Найти в Дзене

«Московская верфь»: как в Нагатинском Затоне появился завод электрических судов, которого ждали полвека

Художественный неро-арт коллаж Зачем Москве собственная судоверфь Полвека в столице открывали новые заводы, технопарки, логистические хабы – но только не судостроительные предприятия. И вот в Нагатинском Затоне напротив Южного речного вокзала заработала Московская судостроительная верфь – высокотехнологичный завод полного цикла по выпуску электрических судов. На открытии мэр Москвы Сергей Собянин вместе с первым вице-премьером Денисом Мантуровым и помощником президента, председателем Морской коллегии РФ Николаем Патрушевым дали старт строительству первого судна серии «Москва 1.0». Сегодня по Москве-реке уже ходят современные электросуда на регулярных маршрутах от Киевского вокзала до Шелепихинской набережной и по линии «ЗИЛ – Печатники». Эти рейсы стали первыми в мире круглогодичными маршрутами полностью электрического водного транспорта и быстро набрали популярность: только за первые месяцы работы по одному из них перевезли свыше 250 тысяч человек. При запуске этих маршрутов суда соби
Оглавление
Художественный неро-арт коллаж
Художественный неро-арт коллаж

Зачем Москве собственная судоверфь

Полвека в столице открывали новые заводы, технопарки, логистические хабы – но только не судостроительные предприятия. И вот в Нагатинском Затоне напротив Южного речного вокзала заработала Московская судостроительная верфь – высокотехнологичный завод полного цикла по выпуску электрических судов.

На открытии мэр Москвы Сергей Собянин вместе с первым вице-премьером Денисом Мантуровым и помощником президента, председателем Морской коллегии РФ Николаем Патрушевым дали старт строительству первого судна серии «Москва 1.0».

Сегодня по Москве-реке уже ходят современные электросуда на регулярных маршрутах от Киевского вокзала до Шелепихинской набережной и по линии «ЗИЛ – Печатники». Эти рейсы стали первыми в мире круглогодичными маршрутами полностью электрического водного транспорта и быстро набрали популярность: только за первые месяцы работы по одному из них перевезли свыше 250 тысяч человек.

При запуске этих маршрутов суда собирали в Санкт-Петербурге. Теперь Москва получает собственную производственную базу, способную не только обеспечивать городской флот, но и работать на всю страну.

Где построили «Московскую верфь» и как она выглядит

Новая верфь стоит на Меловом мысе в районе Нагатинский Затон – там, где раньше была коммунальная зона.

С воды здание кажется гигантским кораблем, пришвартованным к берегу:

  • длинный производственный корпус вытянут вдоль акватории;
  • фасады облицованы панелями «под дерево» с диагональным рисунком – отсылка к деревянной обшивке старых судов;
  • огромные ворота стапелей выходят прямо к воде, чтобы готовые корпуса можно было сразу спускать на реку;
  • рядом – отдельный комплекс административных и сервисных зданий, выдержанных в той же «деревянной» эстетике.

Со стороны жилых кварталов благоустроена набережная: прогулочные дорожки, газоны, детская площадка, террасы и кафе. Город позиционирует верфь не только как производственный объект, но и как новую точку притяжения для горожан – сюда можно просто прийти погулять у воды и посмотреть на строящиеся корабли.

22 месяца стройки и 23 тысячи «квадратов» технологий

Строительство верфи началось в октябре 2023 года и заняло всего 22 месяца – для столь сложного объекта это рекордно короткий срок.

Ключевые цифры проекта:

  • 23 тыс. м² производственных площадей;
  • полный цикл – от раскроя металла до спуска судна на воду;
  • до 40 судов в год производственной мощности;
  • возможность ежегодно обслуживать и ремонтировать более 100 электросудов;
  • свыше 70% оборудования – российского производства;
  • более 500 рабочих мест непосредственно на верфи и тысячи рабочих мест в кооперации по всей стране.

На площадке уже работает собственное конструкторское бюро – Центр разработки и проектирования речного электротранспорта. Здесь будут проектировать новые типы судов, проводить испытания, обучать экипажи и повышать квалификацию специалистов.

Что именно делают на верфи: производство полного цикла

Внутри комплекса организовано полноценное судостроительное производство:

  • Заготовительные цеха – раскрой металла, резка и гибка листов.
  • Сборочно-сварочные участки – из отдельных секций собирают корпуса будущих судов.
  • Окрасочные камеры – для нанесения многослойных защитных покрытий.
  • Цех оснащения – монтаж двигателей, батарей, систем управления, салонов и интерьеров.
  • Стапель и спуск на воду – готовое судно выводят через огромные ворота и буксируют на испытания по Москве-реке.

Помимо строительства, верфь имеет мощную сервисную зону: доки, причалы и зарядную инфраструктуру. Они рассчитаны на обслуживание более сотни электросудов в год – как регулярного городского флота, так и туристических теплоходов.

Какие суда будут строить в Нагатинском Затоне

1. Городские электросуда «Москва 1.0», «Москва 2.0» и «Москва 3.0»

Это основные «рабочие лошадки» регулярных маршрутов на Москве-реке. Они рассчитаны на круглогодичную эксплуатацию, оборудованы панорамным остеклением, удобными салонами, Wi-Fi, USB-розетками и местами для велосипедов и колясок.

2. Круизные лайнеры «Московское золотое кольцо»

На верфи планируют строить современные круизные суда длиной до 110 м, которые будут ходить по одноименному туристическому маршруту по рекам Московского региона и городам Золотого кольца. Первое гибридное круизное судно «Московское золотое кольцо» заложат здесь в 2027 году.

3. Беспилотные катера

Еще одно направление – беспилотные патрульные катера для мониторинга обстановки на Москве-реке и обеспечения безопасности на акватории.

Таким образом, верфь способна выпускать целую линейку судов – от городских трамвайчиков до круизных лайнеров.

Самая «зелёная» верфь страны

Отдельный акцент при проектировании сделали на экологию:

  • на крыше установлены солнечные панели, которые служат дополнительным источником энергии;
  • современные системы очистки и фильтрации исключают попадание загрязнённой воды в Москву-реку;
  • предприятие подключено к сетям с резервированием мощности; энергетики проложили около 11 км кабельных линий и установили две трансформаторные подстанции по 5 МВА каждая.

В производстве планируют активно использовать 3D-печать и технологии цифровых двойников – это позволяет точнее проектировать узлы, сокращать сроки сборки и снижать расход материалов.

Сам фасад с «деревянной» облицовкой тоже не случаен: это алюминиевые и композитные панели с рисунком под дерево – отсылка к традиционному деревянному судостроению в Москве, история которого насчитывает более 90 лет.

Как верфь меняет Нагатинский Затон

Новый судостроительный кластер вписан в большую программу преобразования района:

  • уже открыт велопешеходный мост через Нагатинский Затон, который связывает жилые кварталы, парк «Коломенское» и станцию БКЛ «Нагатинский Затон»;
  • благоустроены набережные, появились новые прогулочные маршруты вдоль воды;
  • напротив верфи полностью обновлён Южный речной вокзал – он становится воротами в будущий столичный круизный хаб.

Для жителей это не «закрытая промзона», а открытая городская среда: можно гулять вдоль воды, наблюдать за работой верфи, приходить на экскурсии и запуск новых судов.

Электрический флот 2030–2035 годов: какие планы

Открытие верфи – часть масштабной программы развития речного транспорта Москвы.

По планам города и отраслевых ведомств:

  • к 2030 году на Москве-реке будет работать 7 маршрутов регулярного речного электротранспорта и 11 маршрутов экскурсионно-прогулочного флота;
  • флот столицы будет включать более 100 электросудов, построенных на Московской верфи;
  • общий объём поездок на речных судах достигнет 7 млн в год, из них около 4 млн придётся на регулярные перевозки;
  • к 2035 году ожидается двукратный–трёхкратный рост пассажиропотока туристических маршрутов «Московского золотого кольца».

По сути, Москва формирует новый вид городского транспорта – экологичный, тихий и визуально сильный символ обновлённой Москвы-реки.

Что видно на фотографиях

Фото 1–3 – главный производственный корпус «Московской верфи» со стороны Нагатинского Затона: огромные стапельные ворота и длинный фасад вдоль воды.

📸 1.1:
📸 1.1:
📸 1.2:
📸 1.2:
📸 1.3:
📸 1.3:

Фото 4–5 – административно-деловой корпус и благоустроенная набережная с зелёными насаждениями.

📸 1.4:
📸 1.4:
📸 1.5:
📸 1.5:

Фото 6–7 – входная группа комплекса и фирменный знак «Московская верфь» / «Московский транспорт».

📸 1.6:
📸 1.6:
📸 1.7:
📸 1.7:

Фото 8–10 – вид на верфь с противоположного берега: характерный диагональный рисунок фасада, ряды ромбовидных окон и причалы для электросудов.

📸 1.8:
📸 1.8:
📸 1.9:
📸 1.9:
📸 1.10:
📸 1.10:

Московская судостроительная верфь – это уже не просто ещё один завод. Это новая точка роста для столицы, флагман российского электросудостроения и ключевой элемент будущего электрического флота Москвы-реки.

И каждый новый «электротрамвайчик» с логотипом Москвы, который будет сходить здесь со стапеля, – наглядное подтверждение того, что речной транспорт снова становится важной частью жизни города.

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники

При подготовке материала использовались официальные сообщения мэра и правительства Москвы, федеральных и городских СМИ, а также специализированных порталов о судостроении и транспорте. Ниже — основные открытые источники, на которые я опирался при проверке фактов о строительстве и запуске «Московской верфи», её мощности, номенклатуре судов и планах по развитию речного электротранспорта:

  1. Официальный сайт мэра и Правительства Москвы — новость «В Москве открылась верфь для строительства современных электросудов» (Москва)
  2. Агентство городских новостей «Москва» — материал «Собянин, Мантуров и Патрушев открыли Московскую верфь» (mskagency.ru)
  3. Информационное агентство ТАСС — сообщение о запуске «Московской верфи» и параметрах проекта (сроки строительства, площадь, местоположение, экологические решения) (TACC)
  4. Портал «ПортНьюс» и специализированные судостроительные ресурсы — новости о производстве полного цикла речных электросудов и закладке килей судов «Москва 1.0» (portnews.ru)
  5. Материалы деловых СМИ (РБК и др.) о проекте Московской судостроительной верфи, её инфраструктуре, мощности и кооперации с Sitronics Group и Мосгортрансом (РБК)
  6. Публикации городских и отраслевых изданий о развитии регулярных речных маршрутов на электросудах, планах по обновлению флота и росту пассажиропотока на Москве-реке к 2030–2035 годам (portnews.ru)

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!

Постскриптум:

Тем, кому интересен речной транспорт, рекомендуем подборку: Речник

В нашем Телеграм канале еще больше информации!