Найти в Дзене
Игорь Орлов

Зачем молиться Богу, если Он и так все знает? Объясняет Владыка Иларион.

Митрополит Иларион (Алфеев) Митрополит Иларион (Алфеев) дал ответ на этот очень важный вопрос. Действительно, если Бог Вездесущ, то Он Сам знает, что спасительное нужно тому или иному человеку. И либо подает (и тогда человек усиливается в вере Богу), либо не подает (тогда человек усиливается в отрицании Бога или отрицания силы Его влияния). Зачем человеку тогда молиться и вести диалог с Богом? Выпрашивать его? Настойчиво требовать и получать за назойливость? По типу: на возьми, только не доставай Меня. Или Бог хочет проверить постоянство человека? А частота одной и той же просьбы говорит о постоянстве потребности. Как в детстве ребенок просит у родителей один и тот же подарок и никакой другой. И родители понимают, что именно этот подарок хочет их ребенок. Так ли все это? Давайте узнаем ниже ответ Владыки Илариона. И не только. Читайте. Ставьте лайк. Делитесь с друзьями. Комментируйте. Феноменология молитвы. Митрополит Иларион Владыка Иларион замечает такую вещь. У опытных молитвенни
Оглавление

Митрополит Иларион (Алфеев)
Митрополит Иларион (Алфеев)

Митрополит Иларион (Алфеев) дал ответ на этот очень важный вопрос.

Действительно, если Бог Вездесущ, то Он Сам знает, что спасительное нужно тому или иному человеку. И либо подает (и тогда человек усиливается в вере Богу), либо не подает (тогда человек усиливается в отрицании Бога или отрицания силы Его влияния).

Зачем человеку тогда молиться и вести диалог с Богом?

Выпрашивать его? Настойчиво требовать и получать за назойливость? По типу: на возьми, только не доставай Меня. Или Бог хочет проверить постоянство человека? А частота одной и той же просьбы говорит о постоянстве потребности. Как в детстве ребенок просит у родителей один и тот же подарок и никакой другой. И родители понимают, что именно этот подарок хочет их ребенок.

Так ли все это?

Давайте узнаем ниже ответ Владыки Илариона. И не только.

Читайте.

Ставьте лайк. Делитесь с друзьями. Комментируйте.

Феноменология молитвы.

Митрополит Иларион
Митрополит Иларион

Владыка Иларион замечает такую вещь. У опытных молитвенников нередко получается так: они задают вопрос в молитве своей к Богу и получают ответ тотчас, при молитве или тотчас после нее. Да, молитвенный опыт рождает такой феномен: получение ответов сразу.

Иногда требуется время для получения ответа. И Бог дает ответ будто бы не тот, какой хочет человек или не о том. Но такое происходит не потому что Бог подает не то, а потому что человек неправильно понимает Бога и спрашивает о пустом, суетливом, а не спасительном. Бог же подает спасительный ответ, подсказку или помощь, не размениваясь на суету.

В молитве не нужно особых слов и терминологий. Мол Бог не поймет, если не сказать на терминах Ему понятных. Молитва - не экзамен по квалификации, а разговор человека с Богом.

Такой же разговор как разговор добрых друзей, разговор любящих родителей с детьми. Самое главное в нем не умные и правильные термины, а открытость сердца молитве, как общению. Ибо Господь читает сердце человека, а не эквилибристику его слов.

Свет и тепло сердца от молитвенного действия
Свет и тепло сердца от молитвенного действия

И, поэтому, в Священном Писании говорится Христом, что Бог знает "в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него"( Мф.6:8)

И вот тут и возникает этот вопрос:

Раз так, раз Бог знает сердце человека лучше него самого – то зачем нужно молиться человеку?

Зачем?

Потому что в молитве важен сам разговор с Богом. Важен самому человеку.

Если человек читает стандартные молитвы, а душа его пуста, то это – формальный, прохладный разговор с Богом.

От такой молитвы нет толку, она пуста. В ней нет вовлеченности ума и сердца человека. И если человек в молитву не вложил свой ум и сердце, не понял ее сам, то она не дойдет и до адресата, Бога.

(Как говорят в таких случаях в людских разговорам: ты хоть сам-то понял, что сказал?)

Идеал молитвы – непрестанная молитва. Свят. Григорий Богослов говорит, что молиться надо чаще, чем дышать.

Святитель Григорий Богослов
Святитель Григорий Богослов

Мы можем подумать, что такое фактически невозможно. Но здесь имеется ввиду не буквальное понимание слов святителя. Важно упование на Бога, обращение к нему, чувство присутствия Бога во всех делах: значительных и малозначительных. То есть умение (вырабатываемое молитвенной практикой) всегда ум и сердце «держать в Боге»

Так вот упование, настрой сердца и ума на Бога это и есть действие молитвы, плодотворный разговор с Богом. Вот для чего нужно молиться Богу. Не чтобы Ему напомнить о себе или достать Его своими вечными просьбами, а чтобы пробудиться в Нем самому. Пробудить в Нем свои разум и сердце, просветить их упованием. Тогда и ответы Бога будут пониматься таким молитвенником сразу и приходить тотчас.

(По материалам: портал «Иисус», ноябрь 2025. «Простые правила молитвы»)

В качестве заключения.

В научной психологии есть такое понимание, высказанное, например, д.п.н, проф. В.Н. Дружининым: «проговаривание ведет за собой развитие вербального интеллекта» (В.Н. Дружинин «Психология общих способностей», 1997).

Владимир Николаевич Дружинин (1955-2001) доктор психологических наук
Владимир Николаевич Дружинин (1955-2001) доктор психологических наук

Перефразируя слова Дружинина в свете слов, сказанных Владыкой Иларионом, заметим так: не просто проговоренная, а осознанная разумом и прочувствованная сердцем молитва ведет за собой божественное раскрытие человеческой личности, высшего проявления ее. Это немаловажно.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Делитесь с друзьями.

мой канал на тему постов - голоданий, где очень много интересного