Найти в Дзене
Культура Москвы

Мнение зала: московские театры в шорт-листе Международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»

«От начала и до конца зрительская» премия
В сфере театральных премий, где решения часто принимаются узким кругом экспертов, «Звезда Театрала» стоит особняком. Её жюри — это зрители, чей вердикт формируется в открытом онлайн-голосовании.
В шорт-листе премии «Звезда Театрала» московская сцена раскрывается во всем своём разнообразии. В номинации «Малая форма» на награду претендует спектакль «Девичник» Владимира Ячменёва (Театр на Малой Ордынке) — камерная история шести подруг. В режиссёрском цехе зрители отметили Евгения Писарева за психологическую драму «Плохие хорошие» в Театре им. Пушкина, а Антона Яковлева — за «Преступление и наказание» в Театре им. Гоголя.
Не остались без внимания и художники: в новой номинации «Лучшее художественное оформление» отмечены как классическая сценография Владимира Арефьева к «Евгению Онегину» в Театре им. Маяковского, так и фантасмагорические миры Юрия Харикова для «Пик Ник, или Сказки Старого Ворона» в «Электротеатре Станиславский».
Э



«От начала и до конца зрительская» премия

В сфере театральных премий, где решения часто принимаются узким кругом экспертов, «Звезда Театрала» стоит особняком. Её жюри — это зрители, чей вердикт формируется в открытом онлайн-голосовании.

В шорт-листе премии «Звезда Театрала» московская сцена раскрывается во всем своём разнообразии. В номинации «Малая форма» на награду претендует спектакль
«Девичник» Владимира Ячменёва (Театр на Малой Ордынке) — камерная история шести подруг. В режиссёрском цехе зрители отметили Евгения Писарева за психологическую драму «Плохие хорошие» в Театре им. Пушкина, а Антона Яковлева — за «Преступление и наказание» в Театре им. Гоголя.
Не остались без внимания и художники: в новой номинации «Лучшее художественное оформление» отмечены как классическая сценография Владимира Арефьева к
«Евгению Онегину» в Театре им. Маяковского, так и фантасмагорические миры Юрия Харикова для «Пик Ник, или Сказки Старого Ворона» в «Электротеатре Станиславский».
Эта внутренняя конкуренция лишь подчёркивает насыщенность театральной жизни Москвы.

«Главная суть премии и её безусловная уникальность — она от начала и до конца зрительская. Каждый поклонник театра из любой точки мира имеет возможность, зайдя на сайт премии, номинировать на награду своих любимых актёров и режиссёров, любимые театры…», — подчёркивает президент премии «Звезда Театрала» Валерий Яков.

Таким образом формируется лонг-лист, затем, также с помощью зрительского голосования, осенью формируется шорт-лист, а победителей назовут в декабре на торжественной церемонии. В прошлом году свой выбор сделали 180 тысяч человек из более чем 70 стран мира.
Московский театр: летний ренессанс и лидерство в рейтингах

Московские театры, особенно те, что входят в систему Департамента культуры города, традиционно оказываются в числе лидеров. «Довольно значительная часть голосов в шорт-листе принадлежит зрителям столицы, а в числе кандидатов на награду — более 15 номинантов из столичных городских театров. Вполне можно сказать, что эти театры в числе уверенных лидеров», — констатирует Валерий Яков.
В этом году количество зрителей, голосовавших из Москвы, возросло. Немалую роль в подогреве зрительского интереса сыграл и масштабный городской проект — фестиваль
«Театральный бульвар», уверен президент премии: «На это раз небывалый интерес к театру пробудил совершенно уникальный проект столичных властей — фестиваль “Театральный бульвар”».

Летом парки и скверы Москвы превратились в открытые сцены. Этот проект демократизировал театр, вывел его за пределы традиционных стен и создал новую, более широкую аудиторию: «Зрители получили возможность всё лето наслаждаться театром в городских парках и скверах, а свои эмоции они выражали не только в аплодисментах, но, как мы теперь понимаем, и в более активном голосовании на сайте премии “Звезда Театрала”», — заключает Валерий Яков.



Ольга Остроумова: «Для кого мы работаем? Для зрителей»

В номинации «Лучшая женская роль» за создание образа Свахи в спектакле Евгения Марчелли «Женитьба» в Театре Моссовета представлена Ольга Остроумова. Актриса раскрывает секрет работы над гоголевским материалом: «Гоголь — непростой автор. Мы пытались сохранить его интонацию, его музыку речи, что чрезвычайно было важно, не шаржировать персонажей... В спектакле замечательный хор с обрядовыми старинными песнями — девочки из Гнесинского училища с такими удивительными голосами».
Для Ольги Остроумовой «Звезда Театрала» имеет особую ценность: «Для кого мы работаем? Для зрителей. Никакая другая премия с этим не сравнится».

-2
-3
-4


Николина Калиберда: синергия талантов в «Душеньке»

В номинации «Лучшая женская роль. Музыкальный спектакль» отмечена работа Николины Калиберды, исполнившей роль Оленьки в спектакле «Душечка» театра «У Никитских ворот». Актриса видит успех постановки в мощном творческом союзе: «Марк Григорьевич Розовский из короткого рассказа «Душечка» (А. П. Чехов) создал двухактный спектакль, это уникально. Неотъемлемой частью постановки являются песни Максима Дунаевского на стихи Юрия Ряшенцева, и, я думаю, именно эта синергия дала такой результат». Для Николины Калиберды «Звезда Театрала» обладает особым статусом: «Эта премия глубоко уважаемая среди профессионалов, потому что она проявляет имена людей искусства для широкого зрителя».

-5
-6
-7
-8
-9


От детского взгляда до памяти о войне и Победе

Актёрские работы в детском сегменте поражают тонкостью: зрители высоко оценили Ёжика в исполнении Екатерины Коротковой («
Ёжик в тумане», Театр РОСТА) и Утёнка в трактовке Екатерины Новокрещеновой («Приречная страна», «Мастерская Петра Фоменко»).

Премия обновляет форматы и номинации каждый год: «Мы учредили специальную номинацию к 80-летию Победы. Зрительская активность была столь велика, что в номинацию пришлось включить 15 претендентов, а в шорт-листе оставить пять», — рассказывает Валерий Яков.
Из пяти номинантов три театра — подведомственные учреждения Департамента культуры: Театр им. Моссовета со спектаклем
«Нашествие» (реж. Владимир Кузнецов), театр Et Cetera со спектаклем «Твой позывной – «Герой» ( реж. Анна Артамонова) и театр «Сфера» со спектаклем «Эшелон» (реж. Александр Коршунов).


«Не/норма»: театр как точка связи
В номинации «Лучший социальный проект в театре» отмечен инклюзивный театральный фестиваль «Не/норма», проведённый
Культурным центром ЗИЛ совместно с «Театром Простодушных» (некоммерческая труппа, где основной состав — люди с синдромом Дауна). В марте 2025 года фестиваль объединил более восьми премьерных показов, лекторий и мастер-классы, собрав участников из разных регионов — от Волгограда до Республики Татарстан — с различными особенностями: зрения, слуха и ментальными. Один из организаторов фестиваля Екатерина Шишкова отмечает ключевой эпизод, ставший для неё смысловым центром всего события: «Анна Батракова, наша артистка «Театра Простодушных», у которой есть нарушение речи, задала вопрос артистке из Татарстана, у которой есть нарушение слуха. Вопрос был переведён на язык жестов. Для меня этот момент пиковый — это точка связи».

-10
-11
-12
-13
-14



Лучший директор: Александр Бениш о зрителе и городской поддержке

Узнаваемость театрального бренда — тоже результат зрительских симпатий, что доказывает номинация «Лучший директор», где представлены Александр Бениш из театра
«Модерн» и Анастасия Могинова, управляющая театром «Эрмитаж».

Александр Бениш. Фото: пресс-служба театра «Модерн»
Александр Бениш. Фото: пресс-служба театра «Модерн»



Попадание в шорт-лист премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший директор» Александр Бениш расценивает как признание успехов всей команды театра «Модерн». Свою управленческую философию Бениш формулирует чётко: «Какие основные реперные точки и мысли? В первую очередь это забота о зрителе. Поскольку театр прежде всего — это нравственная культурная точка, центр притяжения». Эта забота проявляется в деталях, от работы капельдинеров до уютного буфета, создающих ту самую атмосферу, с которой начинается театр для зрителя.
Повседневная жизнь театра — это не только творческие поиски, но и решение срочных хозяйственных проблем. Александр Бениш на конкретных примерах иллюстрирует, как городская поддержка помогает театру функционировать без сбоев: «У нас сломался грузовой лифт. Нам выделили определённые целевые средства, которые пошли на ремонт. А грузовой лифт для театра — это основная артерия, и, если он выходит из строя, мы не сможем поднять декорации спектаклей на основную сцену». Другой пример — замена неудобных детских кресел на малой сцене. «Мы отправили определённое письмо, провели анализ. Кресла заменили на удобные и эргономичные». Эти, казалось бы, частные случаи складываются в систему оперативного реагирования. «И так во всём: если у театра возникает подобная ситуация, город не оставляет её без внимания, очень часто нам помогают», — резюмирует директор.

-16
-17
-18
-19
-20




Константин Бобков: философия добра

В этом году в номинации «Лучшая мужская роль. Спектакль для детей и юношества» представлен Константин Бобков за роль Простодурсена в
спектакле театра «Практика» и «Мастерской Брусникина». Актёр описывает работу над постановкой как вдохновляющий процесс: «Работа была потрясающе лёгкой и очень смешной. Мы много импровизировали, занимались тренингами по клоунаде». Секрет зрительской любви, по его мнению, — в многослойности: «Спектакль получился очень добрым и умным. Мне приятно, что мою работу высоко оценили. Действительно значимо, когда твой труд замечают».

-21
-22
-23
-24


«Звезда Театрала» оказывается не просто ежегодным соревнованием в сфере театра, а барометром зрительских симпатий. И московская театральная сцена во многом определяет «погоду» на театральных подмостках страны.

Автор текста — Виолетта Тамбия