Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

“Трон: Арес”: теперь зачем-то трилогия

В октябре до широких экранов, наконец, добралось очередное долгожданное продолжение одной из самых удивительных франшиз Мышиного Дома. И сразу начало отчаянно тонуть в прокате, в своём падении переплюнув даже предыдущий кассовый провал главной звезды фильма Джареда Лето. Дорогущий блокбастер “Трон: Арес”, шедший к премьере почти 15 лет, едва не обесценил тонну издевательских мемов в адрес “Морбиуса” (2022). Но кинокомикс всё-таки удержался в качестве главного позора Джареда, хотя триквел “Трона” в итоге опустошит кошельки студии Диснея на пару сотен миллионов убытков, став одним из самых громких провалов уходящего года. Но Кирин59 всё же попробует поговорить об “Аресе” непредвзято. Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/ Сюжет Говорить о новом фильме в отрыве от первых двух кажется немного неправильным, хотя триквел и постарался максимально сторнироваться от первых двух частей. Но, как по мне, маломальские познания первых двух частей помогут лучше оценить треть
Оглавление

В октябре до широких экранов, наконец, добралось очередное долгожданное продолжение одной из самых удивительных франшиз Мышиного Дома. И сразу начало отчаянно тонуть в прокате, в своём падении переплюнув даже предыдущий кассовый провал главной звезды фильма Джареда Лето.

Дорогущий блокбастер “Трон: Арес”, шедший к премьере почти 15 лет, едва не обесценил тонну издевательских мемов в адрес “Морбиуса” (2022). Но кинокомикс всё-таки удержался в качестве главного позора Джареда, хотя триквел “Трона” в итоге опустошит кошельки студии Диснея на пару сотен миллионов убытков, став одним из самых громких провалов уходящего года.

Но Кирин59 всё же попробует поговорить об “Аресе” непредвзято.

Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Сюжет

Говорить о новом фильме в отрыве от первых двух кажется немного неправильным, хотя триквел и постарался максимально сторнироваться от первых двух частей. Но, как по мне, маломальские познания первых двух частей помогут лучше оценить третью. Поэтому давайте кратко пробежимся по сюжетам трилогии.

В фильме “Трон” 1982 года ведущий инженер-программист крупной технологической корпорации ENCOM Кевин Флинн (32-летний Джефф Бриджес, уже тогда двукратный номинант “Оскара”) оказывается оцифрованным и загруженным в игровую сеть ENCOM, где программы предстают в виде живых сущностей, а если просто, то в виде людей. Пройдя через массу невероятных испытаний, Кевину удаётся вернуться в реальный мир.

Джефф Бриджес в фильме “Трон” (1982), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Джефф Бриджес в фильме “Трон” (1982), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

В 2010 году вышло прямое продолжение с подзаголовком “Наследие”, которое задним числом дополнило оригинал: в 1989 году Кевин, будучи директором ENCOM уже семь лет, внезапно пропадает, оставив маленького сына на попечение бабушки с дедом. Поэтому главным героем новой картины стал сын Кевина – Сэм Флинн (Гаррет Хедлунд). Разумеется, Сэм тоже окажется в виртуальном мире, где помимо программ встретит и пропавшего отца (уже 4-кратного номинанта “Оскара” 60-летнего Джеффа Бриджеса). Пройдя через массу невероятных испытаний, Сэму удаётся вернуться в реальный мир, но уже в компании Кворры, одной из программ.

Джефф Бриджес в фильме “Трон: Наследие” (2010), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Джефф Бриджес в фильме “Трон: Наследие” (2010), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

“Арес” 2025 года также задним числом дополняет предыдущую часть: дескать 15 лет назад Сэм Флинн покидает ENCOM, а ещё один из бывших руководителей компании формирует свою фирму Dillinger Systems, которая скоренько начинает конкурировать с первой. И к настоящему времени ENCOM переходит в руки Ив Ким (Грета Ли), тогда как конкурента возглавляет Джулиан Диллинджер (Эван Питерс), внук основателя.

Обе компании научились выводить цифровые сущности в реальный мир, но созданные конструкты (например, транспорт и человекообразные программы) в реальном мире могут существовать не более 29 минут. Поэтому сейчас компании соревнуются в обретении так называемого “кода постоянства”.

А соревнуются, потому что Диллинджер код не может написать, тогда как Ким не может его найти на старых серверах ENCOM. Но когда Ив всё-таки его обнаружит, ушлый Джулиан в реальном мире отправит за ним свою самую передовую разработку – программу Арес (Джаред Лето), даже не предполагая, что тому хочется свободы.

Джаред Лето, кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Джаред Лето, кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Долгожданное продолжение

После не самого удачного сиквела к не самому удачному оригиналу, которые оценили лишь несколько лет спустя, студия долго не решалась на уже объявленный триквел. Поначалу создатели “Наследия” хотели снять его прямое продолжение о приключениях Сэма и Кворры в реальном мире, даже начали работу над сценарием.

Но вскоре постановщик сиквела Джозеф Косински занялся другими проектами, а студия потерпела парочку ещё более болезненных провалов на поле фантастических блокбастеров и заморозила проект. В 2017 году к проекту вернулись, но он скоренько попал в производственный ад с переписыванием сценариев и чехардой в съёмочной команде. А к началу производства фильм ещё и забастовками переехало.

Однако правдами и неправдами картину всё-таки довели до широкого релиза. Причём с довольно опытными людьми в команде. Например, норвежский постановщик Йоаким Рённинг ранее ставил для студии пятых “Пиратов Карибского моря” и вторую “Малефисенту”. Оператор Джефф Корненвет дважды номинировался на “Оскар” за проекты перфекциониста Дэвида Финчера. А Трент Резнор и Аттикус Росс, чья группа Nine Inch Nails отвечала за саундтрек – дважды лауреаты “Оскара” (тоже за проекты Финчера, кстати).

Подвели, как это часто бывает, не самые опытные сценаристы Дэвид ДиДжилио и Джесси Вигутоу. Ранее в полном метре полноценные сценарии первого были реализованы лишь дважды – в 2005 и в 2015 (для телевидения) годах. Можете полюбопытствовать по ссылкам, что за картины. У второго в портфолио также два полнометражных проекта, 2003 и 2015 годов, но в этом году он умудрился поработать над перезапуском “Сорвиголовы” для Марвел (тоже пострадавшем от переписывания, кстати).

И всё же не стоит винить их за попытку выжать из накопившейся за несколько лет горы сценариев и идей один достойный текст. Тем более, что “Арес” хоть и сторнировался от первых двух фильмов, но немало от них почерпнул. То же информативное начало из сиквела, или пусть весьма отвлечённое от того же “Наследия”, но всё же развитие идеи программ в реальном мире, или мрачный неоновый визуальный стиль. Да и главную звезду всей трилогии не стоит забывать, пусть в “Аресе” Кевин Флинн (лауреат и 7-кратный номинант “Оскара” 75-летний Джефф Бриджесс) появился всего в одной небольшой сцене.

Джефф Бриджес в фильме “Трон: Арес” (2025), кадр из фильма. Источник: https://ru.kinorium.com
Джефф Бриджес в фильме “Трон: Арес” (2025), кадр из фильма. Источник: https://ru.kinorium.com

Обособленное продолжение

Однако отличия проявляются с первого же кадра, буквально с заставки Дисней. Если вторая часть была выполнена в синих и жёлтых цветах, то “Арес” опирается исключительно на красный и чёрный.

Цветовому отличию способствуют и сами места действия. В отличие от первых двух картин основное действие “Ареса” происходит в реальном мире, причём преимущественно в ночное время. А основная часть действия в виртуальном мире происходит на серверах Dillinger Systems, выступающей в картине в роли антагониста, чьи программы подсвечены красным.

На серверы ENCOM действие почти и не заходит, только парой коротких эпизодов, да ради уже упомянутой сцены с Кевином Флинном, которая порадует разве что фанатов оригинального “Трона” 1982 года.

Иных связей, как было в “Наследии”, у “Ареса” нет. Но, честно сказать, лучше бы они были. Потому что, как бы ни критиковали сиквел в год выхода, он удачно влился в тогда ещё нарастающую волну непрошенных продолжений, освежив и идею и визуал первой ленты. К тому же его сюжету хватало как самостоятельности с оригинальностью, так и преемственности с наследием, вынесенным в заглавие.

Триквел же при современных технологиях этим похвастаться не может. Да, визуал благодаря увесистому бюджету местами не уступает “Наследию”, а где-то и значительно лучше. Но разницу рядовой зритель заметит не сразу.

Идею, подкинутую финалом предыдущей картины, “Арес” не столько развивает, сколько просто имеет ввиду, так ни к чему в итоге не приходя. Основная сюжетная линия фильма сводится к банальной борьбе за обретение “кода постоянства”, а сюжетная линия главного героя Ареса и вовсе сводится к извечной свободе ИИ от своего создателя.

А камео Бриджеса в антураже оригинального фильма выглядит приятно, но по сути нужно только для того, чтобы потешить ностальгию зрителя. В остальном лишь вызывает неудобные вопросы. Да и всех примечательных черт собственно “Трона” – например, те же дисковые бои и гонки на светоциклах – в фильме по сути и нет.

Первое появление Ареса, кадр из фильма. Источник: https://ru.kinorium.com
Первое появление Ареса, кадр из фильма. Источник: https://ru.kinorium.com

Неудобные вопросы

И возглавляет список этих неудобных вопросов, разумеется, главный макгаффин фильма, вокруг которого решили построить весь сюжет. Откуда и зачем вообще взялся этот самый “код постоянства”?

В “Наследии” Кворра вышла в реальный мир без всяких препон и без упоминания этого самого кода. А 15 лет спустя оказалось, что код прямо архиважен, но каким-то образом скрыт на сервере, да ещё и самом старом (больше скажу: этот сервер расположен на Северном Полюсе!). Как, блин, это могло произойти?

Как код вообще работает, и почему он разный для людей и программ? Установка, делающая конструкты, делает ведь и людей. Из одних и тех же материалов похоже. Или людей из других?

Хотя в принцип работы этой установки, переносов физического тела в цифровое состояние и обратно или принципов существования конструктов программ вообще лучше не вдумываться. Это чистая фантастика без какой-либо научной основы.

Но тогда другой фундаментальный вопрос: почему вдруг Арес решил восстать против создателя и стать киберпанк версией Пиноккио? Наверно нужна какая-то серьёзная причина, а не то, что он просто увидел в реальном мире дождь? Или не нужна?

И если обоснование утраты “кода” и присутствие Кевина Флинна в ретромире можно сформулировать на выданных фильмом зацепках (тот, дескать, сам забрал код и скрылся с ним поглубже в сети), то типажи персонажей это никак не дополняет и не исправляет.

Арес – внезапный Пиноккио, Ив Ким – такая же альтруистка до мозга костей, как Джулиан Диллинджер – стереотипный злодей-корпорат. А на втором плане сплошь герои функции: Афина (Джоди Тёрнер-Смит) становится основным тупым орудием главного злодея после бегства Ареса, помощники Ким – это помощники Ким, а мать Диллинджера – явный инструмент для изменений самого Джулиана, на которые в фильме всё равно не хватило места.

По итогу хоть какое-то развитие ожидаемо прослеживается только у Ареса. Остальные же просто весь фильм идут к своей цели и выполняют свои функции, не более. Идеи сиквела так и остались в его финале, про семью и наследственность также высказался второй фильм. О новаторстве технологий, как было с оригиналом, увы, речи тоже не идёт.

Зачем тогда столько лет спустя зрителям дали третью часть, в которой нет ничего из того, чем отличались первые два (Бриджесс не в счёт)?

Вот это главный и заодно неудобный для студии вопрос, причём не на один, а на все 180 миллионов производственного бюджета. Но ответ на него как зритель, так и студия выберет сам.

Афина, кадр из фильма. Источник: https://ru.kinorium.com
Афина, кадр из фильма. Источник: https://ru.kinorium.com

Итог

Два месяца широкого проката, не давшие “Аресу” сборов даже соразмерных бюджету, как и схожие с сиквелом оценки, явственно показывают, что в третьем фильме не было необходимости. По крайней мере в том, который вышел на широкие экраны.

“Арес” не даёт ничего ни серии “Трон”, ни студии, ни зрителю. Это максимально необязательное кино с великолепной картинкой, которая иллюстрирует крайне простой и не запоминающийся сюжет.

Из аналогичных картин стриминг Нетфликс любит периодически делать целые события, которые быстро прогорают, как наполовину обрезанный бенгальский огонь: зритель заинтересовано смотрит, может даже радуется в процессе, но в итоге остаётся с уродливой обгорелой палочкой в руке.

Однако если для стриминга это сама цель и вообще хороший контент, то для большой киностудии это финансовое и, что обиднее для зрителя, творческое фиаско. Зрелище без хлеба, чтобы смотреть и не думать. Может не самое плохое кино (как тот же “Морбиус”), но если хотелось хотя бы нормального, стоит подумать ещё раз.

На светоциклах катался Кирин59.

Смотрите только Хорошее Кино.

Виртуальный мир сервера Dillinger Systems, кадр из фильма. Источник: https://ru.kinorium.com
Виртуальный мир сервера Dillinger Systems, кадр из фильма. Источник: https://ru.kinorium.com

Оценки, бюджет и сборы

в порядке выхода на момент написания настоящей статьи:

Оценки зрителей

Кинопоиск: 6.9 (27,8 тыс. оценок) / 6.9 (179,3 тыс. оценок) / 6.4 (22,3 тыс. оценок)

IMDb: 6.7 (142 тыс. оценок) / 6.8 (381 тыс. оценок) / 6.5 (37 тыс. оценок)

Роттен Томатос, зрители: 69 % (50 000+ оценок) / 64 % (100 000+ оценок) / 85 % (5000+ оценок)

Оценки профессиональных обозревателей

Роттен Томатос, критики: 60 % (161 рецензия) / 51 % (251 рецензия) / 53 % (259 рецензий)

Метакритик: 58 из 100 (13 рецензий), то есть “в целом положительные” отзывы / 49 из 100 (40 рецензий), то есть “в целом положительные” отзывы / 48 из 100 (49 рецензий), то есть “в целом положительные” отзывы

Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): – / 54 % (13 рецензий) / 50 % (4 рецензии)

Соотношение бюджета / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:

“Трон” (1982): 17 / 33 (только американские сборы)

“Трон: Наследие” (2010): 170 / 400 (172 + 228)

“Трон: Арес” (2025): 180 / 142 (73 + 69)