Маяковский и Сергей Есенин писали вольным хореем.

Виды хорея:

Наиболее распространённые размеры русского хорея — четырёх- и шестистопный. С середины XIX века применялся также пятистопный.

Есть и семистопный хорей — он получил распространение в эпоху Серебряного века, известны две его разновидности: с цезурой после четвёртой стопы и бесцезурный.

Пример четырёхстопного хорея — «Зимний вечер» Александра Пушкина.

«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...»

Пример пятистопного хорея - «Выхожу один я на дорогу» Михаила Лермонтова.

«Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит...»

Пример шестистопного хорея - «Буря» Николая Некрасова.

«Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец шепнула: "Есть в саду беседка...»

Пример семистопного хорея - «Конь блед» Валерия Брюсова.

«Улица была – как буря.
Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый рок.
Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.»

Ямб

Это двусложный стихотворный размер в силлабо-тоническом стихосложении, при котором безударный слог предшествует ударному.

Схема: U_|U_|, где _ - ударный слог, а U — безударный.

В литературе не упоминается конкретное устаревшее название для ямба. Однако, известно, что в античные времена ямб использовался преимущественно для создания лёгкой, несерьёзной поэзии, такой как сатира, комедии и басни.

Само слово «ямб» пришло в русский язык из древнегреческого, и его происхождение имеет несколько версий:

  1. От имени Ямбы, дочери нимфы Эхо и бога Пана, которая развлекала Деметру шутками.
  2. От греческого слова ίάπτειν, что означает «стрелять», намекая на порывистую быстроту стопы.
  3. От слова ἴαμβύκη, которым древние греки называли музыкальный инструмент, сопровождавший пение.
В русской поэзии ямб всегда был одним из самых распространённых размеров, и его использование не ограничивалось какими-либо временными рамками, кроме как в контексте различных литературных направлений и стилей.

Виды ямба:

  • Четырёхстопный (часто используется в лирике и эпосе).
  • Пятистопный (характерен для лирики и драмы XIX–XX веков).
  • Шестистопный (встречается в поэмах и драмах XVIII века).
  • Вольный разностопный (применяется в баснях и комедиях).

Примеры:

  • Четырёхстопный ямб: 

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…

(А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

  •  Пятистопный ямб: 

Волчи́ца ты́, тебя́ я презира́ю.

К любо́внику ухо́дишь от меня́.

(Ильф и Петров, «Золотой телёнок»)

  •  Шестистопный ямб: 

Ты погрусти́, когда́ умрёт поэ́т,

Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й

Не возвести́т, что э́тот ни́зкий све́т

Я променя́л на ни́зший ми́р черве́й.

(У. Шекспир, перевод С. Я. Маршака)