Найти в Дзене
Наталья Косякова

По алгоритму волшебства. 10 лет «Media-клубу Чехов»

Александр Адабашьян и Александр Бруньковский (фото из архива "Media-клуба Чехов") В ноябре своё 10-летие отметил «Media-клуб Чехов» - проект, который в столичной библиотеке им. А.П. Чехова организовали директор библиотеки Елена Пахомова и режиссёр Александр Бруньковский. Бриллианты на Олимпе Адабашьян, Хуциев, Абдрашитов, Разлогов, известный, в частности, как ведущий программы «Документальная камера» на телеканале «Культура» Андрей Шемякин, легендарный художник Василий Валериус, теле- и радиоведущий Олег Булгак, киновед и программный директор Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале Наталья Лукиных и ещё десятки невероятно интересных творческих людей – представляете эту бриллиантовую россыпь на Олимпе? По словам Александра Бруньковского, практический каждый из героев клуба – человек-оркестр, умеющий связывать разные виды искусств и плодотворно в них работать. «Для меня всегда было заманчиво изучать таких людей, - говорит Александр. - Всегда было интересно понять, к
Александр Адабашьян и Александр Бруньковский (фото из архива "Media-клуба Чехов")
Александр Адабашьян и Александр Бруньковский (фото из архива "Media-клуба Чехов")

В ноябре своё 10-летие отметил «Media-клуб Чехов» - проект, который в столичной библиотеке им. А.П. Чехова организовали директор библиотеки Елена Пахомова и режиссёр Александр Бруньковский.

Бриллианты на Олимпе

Адабашьян, Хуциев, Абдрашитов, Разлогов, известный, в частности, как ведущий программы «Документальная камера» на телеканале «Культура» Андрей Шемякин, легендарный художник Василий Валериус, теле- и радиоведущий Олег Булгак, киновед и программный директор Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале Наталья Лукиных и ещё десятки невероятно интересных творческих людей – представляете эту бриллиантовую россыпь на Олимпе?

По словам Александра Бруньковского, практический каждый из героев клуба – человек-оркестр, умеющий связывать разные виды искусств и плодотворно в них работать.

«Для меня всегда было заманчиво изучать таких людей, - говорит Александр. - Всегда было интересно понять, как, в смысле творческом, живёт такого рода художник, как он выстраивает эту свою конструкцию».

Елена Пахомова добавляет, что герои клуба – люди неравнодушные, они готовы тратить свои силы и время, чтобы помочь создать уникальное медиапространство, где кино, литература, театр, музыка и живопись органично соединяются в единое художественное целое.

«И ещё очень важно, - сказала Пахомова на праздновании 10-летия клуба, - что куратор нашего проекта Александр Бруньковский – человек в среде, то есть режиссёр, художник, сценарист - без этого не сделаешь никакой киноклуб».

Директор библиотеки № 8 Елена Пахомова (фото из архива "Media-клуба Чехов")
Директор библиотеки № 8 Елена Пахомова (фото из архива "Media-клуба Чехов")

А началось всё 3 ноября 2015-го (Года кино) с вечера о Тонино Гуэрре в рамках «Ночи искусств». Представить человека-оркестра масштаба большего, чем этот великий итальянский поэт, сценарист, художник, актёр, мыслитель и человек с душой ребёнка, а также невероятный рассказчик, думаю, возможно вряд ли.

«На тот момент Тонино, - говорит Бруньковский, - уже не было с нами, он «перешёл в другую комнату» (так Гуэрра называл переход в мир иной), но в нашем медиапространстве он присутствовал в моей документальной ленте «Женитьба по-итальянски». Звучала музыка Нино Роты, на экране были Тонино и его Лора, а также его рисунки, фрагменты из снятых по его сценариям фильмов, его книги и т.д. Потом они оба появлялись в нашем клубе ещё не раз – на экране и в моих рисунках и картинах».

Александр Бруньковский (фото из архива "Media-клуба Чехов")
Александр Бруньковский (фото из архива "Media-клуба Чехов")

Встречи «Media-клуба Чехов» обычно проходят в библиотеке на Пушкинской, но не только. Его площадками бывали и знаменитая non/fiction, и книжный фестиваль «Красная площадь», и Московская международная книжная ярмарка на ВДНХ, и семейный фестиваль искусств «Яркие люди» в Парке Горького, где Бруньковский радовал зрителей своим райком с картинками – и везде зрелище неизменно привлекало пристальный зрительский интерес.

Кстати, гости клуба на его стационарной площадке - не просто зрители в обычном понимании, именно так задумал Александр Бруньковский.

Зрители в Media-клубе всегда особенные (фото из архива "Media-клуба Чехов")
Зрители в Media-клубе всегда особенные (фото из архива "Media-клуба Чехов")

Пасы мечты

Кто-то в нашем мире умеет правильно вести по жизни талантливого человека, разматывая клубок его вроде бы спонтанно вспыхивающих желаний и намерений.

Фамилию Адабашьян студент Одесского художественного училища имени Грекова Саша Бруньковский запомнил мгновенно, увидев её на афишах «Рабы любви» - кто такой художник-постановщик? Чем занимается конкретно?

«Магнит» сработал ещё и потому, что отдельные кадры фильма Никиты Михалкова были сняты в родном для юноши Купальном переулке в Одессе.

«Всё это каким-то образом соединилось в моей голове с особым пиететом, - рассказывает Бруньковский, - к тому же меня, ещё студента художественного училища, уже потянуло в сторону кино. Дерзнуть в свои 16 на что-то конкретное в области кинематографа я ещё боялся, тогда только снял на фотоаппарат слайд-фильм по рассказу Хемингуэя «Кошка под дождем» в главной роли с собой и своей подругой, но художник-постановщик мне уже был интересен. И эту фамилию с тех пор я запомнил отлично».

Увидеть выставку живописных работ Александра Адабашьяна стало подвешенной мечтой. И однажды всё сложилось так, что «оркестр» Александра Артёмовича в гостиной библиотеки имени Чехова заиграл – случились и встреча со зрителями, и выставка.

«В подобной материализации есть определённое волшебство и целеполагание, - считает Бруньковский. - Я заметил, что, когда какая-то мысль коснётся тебя особым теплом, потом она, как ни странно, воплощается. Спустя иногда годы и десятилетия. Это как в хорошем футболе – какие-то пасы происходят без тебя, а ты в самый последний момент делаешь лёгкое движение ногой и мяч оказывается в воротах».

Так же было и с Марленом Хуциевым, «Июльский дождь» которого заворожил Сашу в подростковом возрасте в Одессе. Потом, в 25 лет он поступил в мастерскую мэтра во ВГИКе, не чертя, впрочем, для этого никакую дорожную карту. Так сложилось. И Марлен Мартынович впоследствии тоже однажды стал героем медиа-клуба.

Марлен Хуциев (фото из архива "Media-клуба Чехов")
Марлен Хуциев (фото из архива "Media-клуба Чехов")

А ещё, будучи первокурсником художественного училища Александр обратил внимание на художников объединения «Мира искусства», ядро которого составляли Бенуа, Бакст, Сомов, Добужинский, Лансере, Билибин - люди достаточно разнообразные, работавшие в разных техниках для книги, для театра.

«И это сочетание живописи, графики, книжной графики и театра наталкивало мою мысль на такой синтез, звало в другое пространство – к сцене, книгам, в выставочные залы, - говорит Бруньковский. - У меня в голове это всё соединялось и, согласно, новым временам, наталкивало на кинематограф – большой кристалл синтеза искусств, где тоже существует и литература, и изобразительное искусство, и искусство фотографии, и драматургия, и актёрское существование. Всё это сплавлялось в этом волшебном кристалле для меня многие-многие годы».

Совсем недавно проявился и «Мир искусства» - в небольшом кинотеатрике, где в рамках фестиваля «Арткино» демонстрировался экспериментальный анимационный фильм Александра «Расцветшая зима» по новелле Тонино Гуэрры.

«Снова привет, снова соединение вещей и времён, - говорит режиссёр. – И заплетание такой «косички», особенно сквозь время – это тоже своего рода долговременная игра, долговременный спектакль, в котором тоже вижу определённый вид синтетического искусства, который, в какой-то степени и завязывается, возможно, и в «Медиа-клубе Чехов».

Александр Бруньковский (фото Игоря Лапшина и Люсии)
Александр Бруньковский (фото Игоря Лапшина и Люсии)

При всём этом стоит заметить, что воплотившимися волшебным образом мечтами делится не каждый, и с восторгом рассказывает о звёздных коллегах тоже не каждый второй, а уж благодарить за то, что были рядом, вообще умеет мало кто.

«Всё это, как и фильм, делаешь, на самом деле, как бы для себя, - комментирует Бруньковский. – Просто хочешь поделиться тем, что интересно тебе лично, что тебе очень нравится. Медиа-клуб именно с этой целью и делался – чтобы там появлялись те люди и те произведения, которые я хочу представить взыскательному зрителю, ведь в этом пространстве нечасто возникают случайные прохожие, и даже те, кто попал к нам, вроде бы, непреднамеренно, тоже потом рассказывает, что это было частью некоей его личной цепочки воплощений».

Куратор и соведущая клуба Лариса Островская (фото из архива "Media-клуба Чехов")
Куратор и соведущая клуба Лариса Островская (фото из архива "Media-клуба Чехов")

А всё-таки, что это?

Так что же это всё-таки за чудо такое «Media-клуб Чехов», в чём его оригинальность?

Киноклубов в нашей стране и за её пределами, как известно, великое множество. Пришли зрители, послушали вступительное слово, посмотрели кино и ушли – такой формат общеизвестен.

«Все форматы хороши и полезны, - считает Бруньковский, - но мне захотелось сложить свой. Для меня «медиа» - это всякого рода изображения – и в литературном смысле, и в живописном, и в смысле кино – для меня это своего рода направление новых медиа с их медиа-перформансами, например. Встречи в нашем клубе и есть, в какой-то степени, перформансы, некий медиаспектакль, потому что это представление персоны художника в её разных ипостасях плюс подключение публики - у нас на разных вечерах разгорались всевозможные споры, обсуждения, вопросы, если присутствовал автор».

Частью этого пространства, как цельной композиции, его создатель считает также и рассказы о вечерах – журналистов, эссеистов, фотографов, которые могут увидеть и атмосферно отразить лица, эмоции и настроения вечера.

«Для меня пространство клуба, - продолжает режиссёр, - это некое сообщество единомышленников, простор для выразительного общения, в котором встречаются и авторы, и активно что-то рассказывающие зрители, а не просто те, что лишь задают вопросы. В рядах наших зрителей кого только не встретишь – глубокие, интересные, самобытные люди-творцы! К этому я стремлюсь все 10 лет и порой это получается».

По словам Бруньковского, все образы, все изображения клуба так или иначе всё время как будто в волшебном калейдоскопе вращаются и каким-то определённым образом соединяются в новые и новые картины. Вроде бы образы похожи, но они всё время складываются в новый монтаж.

Эта фантасмагория – медиафильм, медиапредставление, медиаспектакль, образы которого, как некая часть постоянной труппы своего рода незримого театра. Или, вернее, зримого, как будто проявляющегося из воздуха.

Во время праздничного вечера: Пит Аникин, Александр Бруньковский, Стелла Аргату, Пётр Яновский, Юлия Яновская, Алина Бурмистрова (фото Игоря Лапшина и Люсии)
Во время праздничного вечера: Пит Аникин, Александр Бруньковский, Стелла Аргату, Пётр Яновский, Юлия Яновская, Алина Бурмистрова (фото Игоря Лапшина и Люсии)

И, конечно, то на одном вечере, то на другом в пространстве клуба появляется незабвенный Антон Павлович, без Чехова – никуда! Вокруг его образа то и дело возникают интересные сюжеты и персоны. Например, английский режиссёр Эдвард Крэг, которого Станиславский в своё время пригласил в Художественный театр для постановки Гамлета.

«И он тоже – человек-оркестр, - комментирует Бруньковский. – Крэг ведь ещё был и актёром, сценографом, графиком, писателем, теоретиком искусства и, что по темпераменту выпадает из этого ряда – гравёром! Это же другой психотип, такие люди очень методичны, сухи, сосредоточены. Но Крэгу удавалось эмоциональность актёра и педантичность гравёра удачно соединить».

Чехов в героях его читаемых рассказов, в исследованиях чехововедов, а ещё в эскизах и фрагментах фильма «Невечерняя», которые Марлен Хуциев показывал в клубе и который непосредственно с Антоном Павловичем связан.

Саксофонист и певица Стелла Аргату (фото из архива "Media-клуба Чехов")
Саксофонист и певица Стелла Аргату (фото из архива "Media-клуба Чехов")

Поделиться сердечным теплом

Празднование 10-летия клуба стало некоей обобщающей моделью – был ретроэкран и были живые театрализованные моменты, отсылающие к разным вечерам этих десяти лет.

Вот Градиска из «Амаркорда» - она играет на аккордеоне и читает собственные сочинения (эта роль досталась Алине Бурмистровой - музыканту, поэту, прозаику, кандидату филологических наук, члену Союза писателей, автору книги «Кавалерийский полк в воспоминаниях кинематографистов»).

Итальянское «Credo» поёт постоянная участниц вечеров media-клуба Стелла Аргату.

Вот в особой манере «Зимнюю ночь» Пастернака читает музыкант, композитор, мультиинструменталист и самозабвенный фанат всего, что связано с Феллини и Гуэррой, Пит Аникин. Видеопоэзия, умело соединяя разные виды искусства, звучит как молитва на арамейском.

После Пастернака он уводит нас в «Сны поющей раковины» журналиста, поэта, культуролога, художник-графика Марины Князевой. И мы уплываем и ныряем вместе с Питом в морские сады.

Алина Бурмистрова (фото Игоря Лапшина и Люсии)
Алина Бурмистрова (фото Игоря Лапшина и Люсии)

Маленький когда-то зритель «Media-клуба Чехов» Пётр Яновский сегодня превратился в дирижёра, пианиста и композитора. Он дарит празднованию 10-летия свой талант.

Его мама актриса Юлия Яновская поёт, смотрим отрывок из фильма с её участием.

А ретроэкран напоминает о прошлых встречах: умное кино и захватывающие музыкальные концерты, поэзия и философия похожего на Вселенную гончарного круга Ильи Калашникова и литературные читки, лекции, мастер-классы, театрализованные вечера, где зрители становились артистами. И во всём этом главное – человеческое общение творческих людей, желание посмотреть друг другу в глаза, поделиться теплом собственного сердца. Такая в наше время невероятная роскошная редкость.

«Мы должны смотреть на каждый день нашей жизни как на необыкновенную ценность, как на золотой слиток, который нам вручается, - завершил праздничный вечер Александр Бруньковский. - И смотреть друг на друга с невероятным вниманием – в каждом из нас целый космос, море любви, море чего-то интересного, море того, что мы можем дать друг другу, мы можем вдохновить друг друга, мы можем подарить друг другу любовь».

Пётр Яновский (фото Игоря Лапшина и Люсии)
Пётр Яновский (фото Игоря Лапшина и Люсии)