Древние славяне, до принятия христианства, имели хорошо развитое мировоззрение основанное на языческой религии. Каркасом язычества являлось многобожие, то есть мир славянина населяли многочисленные божества разных рангов, выполняющих отдельные функции. Какие боги составляли пантеон славян? Почему одни божества были главными, а другие второстепенными? Как, с течением времени, менялись функции у богов? И, наконец, почему боги славян потерпели поражение от христианства? Эти и другие вопросы мы попытаемся разобрать в данной статье?
Какие боги составляли пантеон богов?
Восточные славяне верили в многочисленных богов. Перун ‑ это был бог грома, молнии и войны. Сварог ‑ бог небесного свода. Даждьбог ‑ бог солнца, Ярило ‑ бог солнечного света, покровитель земледелия. Богом зверей, охоты, скотоводства и торговли являлся Велес, а богом ветра был могучий Стрибог. Мокошь являлась покровительницей женщин. Это были главные божества, идолы которых князь Владимир установил в Киеве. Но кроме них у древних славян было множество второстепенных богов, которых также надо было задабривать, чтобы они не навредили. Если русич шел в лес, то он вступал во владения лешего. Попав в болото, наш предок молил водяного и кикимору отпустить его. Купаясь вечером в реке, славянин всегда опасливо озирался, ища взглядом русалок, так и норовящих затащить бедного путника под воду. Русич, вступая в дом, никогда не наступит на порог, так как там хоронили «чура», то есть пращура. Именно с тех пор сохранилось высказывание «Чур меня», что первоначально означало заклинание «Пращур, сохрани меня». В доме обитал домовой, которому в углу у печки оставляли в миске молоко. В бане хозяйничал банник ‑ озорной мужичок с седой бородкой. Подземным миром правил Вий ‑ толстый карлик с длинными веками. На кладбищах прятались упыри и вурдалаки, выискивая заплутавших странников. В целом, у славян за каждое явление природы отвечало какое-нибудь божество.
Как, с течением времени, менялись функции у богов?
Большинство людей считают, что языческие боги статичны, то есть с какими функциями они появились, с такими они всю эпоху и существуют. То есть, если Велес является покровителей охоты, скотоводства, торговли и богатства, то он таким был всегда. Но это ошибочное мнение. Дело в том, что мировоззрение, в том числе религиозное, развивается и изменяется соразмерно с развитием человечества. Религия отражает хозяйственную деятельность и общественную организацию человека. Поэтому, когда славяне жили во время родо-племенного строя, они первоначально занимались собирательством, охотой и рыболовством. Соответственно боги олицетворяли природу, то есть реку, болото, луг, озеро и так далее. Велес тогда являлся главным богом, так как от его расположения зависело, поймает ли славянин добычу или нет. Водяной царствовал в реке и решал, позволит ли он русичу поймать рыбу бреднем или острогой.
Однако развиваясь, славяне перешли к пастбищному скотоводству и, особенно, к земледелию. Соответственно, главными богами становится Сварог и его дети Даждьбог и Ярило, так как именно они определяют, будет урожай обильным или наступит засуха. Боги, олицетворяющие небо и солнце выходят на первый план. А что происходит с божествами, покровителями охоты и рыболовства? Они исчезают? Нет, они остаются и или переходят во второстепенный ранг, как водяной, кикимора и русалки, или меняют свои функции. В частности, Велес переквалифицируется в покровителя скотоводства, а в летописях его стали величать «Скотий бог».
Вслед за первым, проходит второе общественное разделение труда, и у славян появляется ремесло, возникают профессии. Воинское дело становится главным у могучих дружинников и у них появляется покровитель воинов ‑ Перун. Перун был и раньше, но в охотничий период он олицетворял гром и молнию, а теперь становится богом войны. Воинственность Перуна подчеркивают человеческие жертвоприношения, чего не было у других славянских богов.
Велес приобретает функции покровителя торговли и богатства, так как первые купцы становятся богачами. Впрочем, от деление ремесла от земледелия не привело к отстранению богов, связанных с солнцем, так как земледелие оставалось еще долгое время основным занятием древних славян. Но охота, рыболовство, собирательство и бортничество становятся подсобным занятием у славян, поэтому леший, кикимора и водяной уходит на второй план, а главными являются Сварог, Даждьбог, Ярило, Перун, Велес, то есть боги земледельческого культа и ремесла.
Почему боги славян потерпели поражение от христианства?
Князь Владимир Красное Солнышко, потомственный язычник, в 980 году объявил язычество государственной религией. Он выбрал наиболее почитаемых славянских богов, выделил из них главного ‑ Перуна и установил капище в Киеве ‑ столице Древней Руси. В течение восьми последующих лет язычество являлось государственной религией Древнерусского государства. Однако многобожие не принесло той выгоды, на которую рассчитывал князь. Оно не объединило славянские племенные союзы в единую народность, так как у разных союзов были различные главные божества и многие славяне были недовольны возвышением Перуна ‑ главного бога полян. Кроме того, язычество не возвеличивало власть князя и, самое главное, правители других христианских или мусульманских стран считали Владимира варваром, так как он поклонялся «звериным богам». Соответственно византийский император мог спокойно нарушить договор с Древнерусским государством, так как договор с «дикарями» ничего не стоил.
Поэтому князь Владимир крестил Русь в 988 году. Он велел сбросить в Днепр идолы славянских богов и приказал крестить население Руси, что и было сделано. Поэтому 988 год и является годом Крещения Киевской Руси. Но неправильно думать, что обращение в христианство прошло быстро, безболезненно и добровольно. По свидетельству летописи, воеводы князя Владимира Добрыня и Путята крестили в Киеве и Новгороде «огнем и мечом», то есть силовым методом. Но многие общинники не приняли христианство и активно потом боролись. Остались свидетельства о многочисленных языческих восстаниях, организованных волхвами, то есть языческими священниками. Особенно много бунтов было в Ростовской и Новгородской землях, населяемых вятичами и словенами. Но все они потерпели поражение, так как князь Владимир, а позже и его сыновья с обычной для средневековья жестокостью подавляли восстания.
Но славянские боги окончательно не сдались. Они остались в мировоззрении славян, которое стало двойным, то есть официально русичи крестили детей, ходили в церковь, женились, а в конце жизни хоронили по православным обрядам, но втайне от князя и христианских священников верили в языческих богов, наливали в миску молоко для домового, вешали над дверью подкову «на удачу», праздновали приход весны на Масленицу и ночь на Ивана Купала. Подтверждением двоеверия служит сохранившиеся в летописи христианские и мирянские (то есть языческие) имена на которые одновременно откликались славяне; многочисленные жалобы священников , что паства не ходит в церковь, а норовит уйти в лес, чтобы молиться «звериным богам», как презрительно святые отцы называли славянских богов. Вплоть до четырнадцатого века мы видим эти жалобы в письменных источниках. И только постепенно, с четырнадцатого века язычество уходит и православие становится основой мировоззрения русичей. Но славянские боги не исчезли. Они сохранились в устном народном творчестве, то есть в сказках, былинах, поговорках, приметах, суевериях, современною веру в колдунов и ведьм, а фактически в веру в магические знания, которыми обладали волхвы.
Пишите свое мнение в комментариях и не забудьте поставить лайк)).