Найти в Дзене

Что означает «матушка» на самом деле

Обращение «матушка» к жене священника (попадье) - это уважительная форма, а не обозначение какого-либо официальном статуса или духовных полномочий на приходе. Жена священника не возглавляет общину и не окормляет паству. Матушка в полном значении этого слова - это игуменья монастыря. Она осуществляет духовное руководство сестрами, возглавляет общину и несет ответственность за жизнь в обители. Для монастыря она действительно матушка, духовная мать. Обращение к игуменье «матушка», хотя и неофициальное, отражает саму суть её служения, духовного материнства. Откуда берется эта идея духовного родительства? На языке Нового Завета отношения в Церкви описываются через устойчивые образы: отец и дети, наставник и ученик, пастырь и стадо, старшие и младшие. Духовное руководство (и женщинами тоже) было экклезиологической реальностью первых общин, построеннное на отношения наставничества и ученичества. Кстати, духовное руководство в Новом Завете не монополия мужчин… Женщины в Церквях изображены к

Обращение «матушка» к жене священника (попадье) - это уважительная форма, а не обозначение какого-либо официальном статуса или духовных полномочий на приходе. Жена священника не возглавляет общину и не окормляет паству.

Матушка в полном значении этого слова - это игуменья монастыря. Она осуществляет духовное руководство сестрами, возглавляет общину и несет ответственность за жизнь в обители. Для монастыря она действительно матушка, духовная мать. Обращение к игуменье «матушка», хотя и неофициальное, отражает саму суть её служения, духовного материнства.

-2

Откуда берется эта идея духовного родительства? На языке Нового Завета отношения в Церкви описываются через устойчивые образы: отец и дети, наставник и ученик, пастырь и стадо, старшие и младшие. Духовное руководство (и женщинами тоже) было экклезиологической реальностью первых общин, построеннное на отношения наставничества и ученичества.

Кстати, духовное руководство в Новом Завете не монополия мужчин…

Женщины в Церквях изображены как наставницы и учительницы других женщин и детей, а это это уже почти формализованный институт наставничества. Апостол даже делает предписание:

«Чтобы старицы… учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми» (Тит 2:3–5)

А еще женщины были полноправными миссионерами наравне с мужчинами. Сегодня такое сложно представить. Например, Акелла и Прискилла вместе учили и наставляли Аполлоса (Деян 18:26). Павел их называет «сотрудниками во Христе Иисусе» (Рим 16:3). В греческом оригинале здесь стоит термин «συνεργός — «со-работник, партнёр в труде». Эта лексика обозначает не просто поддержку, а признанное и равное участие в деле благовествования.

Апостол Павел называет диакониссу Фиву руководительницей (Рим. 16:1-2). Правда, в синодальном переводе стоит слово «помощница» (чтоб не подумали о женском священстве?😄). Греческое слово здесь «προστάτις» означает «покровительница», «заступница», т.е. та, кто руководит и защищает. В античном контексте это понятие обозначало авторитет, человека с влиянием. Поэтому слова апостола о том, что она была προστάτις «многим и мне самому», свидетельствуют не о простой помощи, а о её реальной, признанной роли в обеспечении жизни и миссии общины.

Новый Завет разрушает стереотипы. Духовное руководство не были монополизированы мужчинами. Женщины активно участвовали в передаче веры, учительстве, миссионерском труде и социальном попечении об общинах. Разумеется, в тех формах, которые были культурно и социально допустимы в контексте I века.

Так что, дорогие сестры, зря вы себя недооцениваете и умаляете свою роль в Церкви😇