Найти в Дзене
Московские Святые

Дарья Зайцева: «Я умру за веру». Протокол как свидетельство святости

«Во времена сколько-нибудь продолжительных периодов отсутствия гонений, внешнего спокойствия число называющих себя христианами всегда увеличивалось, люди по разным причинам, соображениям или даже выгодам присоединялись к Церкви. Но, когда наступала эпоха гонений, все эти выгоды и соображения исчезали, и христиане или покидали церковную ограду, или под натиском внешнего насилия начинали сотрудничать с гонителями. Время, которое для населения России можно было бы условно назвать мирным, когда называющие себя христианами сладко спали или мечтали о чём-то несбыточном, безоговорочно закончилось в 1917–1918 годах. И последующие события убедительно показали, что христиан, для которых вера в Христа является центром жизни, ничтожно мало….. Время массовых гонений и вообще массовых репрессий обычно характеризуется не массовым христианским героизмом, как некоторые ошибочно думают, а массовым отступлением от исполнения христианских заповедей и нравственных норм.» Архимандрит Дамаскин (Орловский) «С
«Во времена сколько-нибудь продолжительных периодов отсутствия гонений, внешнего спокойствия число называющих себя христианами всегда увеличивалось, люди по разным причинам, соображениям или даже выгодам присоединялись к Церкви. Но, когда наступала эпоха гонений, все эти выгоды и соображения исчезали, и христиане или покидали церковную ограду, или под натиском внешнего насилия начинали сотрудничать с гонителями. Время, которое для населения России можно было бы условно назвать мирным, когда называющие себя христианами сладко спали или мечтали о чём-то несбыточном, безоговорочно закончилось в 1917–1918 годах. И последующие события убедительно показали, что христиан, для которых вера в Христа является центром жизни, ничтожно мало….. Время массовых гонений и вообще массовых репрессий обычно характеризуется не массовым христианским героизмом, как некоторые ошибочно думают, а массовым отступлением от исполнения христианских заповедей и нравственных норм.» Архимандрит Дамаскин (Орловский) «Судебно-следственные дела как агиографический источник». Труды Коломенской духовной семинарии. № 1 (28) за 2025 год. С. 98-128

История XX века дала множество примеров, подтверждающих эту мысль. Один из самых пронзительных — судьба послушницы Дарии Петровны Зайцевой. Преподобномученица Дария Зайцева родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева. В девятнадцать лет она поступила послушницей в Борисоглебский Аносин монастырь Звенигородского уезда Московской губернии.

После закрытия монастыря в 1928 году Дария поселилась в селе Холмы Истринского района Московской области. Здесь уже проживало множество монахинь из закрытых советской властью обителей. Она проживала в сторожке при Знаменской церкви. Поначалу она помогала в храме, а в 1934 году была избрана старостой храма.

2 марта 1938года послушница Дарья была арестована Истринским отделением милиции и помещена в камеру предварительного заключения. Причиной ареста стал донос: активная контрреволюционная агитация, высказывание пораженческих настроений о падении Советской власти.

3 марта состоялся допрос.

«- Дайте показания о вашей контрреволюционной агитации, проводимой вами среди населения села Холмы?
- После прихода к власти коммунистов нам, православным, жить стало хуже, стали нас притеснять, закрывать церкви. Пересажали в тюрьму всех священников, диаконов, монашествующих. Вот я приготовила себе вещи и ожидала, когда меня посадят... В 1937 году зимою приходили ко мне в сторожку женщины деревни Холмы, где я вела разговор без всякой на то злобы, что нужно больше молиться Богу и просить, чтобы Бог помог избавиться нам от власти и послал нам другую. При этой власти стало жить очень тяжело крестьянам, и к нам крестьяне в церковь не ходят, забыли Бога, вот нам и послана такая власть... Власть сейчас делает гонения на крестьян и православных, и я умру за веру и батюшку царя..
- Почему вы недовольны существующим строем и проводите контрреволюционную деятельность?
- Недовольна существующим строем лишь потому, что закрывают церкви и делают гонения на религию и православных, и поэтому смириться с существующим строем не могу». Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии»

8 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушницу Дарию Петровну к расстрелу. Её перевели в Таганскую тюрьму в Москве.

Дария Петровна Зайцева была расстреляна 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. 12 марта 2002 года канонизирована (причислена к лику святых) Архиерейским собором Русской православной церкви 2000 года.