В октябре до широких экранов, наконец, добралось очередное долгожданное продолжение одной из самых удивительных франшиз Мышиного Дома. И сразу начало отчаянно тонуть в прокате, в своём падении переплюнув даже предыдущий кассовый провал главной звезды фильма Джареда Лето.
Дорогущий блокбастер “Трон: Арес”, шедший к премьере почти 15 лет, едва не обесценил тонну издевательских мемов в адрес “Морбиуса” (2022). Но кинокомикс всё-таки удержался в качестве главного позора Джареда, хотя триквел “Трона” в итоге опустошит кошельки студии Диснея на пару сотен миллионов убытков, став одним из самых громких провалов уходящего года.
Но Кирин59 всё же попробует поговорить об “Аресе” непредвзято.
Сюжет
Говорить о новом фильме в отрыве от первых двух кажется немного неправильным, хотя триквел и постарался максимально сторнироваться от первых двух частей. Но, как по мне, маломальские познания первых двух частей помогут лучше оценить третью. Поэтому давайте кратко пробежимся по сюжетам трилогии.
В фильме “Трон” 1982 года ведущий инженер-программист крупной технологической корпорации ENCOM Кевин Флинн (32-летний Джефф Бриджес, уже тогда двукратный номинант “Оскара”) оказывается оцифрованным и загруженным в игровую сеть ENCOM, где программы предстают в виде живых сущностей, а если просто, то в виде людей. Пройдя через массу невероятных испытаний, Кевину удаётся вернуться в реальный мир.
В 2010 году вышло прямое продолжение с подзаголовком “Наследие”, которое задним числом дополнило оригинал: в 1989 году Кевин, будучи директором ENCOM уже семь лет, внезапно пропадает, оставив маленького сына на попечение бабушки с дедом. Поэтому главным героем новой картины стал сын Кевина – Сэм Флинн (Гаррет Хедлунд). Разумеется, Сэм тоже окажется в виртуальном мире, где помимо программ встретит и пропавшего отца (уже 4-кратного номинанта “Оскара” 60-летнего Джеффа Бриджеса). Пройдя через массу невероятных испытаний, Сэму удаётся вернуться в реальный мир, но уже в компании Кворры, одной из программ.
“Арес” 2025 года также задним числом дополняет предыдущую часть: дескать 15 лет назад Сэм Флинн покидает ENCOM, а ещё один из бывших руководителей компании формирует свою фирму Dillinger Systems, которая скоренько начинает конкурировать с первой. И к настоящему времени ENCOM переходит в руки Ив Ким (Грета Ли), тогда как конкурента возглавляет Джулиан Диллинджер (Эван Питерс), внук основателя.
Обе компании научились выводить цифровые сущности в реальный мир, но созданные конструкты (например, транспорт и человекообразные программы) в реальном мире могут существовать не более 29 минут. Поэтому сейчас компании соревнуются в обретении так называемого “кода постоянства”.
А соревнуются, потому что Диллинджер код не может написать, тогда как Ким не может его найти на старых серверах ENCOM. Но когда Ив всё-таки его обнаружит, ушлый Джулиан в реальном мире отправит за ним свою самую передовую разработку – программу Арес (Джаред Лето), даже не предполагая, что тому хочется свободы.
Долгожданное продолжение
После не самого удачного сиквела к не самому удачному оригиналу, которые оценили лишь несколько лет спустя, студия долго не решалась на уже объявленный триквел. Поначалу создатели “Наследия” хотели снять его прямое продолжение о приключениях Сэма и Кворры в реальном мире, даже начали работу над сценарием.
Но вскоре постановщик сиквела Джозеф Косински занялся другими проектами, а студия потерпела парочку ещё более болезненных провалов на поле фантастических блокбастеров и заморозила проект. В 2017 году к проекту вернулись, но он скоренько попал в производственный ад с переписыванием сценариев и чехардой в съёмочной команде. А к началу производства фильм ещё и забастовками переехало.
Однако правдами и неправдами картину всё-таки довели до широкого релиза. Причём с довольно опытными людьми в команде. Например, норвежский постановщик Йоаким Рённинг ранее ставил для студии пятых “Пиратов Карибского моря” и вторую “Малефисенту”. Оператор Джефф Корненвет дважды номинировался на “Оскар” за проекты перфекциониста Дэвида Финчера. А Трент Резнор и Аттикус Росс, чья группа Nine Inch Nails отвечала за саундтрек – дважды лауреаты “Оскара” (тоже за проекты Финчера, кстати).
Подвели, как это часто бывает, не самые опытные сценаристы Дэвид ДиДжилио и Джесси Вигутоу. Ранее в полном метре полноценные сценарии первого были реализованы лишь дважды – в 2005 и в 2015 (для телевидения) годах. Можете полюбопытствовать по ссылкам, что за картины. У второго в портфолио также два полнометражных проекта, 2003 и 2015 годов, но в этом году он умудрился поработать над перезапуском “Сорвиголовы” для Марвел (тоже пострадавшем от переписывания, кстати).
И всё же не стоит винить их за попытку выжать из накопившейся за несколько лет горы сценариев и идей один достойный текст. Тем более, что “Арес” хоть и сторнировался от первых двух фильмов, но немало от них почерпнул. То же информативное начало из сиквела, или пусть весьма отвлечённое от того же “Наследия”, но всё же развитие идеи программ в реальном мире, или мрачный неоновый визуальный стиль. Да и главную звезду всей трилогии не стоит забывать, пусть в “Аресе” Кевин Флинн (лауреат и 7-кратный номинант “Оскара” 75-летний Джефф Бриджесс) появился всего в одной небольшой сцене.
Обособленное продолжение
Однако отличия проявляются с первого же кадра, буквально с заставки Дисней. Если вторая часть была выполнена в синих и жёлтых цветах, то “Арес” опирается исключительно на красный и чёрный.
Цветовому отличию способствуют и сами места действия. В отличие от первых двух картин основное действие “Ареса” происходит в реальном мире, причём преимущественно в ночное время. А основная часть действия в виртуальном мире происходит на серверах Dillinger Systems, выступающей в картине в роли антагониста, чьи программы подсвечены красным.
На серверы ENCOM действие почти и не заходит, только парой коротких эпизодов, да ради уже упомянутой сцены с Кевином Флинном, которая порадует разве что фанатов оригинального “Трона” 1982 года.
Иных связей, как было в “Наследии”, у “Ареса” нет. Но, честно сказать, лучше бы они были. Потому что, как бы ни критиковали сиквел в год выхода, он удачно влился в тогда ещё нарастающую волну непрошенных продолжений, освежив и идею и визуал первой ленты. К тому же его сюжету хватало как самостоятельности с оригинальностью, так и преемственности с наследием, вынесенным в заглавие.
Триквел же при современных технологиях этим похвастаться не может. Да, визуал благодаря увесистому бюджету местами не уступает “Наследию”, а где-то и значительно лучше. Но разницу рядовой зритель заметит не сразу.
Идею, подкинутую финалом предыдущей картины, “Арес” не столько развивает, сколько просто имеет ввиду, так ни к чему в итоге не приходя. Основная сюжетная линия фильма сводится к банальной борьбе за обретение “кода постоянства”, а сюжетная линия главного героя Ареса и вовсе сводится к извечной свободе ИИ от своего создателя.
А камео Бриджеса в антураже оригинального фильма выглядит приятно, но по сути нужно только для того, чтобы потешить ностальгию зрителя. В остальном лишь вызывает неудобные вопросы. Да и всех примечательных черт собственно “Трона” – например, те же дисковые бои и гонки на светоциклах – в фильме по сути и нет.
Неудобные вопросы
И возглавляет список этих неудобных вопросов, разумеется, главный макгаффин фильма, вокруг которого решили построить весь сюжет. Откуда и зачем вообще взялся этот самый “код постоянства”?
В “Наследии” Кворра вышла в реальный мир без всяких препон и без упоминания этого самого кода. А 15 лет спустя оказалось, что код прямо архиважен, но каким-то образом скрыт на сервере, да ещё и самом старом (больше скажу: этот сервер расположен на Северном Полюсе!). Как, блин, это могло произойти?
Как код вообще работает, и почему он разный для людей и программ? Установка, делающая конструкты, делает ведь и людей. Из одних и тех же материалов похоже. Или людей из других?
Хотя в принцип работы этой установки, переносов физического тела в цифровое состояние и обратно или принципов существования конструктов программ вообще лучше не вдумываться. Это чистая фантастика без какой-либо научной основы.
Но тогда другой фундаментальный вопрос: почему вдруг Арес решил восстать против создателя и стать киберпанк версией Пиноккио? Наверно нужна какая-то серьёзная причина, а не то, что он просто увидел в реальном мире дождь? Или не нужна?
И если обоснование утраты “кода” и присутствие Кевина Флинна в ретромире можно сформулировать на выданных фильмом зацепках (тот, дескать, сам забрал код и скрылся с ним поглубже в сети), то типажи персонажей это никак не дополняет и не исправляет.
Арес – внезапный Пиноккио, Ив Ким – такая же альтруистка до мозга костей, как Джулиан Диллинджер – стереотипный злодей-корпорат. А на втором плане сплошь герои функции: Афина (Джоди Тёрнер-Смит) становится основным тупым орудием главного злодея после бегства Ареса, помощники Ким – это помощники Ким, а мать Диллинджера – явный инструмент для изменений самого Джулиана, на которые в фильме всё равно не хватило места.
По итогу хоть какое-то развитие ожидаемо прослеживается только у Ареса. Остальные же просто весь фильм идут к своей цели и выполняют свои функции, не более. Идеи сиквела так и остались в его финале, про семью и наследственность также высказался второй фильм. О новаторстве технологий, как было с оригиналом, увы, речи тоже не идёт.
Зачем тогда столько лет спустя зрителям дали третью часть, в которой нет ничего из того, чем отличались первые два (Бриджесс не в счёт)?
Вот это главный и заодно неудобный для студии вопрос, причём не на один, а на все 180 миллионов производственного бюджета. Но ответ на него как зритель, так и студия выберет сам.
Итог
Два месяца широкого проката, не давшие “Аресу” сборов даже соразмерных бюджету, как и схожие с сиквелом оценки, явственно показывают, что в третьем фильме не было необходимости. По крайней мере в том, который вышел на широкие экраны.
“Арес” не даёт ничего ни серии “Трон”, ни студии, ни зрителю. Это максимально необязательное кино с великолепной картинкой, которая иллюстрирует крайне простой и не запоминающийся сюжет.
Из аналогичных картин стриминг Нетфликс любит периодически делать целые события, которые быстро прогорают, как наполовину обрезанный бенгальский огонь: зритель заинтересовано смотрит, может даже радуется в процессе, но в итоге остаётся с уродливой обгорелой палочкой в руке.
Однако если для стриминга это сама цель и вообще хороший контент, то для большой киностудии это финансовое и, что обиднее для зрителя, творческое фиаско. Зрелище без хлеба, чтобы смотреть и не думать. Может не самое плохое кино (как тот же “Морбиус”), но если хотелось хотя бы нормального, стоит подумать ещё раз.
На светоциклах катался Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки, бюджет и сборы
в порядке выхода на момент написания настоящей статьи:
Оценки зрителей
Кинопоиск: 6.9 (27,8 тыс. оценок) / 6.9 (179,3 тыс. оценок) / 6.4 (22,3 тыс. оценок)
IMDb: 6.7 (142 тыс. оценок) / 6.8 (381 тыс. оценок) / 6.5 (37 тыс. оценок)
Роттен Томатос, зрители: 69 % (50 000+ оценок) / 64 % (100 000+ оценок) / 85 % (5000+ оценок)
Оценки профессиональных обозревателей
Роттен Томатос, критики: 60 % (161 рецензия) / 51 % (251 рецензия) / 53 % (259 рецензий)
Метакритик: 58 из 100 (13 рецензий), то есть “в целом положительные” отзывы / 49 из 100 (40 рецензий), то есть “в целом положительные” отзывы / 48 из 100 (49 рецензий), то есть “в целом положительные” отзывы
Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): – / 54 % (13 рецензий) / 50 % (4 рецензии)
Соотношение бюджета / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:
“Трон” (1982): 17 / 33 (только американские сборы)
“Трон: Наследие” (2010): 170 / 400 (172 + 228)
“Трон: Арес” (2025): 180 / 142 (73 + 69)