Самый знаменитый из французских розовых садов на самом деле совсем не был розовым. Императрица Жозефина была энтузиасткой садоводства и создала в Мальмезоне не только ландшафтный сад, но и большую коллекцию тепличных растений, поручив ботаникам издать огромные иллюстрированные книги о ее редких растениях.
В этих книгах розы не изображены, но императрица покровительствовала Пьеру-Жозефу Редуте, знаменитому художнику-ботанику, который после ее смерти опубликовал три тома великолепно иллюстрированной книги о розах - так что здесь должна быть какая-то связь, не так ли? После окончания наполеоновских войн Мальмезон остался заброшенным, но уже в 1820-х годах в ретроспективе его стали превозносить как великий розовый сад. Дженнифер Поттер показала, как мало свидетельств того, что Жозефина проявляла особый интерес к розам, но миф о Мальмезоне принес свои плоды во французском садоводстве в конце XIX века.
Жюль Граверо был успешным бизнесменом, директором универмага Le Bon Marche, который использовал свое богатство в садоводстве - особенно в выращивании роз. Он пожертвовал более 1 200 роз на создание розария в Багателе, когда в 1905 году муниципальные власти Парижа организовали его. Когда в 1904 году Мальмезон был переоборудован под музей, Граверо профинансировал озеленение территории, создав коллекцию роз на основе питомников времен Жозефины, полагая, что она вырастила все доступные в то время розы.
Он решил соперничать с ней, создав полную коллекцию известных роз. В 1893 году он купил дом и сад к югу от Парижа. Сначала это был довольно скромный сад, но к концу века Граверо уже приобрел 3 000 видов и сортов. Затем он нанял ландшафтного архитектора Эдуарда Андре, чтобы тот создал специальный сад для его коллекции роз, которая продолжала расти: в 1902 году он выпустил каталог, в котором перечислил 6 781 вид. Граверо объяснил свой подход к созданию сада, разграничив декоративный и собственно розарии. «Чисто декоративный розарий - это как красивая женщина без мозгов. Она может привлечь внимание на какое-то время, но не удержит его». В отличие от него, «коллекционный розарий», по его мнению, является «результатом тесного сотрудничества между любителем роз и ландшафтным садовником; он удовлетворяет одновременно и глаз, и разум. Посетитель чувствует, что его ведет просвещенный ум, который знает, как выбрать все, что может предложить роза». И, воспользовавшись недавно вышедшей книгой «Сады интеллекта» Люсьена Корпешо, он добавил: «Этот розовый сад заслуживает, на мой взгляд, эпитета, который месье Корпешо так удачно применил к садам Ле Нотра, то есть «розовый сад интеллекта».
Сад давал следующие стимулы для интеллекта. Во-первых, прогулка между двумя длинными клумбами, «где с одной стороны представлено происхождение розы: дикие розы показаны в порядке их появления на земле», а с другой стороны «прослеживается история розы: розы, выращенные человеком в разные эпохи цивилизации». Далее располагались ботаническая коллекция и музей розы.
Такого розария еще не было, и, несмотря на разрушительное воздействие времени и появление более крупных конкурентов за прошедшее столетие, он так и не был превзойден в качестве культурного памятника мира роз. В 1914 году город успешно подал петицию в правительство с просьбой изменить его название на L'Haÿ-les-Roses.
В 1909 году было проведено исследование природы аромата роз. Пришли к выводу, что истинный аромат роз присущ только розам Rosa gallica, R. centifolia, R. x damascena, R. rugosa и портландской розе. В ходе работы была создана пьянящая риторика сравнений, которая по своей странности должна стоять в одном ряду с лексиконом дегустации вин: некоторые сорта напоминают такие неожиданные вещи, как сено, русская кожа, эстрагон и т. д.
Граверо умер в 1916 году, и в течение двух десятилетий садом управляли его потомки. Политика коллекционирования сортов была прекращена, и постепенно сад пришел в упадок. В 1937 году его купил департамент Сены, и началась программа реставрации; затем пришла Вторая мировая война, после которой была начата вторая программа реставрации. Сегодня L'Haÿ-les-Roses представляет собой уменьшенную копию себя прежнего, но, по крайней мере, он по-прежнему поддерживается и имеет надежное будущее.
Самым большим соперником L'Haÿ-les-Roses был Зангерхаузен, где Петер Ламберт, пытавшийся создать новую категорию роз, разбил пробный сад для Немецкого общества розоводов. Сад был открыт в 1903 году, и вскоре в нем прошел международный коллоквиум по розам. Сегодня коллекция Europa-Rosarium превосходит коллекцию L'Haÿ: 6 300 видов и сортов по сравнению с 3 200. Сегодня Зангерхаузен, вероятно, является первым пунктом назначения для розоводов, пытающихся найти потерянные сорта.