Найти в Дзене

Роман Сенчин, "Десятые"

👤 Сенчин Роман Валерьевич 📖 "Десятые" (2023) 📚 Очередной, на сегодняшний день последний, сборник "the best'ов" от Романа Сенчина, где он из "благостных" нулевых перекочёвывает в "тревожные" десятые. Правда, как выясняется из предыдущего сборника, не такие уж и "благостные" были эти приснопамятные нулевые. Для большинства населения страны уж точно. Да, в какой-то мере "жить стало лучше", а местами даже "веселей", но присказку "не жили богато, неча начинать" ещё никто не отменял. Правда, поначалу показалось, что всё не так уж и плохо - Чемпионат Европы по футболу в Польше и на Украине, Олимпиада у нас. Но тут в майданном угаре заскакал 2013 год, а ветры 2014-го принесли с собой запах войны. И она пришла. Не большая, как ждали, но пришла. Кто-то предпочёл её не заметить, отгородиться, а для кого-то тот год стал Рубиконом, после которого нужно было определяться кто ты и с кем, определять где свои, а где нет. 📚 А что же у Сенчина? А у Сенчина особо ничего и не поменялось. Плюс-ми

👤 Сенчин Роман Валерьевич

📖 "Десятые" (2023)

📚 Очередной, на сегодняшний день последний, сборник "the best'ов" от Романа Сенчина, где он из "благостных" нулевых перекочёвывает в "тревожные" десятые. Правда, как выясняется из предыдущего сборника, не такие уж и "благостные" были эти приснопамятные нулевые. Для большинства населения страны уж точно. Да, в какой-то мере "жить стало лучше", а местами даже "веселей", но присказку "не жили богато, неча начинать" ещё никто не отменял. Правда, поначалу показалось, что всё не так уж и плохо - Чемпионат Европы по футболу в Польше и на Украине, Олимпиада у нас. Но тут в майданном угаре заскакал 2013 год, а ветры 2014-го принесли с собой запах войны. И она пришла. Не большая, как ждали, но пришла. Кто-то предпочёл её не заметить, отгородиться, а для кого-то тот год стал Рубиконом, после которого нужно было определяться кто ты и с кем, определять где свои, а где нет.

📚 А что же у Сенчина? А у Сенчина особо ничего и не поменялось. Плюс-минус те же герои, те же темы, те же места. Герои, правда, стали постарше. Но на пользу это им не пошло. Инфантилизма и готовности рефлексировать стало больше, а желания действовать и как-то менять свою жизнь и окружающую действительность не прибавилось. "Хрестоматийными" примерами сенчинской прозы сборник открывается и закрывается. В рассказе "Зима" (2011) можно понаблюдать как проходят серые будни одного из обитателей курортного городка на черноморском побережье. Герою за 30. Летом он сдаёт своё жильё отдыхающим, а не в сезон прозябает там же в городке, максимально растягивая заработанное летом. Иногда у него появляются мысли о том, что в жизни надо что-то поменять, создать семью, сделать что-то эдакое. Но дальше мыслей дело не доходит. То же и в небольшой повести "У моря" (2020) - герой в поисках себя сбегает от привычной жизни в приморский городок. Снова дело происходит зимой, снова много воспоминаний, рефлексии, сожалении о том, что когда-то не сбылось. И вроде уже сто раз у Сенчина были такие сюжеты, уже об этом читано-перечитано, а всё равно интересно, всё равно затягивает. Хочется чтоб у героя ну хоть раз ну хоть что-нибудь получилось.

📚 Под стать и другие рассказы. В рассказе "Барби" (2012) герой помимо основной работы водителем в логистической компании в свободное время играет в рок-группе. Однажды перед участниками группы становится вопрос - бросить всё, потому что всем уже по 40, а ни славы, ни денег музыка не принесла, или согласиться на предложение одного из друзей поиграть эстрадный репертуар в ресторанах, предав тем самым идеалы молодости. В рассказах "Косьба" (2015) и "К мужу" (2017) Сенчин вновь рисует картину безысходности провинциальной жизни. В первом один из героев по пьянке совершает тяжкое преступление. Во втором молодая женщина едет в колонию на очередное свидание к мужу которого вот-вот должны выпустить по УДО. Финал у рассказа совершенно шукшинский, но такой характерный для Сенчина. В рассказе "Ёлка" (2018) у пожилой учительницы кто-то ворует ель, которую когда-то давно она вместе с мужем и детьми посадила под окнами дома, обрубив тем самым не только связь с прошлым, но и саму нить жизни. В рассказе "Полчаса" (2019) интереса ради сделанный экспресс-тест на ВИЧ в одночасье может сломать ни одну судьбу.

📚 Особо отмечу рассказ "Помощь", написанный в 2014 году. Тогда он мне не попался, но сейчас, по прошествии 10 с лишним лет, смотрится совершенно по-новому. Примечателен он тем, что под именем Трофима Гущина, главного героя рассказа, выведен коллега по писательскому цеху и, некогда, друг автора - Захар Прилепин. В рассказе Сенчин очень жёстко проходится и по самому Прилепину, и по его деятельности в поддержку Русской Весны, Крыма и Донбасса. Я конечно предполагал, что, судя по произведениям, у Сенчина характер такой себе, но, честно сказать, такого не ожидал. Одно дело, когда не согласен с политическими взглядами и общественной позицией оппонента, другое дело когда лезешь в семью (а Сенчин прошёлся и по жене, и по детям), ёрничаешь по поводу бытовых условий (домик в деревне попал под каток, машины), пытаешься считать сколько он заработал с продаж книг, премий, телепередач и прочей деятельности. Зависть? Определённо. Я не отношу себя к фанатичным почитателям Прилепина, не всегда разделяю отдельные его взгляды и позиции (был даже период, когда я вообще перестал следить за его деятельностью из-за разных позиций по Донбассу), но всегда уважал его как большого писателя, стоящего на позициях патриотизма, любви и преданности своему Отечеству. Особое спасибо всегда говорил ему за защиту доброго имени советской культуры и искусства, возрождения интереса к незаслуженно забытым именам. Не говорю уже про остальную деятельность. Вдобавок ко всему два года назад Прилепин чуть было не заплатил за всё собственной жизнью. А что Сенчин? Предпочитает отмалчиваться, изредка высказывая в произведениях далеко не близкие, мягко говоря, ни текущему историческому контексту, ни традициям русской литературы позиции. Так что, если тогда, в 2014-м это и смотрелось иронично, то спустя 10 лет уже как-то не смешно.

📚 В целом сборник неплохой, но в некоторых вещах ощущаются вторичность сюжетов и самоповторы. Этим Сенчин стал как раз грешить в конце 10-х - начале 20-х. Тем не менее, Сенчин, безусловно, талантлив, и даже такими сюжетами умеет увлечь читателя. Так что любителям современной русской прозы рекомендую.

Источник - Заметки Человека Читающего.