Народное православие и его пастыри
Расскажу о явлении, которое отметил и счел важным особенно сейчас, когда идет борьба за каждую душу. Враг, как всегда, проявляет креативность, делая зло привлекательным, особенно для молодежи. Противопоставить этому надо нечто особенное, против чего зло будет бессильно потому, что не сможет противостоять объединенному в своем большинстве народу России.
Вопрос – чем и как объединить, и главное, кто это сможет?
Приведу пример того, как это делают православные пастыри, идущие в ногу со временем и людьми.
Отец Евстафий (Жаков), кстати, дальний родственник Ленина
Родился 6 апреля 1941 года в семье профессора М. П. Жакова, возглавлявшего кафедру челюстно-лицевой хирургии в Ивановском государственном медицинском институте. Мать — Е. Б. Жакова (в девичестве — Володко). Сейчас внимание: бабушка по отцовской линии — Евгения Александровна Ардашева (Жакова) была двоюродной сестрой В. И. Ульянова (Ленина).
Отец Евстафий до того, как стать священником, 20 лет проработал врачом-кардиологом и врачом скорой помощи. В 1970 после аспирантуры в Ивановском педагогическом институте, защитил диссертацию по философии, посвятив свою работу религиозному философу В. С. Соловьеву. Несколько лет работал в химико-технологическом институте; был доцентом кафедры, преподавал философию и марксизм-ленинизм. Стал членом КПСС и в 1974 году его исключили за чрезмерное увлечение религиозной тематикой и частые посещения церкви.
От тюрьмы и от сумы...
В 1976 году стал фигурантом уголовного дела, связанного с незаконным оборотом предметов старины (иконы, церковная утварь). Являясь страстным коллекционером, Михаил Жаков, искал иконы и буквально спасал их, выкупая у «собственников» - директоров колхозов, превративших в склады церковные помещения. Все с оформлением квитанций купли-продажи. Не помогло. Жакова могли обвинить в хищении социалистической собственности, в преступном сговоре с председателем колхоза. Абсурд, но могло сработать.
Следователя смущало одно - родство «преступника» с Лениным. Жакову предложили компромисс: вместо 5 лет с конфискацией – 2 года высылки и безвозмездная передача антикварной коллекции Ивановскому краеведческому музею. Жаков согласился.
Эти события поставили окончательно точку в сомнениях насчет своего будущего – Жаков выбрал путь духовного служения людям.
В 1987 году получил сан священника в Петрозаводской епархии. Затем его перевели в Петербургскую епархию, где он принял монашеский постриг.
Что успел сделать
Немало. Помимо каждодневного служения, вознесению молитв за живых и мертвых, восстановил пять храмов. Начинал всегда с литургии на развалинах зданий. Порой это была первая литургия в храме за последние 90 лет.
Отец Евстафий занимает твердую позицию, не боясь осуждения, в вопросе захоронения тела Ленина.
- «…убрать вождя Ильича из мавзолея — это кощунство».
В 2025 году в честь Праздника Крестовоздвижения, в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» во время службы осветили несколько бронежилетов, которые передали в дар воюющим на Донбасе.
- "…под минометным обстрелом все начинают верить в Бога, и эти бронежилеты смогут защитить не только тело, но и дух воинов", - это слова одного из участников боевых действий.
Сейчас, на мой взгляд, происходит новый всплеск единения православия и народа, который через таких пастырей, как отец Евстафий, находит не только утешение, но и черпает силы для борьбы за само Православие, за Веру, за Отечество.
Сталин и Матрона Московская
Отец Евстафий и его храм Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, под Петербургом, известны тем, что там есть необычная икона блаженной Матроны Московской.
На ней в полный рост изображен Сталин, который получает благословение блаженной Матроны осенью 1941 года.
- "Ты останешься в городе. Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь».
Достоверность события, положенного в основу сюжета иконы не установлена. Но от этого популярность истории и самой иконы не меньше.
Отца Евстафия атаковала целая армия антисталинистов, антисоветчиков, либералов и просто сумасшедших с требованием убрать икону, покаяться. Для убедительности подключили телевидение. На интервью с игуменом подписался канал НТВ, предполагая смутить священника своими вопросами. Однако, получилось наоборот – отец Евстафий своими четкими ответами поставил их в тупик.
- "В этой иконе нет ничего криминального. Она реально благословила вождя на военные подвиги".
Разумеется, подняли тему канонизации Сталина, раз есть икона с его изображением. Игумен ответил, что об этом речи нет, Сталин изображен как человек, ни нимба, ни других атрибутов святости. Икона закрепляет в сознании идею о духовной стороне борьбы с врагом, истоке побед, единстве Веры и любви к Отчизне, божественном предопределении великого народного Подвига.
Что в этом криминального или плохого? Разве другой известный духовный пастырь, Святитель Лука не назвал Сталина всенародным вождем, богоданным руководителем страны..?
Отец Евстафий о Сталине
- "Чувство, что Сталин - отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, - это чувство не покидало меня всю жизнь. У меня было два отца, кроме Отца Небесного: один - мой отец по плоти, а другой отец - это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который все равно был отцом моей страны. Любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мертвого льва, я слушаю мое сердце. Я поминаю Иосифа Виссарионовича на всех службах, где это уместно, особенно в те дни, когда он умирал, в день его рождения, в те дни, когда он праздновал общую Победу нашего народа".
Сталин – атеист!
В ответ на это игумен спросил:
- "А откуда вы знаете? То, что он возглавлял атеистическое государство - так мало ли кто что возглавлял! Я больше верю двум патриархам - Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определенно: Сталин был верующим человеком".
Открытый финал
Отношение к игумену неоднозначное. В кругах коллег, скажем так, многие считают его экстремистом. Грозились икону с Матроной Московской и Сталиным убрать. Убрали или нет, не знаю. Может кто-то владеет информаций. Делитесь, опубликую.
На мой взгляд в деятельности этого священника нет ничего экстремистского. Наоборот, помогает приблизиться к вере тем, кто был от нее далеко по разным причинам.
Выталкивать взашей из храма за то, что уважаешь Сталина – это правильно? Надо покаяться? А как, если не понимаешь – в чем. Отец Евстафий, Святитель Лука, как и другие священнослужители, которые отдают должное Сталину, не заслуживают того, чтобы к ним прислушивались?
Народ интуитивно чувствует правду, выбирает духовных проводников потому, что верит в их честность, чувствует духовное родство. С такими проводниками надо не бороться и навешивать ярлыки, а советоваться сними, чтобы они делились опытом – как собирать паству и вести к богу, а не разгонять нетерпимостью или дресс-кодом и наличием пирсинга и татуировок.
Электронные книги для Вас:
Новый "старый" проект, задуманный 20 лет назад... Прошу поддержать..
Продолжение печатается в черновике, когда книга рождается на ваших глазах...