Найти в Дзене
Я знаю про розы всё!

Розовый сад интеллекта

Самый знаменитый из французских розовых садов на самом деле совсем не был розовым. Императрица Жозефина была энтузиасткой садоводства и создала в Мальмезоне не только ландшафтный сад, но и большую коллекцию тепличных растений, поручив ботаникам издать огромные иллюстрированные книги о ее редких растениях. В этих книгах розы не изображены, но императрица покровительствовала Пьеру-Жозефу Редуте, знаменитому художнику-ботанику, который после ее смерти опубликовал три тома великолепно иллюстрированной книги о розах - так что здесь должна быть какая-то связь, не так ли? После окончания наполеоновских войн Мальмезон остался заброшенным, но уже в 1820-х годах в ретроспективе его стали превозносить как великий розовый сад. Дженнифер Поттер показала, как мало свидетельств того, что Жозефина проявляла особый интерес к розам, но миф о Мальмезоне принес свои плоды во французском садоводстве в конце XIX века. Роза «Roseraie de l'Haÿ», хромолитография Ж.Л. Гоффара, опубликованная Обществом садоводст

Самый знаменитый из французских розовых садов на самом деле совсем не был розовым. Императрица Жозефина была энтузиасткой садоводства и создала в Мальмезоне не только ландшафтный сад, но и большую коллекцию тепличных растений, поручив ботаникам издать огромные иллюстрированные книги о ее редких растениях.

В этих книгах розы не изображены, но императрица покровительствовала Пьеру-Жозефу Редуте, знаменитому художнику-ботанику, который после ее смерти опубликовал три тома великолепно иллюстрированной книги о розах - так что здесь должна быть какая-то связь, не так ли? После окончания наполеоновских войн Мальмезон остался заброшенным, но уже в 1820-х годах в ретроспективе его стали превозносить как великий розовый сад. Дженнифер Поттер показала, как мало свидетельств того, что Жозефина проявляла особый интерес к розам, но миф о Мальмезоне принес свои плоды во французском садоводстве в конце XIX века.

Роза «Roseraie de l'Haÿ», хромолитография Ж.Л. Гоффара, опубликованная Обществом садоводства Франции, секция роз (ок. 1912 г.).
Роза «Roseraie de l'Haÿ», хромолитография Ж.Л. Гоффара, опубликованная Обществом садоводства Франции, секция роз (ок. 1912 г.).

Жюль Граверо был успешным бизнесменом, директором универмага Le Bon Marche, который использовал свое богатство в садоводстве - особенно в выращивании роз. Он пожертвовал более 1 200 роз на создание розария в Багателе, когда в 1905 году муниципальные власти Парижа организовали его. Когда в 1904 году Мальмезон был переоборудован под музей, Граверо профинансировал озеленение территории, создав коллекцию роз на основе питомников времен Жозефины, полагая, что она вырастила все доступные в то время розы.

Он решил соперничать с ней, создав полную коллекцию известных роз. В 1893 году он купил дом и сад к югу от Парижа. Сначала это был довольно скромный сад, но к концу века Граверо уже приобрел 3 000 видов и сортов. Затем он нанял ландшафтного архитектора Эдуарда Андре, чтобы тот создал специальный сад для его коллекции роз, которая продолжала расти: в 1902 году он выпустил каталог, в котором перечислил 6 781 вид. Граверо объяснил свой подход к созданию сада, разграничив декоративный и собственно розарии. «Чисто декоративный розарий - это как красивая женщина без мозгов. Она может привлечь внимание на какое-то время, но не удержит его». В отличие от него, «коллекционный розарий», по его мнению, является «результатом тесного сотрудничества между любителем роз и ландшафтным садовником; он удовлетворяет одновременно и глаз, и разум. Посетитель чувствует, что его ведет просвещенный ум, который знает, как выбрать все, что может предложить роза». И, воспользовавшись недавно вышедшей книгой «Сады интеллекта» Люсьена Корпешо, он добавил: «Этот розовый сад заслуживает, на мой взгляд, эпитета, который месье Корпешо так удачно применил к садам Ле Нотра, то есть «розовый сад интеллекта».

Хромолитографический план «коллекционного сада» в Розерии де
Haÿ, из книги «Les roses cultivées à L'Hay en 1902» (1902)
Хромолитографический план «коллекционного сада» в Розерии де Haÿ, из книги «Les roses cultivées à L'Hay en 1902» (1902)

Сад давал следующие стимулы для интеллекта. Во-первых, прогулка между двумя длинными клумбами, «где с одной стороны представлено происхождение розы: дикие розы показаны в порядке их появления на земле», а с другой стороны «прослеживается история розы: розы, выращенные человеком в разные эпохи цивилизации». Далее располагались ботаническая коллекция и музей розы.

Такого розария еще не было, и, несмотря на разрушительное воздействие времени и появление более крупных конкурентов за прошедшее столетие, он так и не был превзойден в качестве культурного памятника мира роз. В 1914 году город успешно подал петицию в правительство с просьбой изменить его название на L'Haÿ-les-Roses.

В 1909 году было проведено исследование природы аромата роз. Пришли к выводу, что истинный аромат роз присущ только розам Rosa gallica, R. centifolia, R. x damascena, R. rugosa и портландской розе. В ходе работы была создана пьянящая риторика сравнений, которая по своей странности должна стоять в одном ряду с лексиконом дегустации вин: некоторые сорта напоминают такие неожиданные вещи, как сено, русская кожа, эстрагон и т. д.

Хромолитографический вид арки из вьющихся роз, из книги «Les roses cultivées à L'Hay en 1902
(1902)
Хромолитографический вид арки из вьющихся роз, из книги «Les roses cultivées à L'Hay en 1902 (1902)

Граверо умер в 1916 году, и в течение двух десятилетий садом управляли его потомки. Политика коллекционирования сортов была прекращена, и постепенно сад пришел в упадок. В 1937 году его купил департамент Сены, и началась программа реставрации; затем пришла Вторая мировая война, после которой была начата вторая программа реставрации. Сегодня L'Haÿ-les-Roses представляет собой уменьшенную копию себя прежнего, но, по крайней мере, он по-прежнему поддерживается и имеет надежное будущее.

Самым большим соперником L'Haÿ-les-Roses был Зангерхаузен, где Петер Ламберт, пытавшийся создать новую категорию роз, разбил пробный сад для Немецкого общества розоводов. Сад был открыт в 1903 году, и вскоре в нем прошел международный коллоквиум по розам. Сегодня коллекция Europa-Rosarium превосходит коллекцию L'Haÿ: 6 300 видов и сортов по сравнению с 3 200. Сегодня Зангерхаузен, вероятно, является первым пунктом назначения для розоводов, пытающихся найти потерянные сорта.