Вступление: синяя ветка летит дальше
Представьте: вы выходите из дома в Гольянове, проходите мимо знакомых дворов и через десять-пятнадцать минут уже спускаетесь в метро не на переполненной «Щёлковской», а на своей, районной станции с космическим светящимся потолком и глубоким синим фоном.
Именно так будет выглядеть повседневность жителей района, когда на Арбатско-Покровской линии заработает новая конечная станция «Гольяново». Её архитектурно-художественную концепцию недавно утвердил мэр Москвы Сергей Собянин, а стройка уже перешла в активную фазу: от «Щёлковской» к будущей станции начали вести тоннель щитом «Галина».
Разберёмся по рендерам и официальным проектам, какой будет «Гольяново», почему оформление выбрали «космическим» и как эта станция изменит жизнь района и всей синей ветки метро.
1. Почему космос: от «Геофизики-Космос» до зондов и солнечных батарей
Космическая тема для станции выбрана не случайно. В Гольянове работает научно-производственное предприятие «Геофизика-Космос» — один из ведущих российских разработчиков оптико-электронных приборов ориентации и навигации для космических аппаратов. Практически все отечественные спутники летали с его оборудованием на борту.
Город решил отразить эту космическую специализацию района в облике станции. Концепция, утверждённая столичным стройкомплексом, строится на ассоциативных образах зондов, солнечных батарей и космических технологий:
- путевые стены оформят алюминиевыми сотовыми панелями российского производства голубого оттенка с градиентом – они создают ощущение глубины и напоминают звёздное небо или подсвеченные панели космического аппарата;
- колонны на платформе покроют молотковой нержавеющей сталью с встроенными линейными светодиодными светильниками – как ребристый металлический корпус орбитального модуля;
- потолок превратится в светящуюся пространственную решётку, напоминающую орбитальные траектории или конструкцию солнечных батарей.
Так в буквальном смысле «космос» спускается под землю – не как абстрактная тема, а как аккуратная отсылка к реальному высокотехнологичному производству, которое десятилетиями работает в Гольянове.
2. Свет, металл и геометрия: как будет выглядеть платформа
Если внимательно рассмотреть рендеры (фото 1–3), можно сложить довольно точное представление о будущей платформе.
Путевые стены: «глубокое небо» синей ветки
Вдоль путей – сплошная панельная «лента» насыщенного синего цвета с мягким градиентом. На ней крупными белыми буквами выведено название станции «ГОЛЬЯНОВО». Сочетание синего фона и белой надписи поддерживает фирменный цвет Арбатско-Покровской линии, которая уже сейчас на схемах отмечена тем же оттенком.
В расфокусированных отражениях читаются очертания мачт, антенн, абстрактных технических конструкций – ощущение, будто за стеной не городская инфраструктура, а борт орбитальной станции.
Колонны: зеркальные «модули» с подсветкой
Колонны выполнены в виде гладких прямоугольных объёмов. Полированный металл и вертикальные световые линии делают их похожими на технологические блоки космического корабля. На рендерах видны блики и эффекты «запотевшего» металла – как следы микрометеоритов или космической пыли.
Встроенная подсветка подчёркивает геометрию колонн и делает платформу визуально легче: тяжёлые опоры превращаются в светящиеся вертикальные «стойки».
Потолок: светящаяся решётка
Главный вау-эффект – подвесной потолок. Он собран из густой сетки прямых световых линий, образующих трёхмерную решётку.
Для пассажира это выглядит так, будто над платформой висит прозрачный «куб» из света:
- структура повторяет геометрический рисунок на полу;
- свет распределён равномерно, без «тёмных пятен»;
- визуально потолок «поднимается» выше, чем есть на самом деле, – важный плюс для станции мелкого заложения.
3. Пол, геометрический узор и удобство навигации
На полу спроектирован контрастный рисунок из светлого и тёмного термообработанного гранита, выложенный в виде многократно повторяющегося геометрического орнамента.
Этот узор:
- связывает воедино платформу, колонны и потолочную решётку – одна и та же геометрия повторяется на всех уровнях;
- одновременно выполняет навигационную функцию: по рисунку легко считывать основные оси движения и зоны ожидания;
- подчёркивает направление к центру платформы и выходам.
На рендерах видны чётко выделенные зоны посадки и ожидания:
- скамейки в лёгких металлических рамах,
- информационные табло,
- интерактивные стелы и круглый стенд-карта метро.
Все элементы выдержаны в одной чёрно-бело-металлической гамме с акцентами синего – ничего лишнего, но при этом станция не выглядит холодной или безликой.
4. Наземный павильон: стеклянная «коробка» среди деревьев
Четвёртый рендер показывает будущий выход из метро на Уссурийской улице (фото 4). Это длинный одноэтажный прозрачный павильон, в котором геометрический световой каркас продолжается с платформы на поверхность.
Что важно по проекту:
- павильон аккуратно встроен в существующую застройку района и окружён зеленью;
- благодаря прозрачным фасадам пространства внутри и снаружи визуально соединяются – нет ощущения «тяжёлого» наземного вестибюля, как у старых станций;
- элементы геометрического узора (световые рамы, круглые инфостенды) повторяют мотивы платформы – пассажир сразу понимает, что попал в ту же «космическую» среду.
По проекту у станции будет два подземных вестибюля с выходами на обе стороны Уссурийской улицы – это обеспечит удобную рассредоточенную посадку и высадку пассажиров.
5. Безбарьерная среда: метро, доступное каждому
Отдельный акцент в проекте – доступность для маломобильных пассажиров. В обоих вестибюлях предусмотрены лифты: ими смогут пользоваться люди с ограниченной подвижностью, пожилые горожане и родители с колясками.
По основным техническим параметрам «Гольяново» – классическая станция мелкого заложения:
- глубина – около 11 метров;
- островная платформа длиной примерно 163 метра и шириной около 11 метров;
- за станцией располагаются оборотные тупики для поездов синей ветки.
Такое решение позволяет:
- сократить время пересадки и посадки – пассажиры выходят на одну широкую платформу;
- гибко организовать движение поездов: часть составов сможет оборачиваться раньше, что помогает регулировать интервалы.
6. Где именно будет станция и кому она нужна
Станция строится в центре района Гольяново, на пересечении Уссурийской и Сахалинской улиц, с выходами на обе стороны Уссурийской.
Тоннели от «Щёлковской» к новой станции прокладывают вдоль Уральской и Уссурийской улиц, под площадью Белы Куна и вблизи Гольяновского пруда. Левый перегонный тоннель длиной 1,68 км сейчас прокладывает тоннелепроходческий комплекс Herrenknecht S-771 «Галина», правый планируют начать бурить в феврале 2026 года.
После открытия станции:
- более 160 тысяч жителей района получат метро в шаговой доступности;
- путь до Большой кольцевой линии сократится почти вдвое – примерно с 40 до 25 минут;
- дорога до МЦК станет быстрее примерно в полтора раза – ориентировочно с 30 до 20 минут.
Отдельный эффект – разгрузка и линии, и дорог:
- одна из самых загруженных станций метро, «Щёлковская», по оценкам мэрии, освободится примерно на 30%;
- уменьшится транспортная нагрузка на Щёлковское шоссе, куда сегодня стекаются потоки из Подмосковья и от Центрального автовокзала.
Фактически для востока города это не просто ещё одна точка на схеме метро, а смена транспортного баланса: центр тяжести пассажиропотока смещается от «Щёлковской» глубже в район.
7. Арбатско-Покровская линия: новая глава синей ветки
Арбатско-Покровская линия – одна из самых протяжённых радиальных линий московского метро: сейчас в её составе 22 станции, общая длина – около 45 км.
Продление от «Щёлковской» до «Гольяново» добавит ещё 2,6 км пути и новую конечную.
Интересный факт: по оценкам городских властей, «Гольяново» станет первой новой станцией на этой линии с 2012 года – то есть синяя ветка впервые за долгое время реально «подрастёт» на востоке.
Для пассажиров это означает:
- более равномерное распределение людей по поездам;
- меньшие очереди к лестницам на «Щёлковской»;
- дополнительные варианты маршрутов при поездках по востоку и северо-востоку города.
8. Ход строительства: от проектов к реальным тоннелям
История «Гольяново» началась не вчера:
- решение продлить синюю ветку в сторону района фигурировало ещё в Генплане развития метро;
- в 2020 году стартовало проектирование участка;
- к октябрю 2023-го была готова проектная документация стартового котлована и трассы;
- в 2024 году началось освоение площадки и вынос инженерных сетей на Уссурийской улице;
- летом 2025-го мэрия сообщила о начале строительства станции, а 1 ноября 2025 года Сергей Собянин дал старт проходке левого тоннеля щитом «Галина».
Сейчас работы идут в активном режиме. Срок, который городские власти называют в заявлениях, – третьий квартал 2028 года, ориентировочно к сентябрю.
9. «Гольяново» и большая стройка метро: что будет рядом
Новая станция вписывается в масштабный цикл развития метрополитена, который Москва переживает в середине 2020-х годов.
Параллельно со строительством «Гольяново»:
- на Кольцевой линии строится станция «Достоевская» – первая новая на кольце за 70 лет и первая в метро с траволаторами к подземному вестибюлю;
- продвигается второй этап Троицкой линии от «Новомосковской» до Троицка;
- развивается Рублёво-Архангельский радиус, который к концу десятилетия соединит «Москва-Сити» с Красногорском;
- проектируется и строится Бирюлёвская линия, которая должна связать юг Москвы с центром.
На этом фоне «Гольяново» – важный элемент восточного фланга: она не только улучшает ситуацию в отдельном районе, но и помогает перераспределить пассажиропотоки по всей синей ветке.
10. Что увидит пассажир в день открытия
Соберём картинку целиком, опираясь на рендеры и утверждённую концепцию:
- вы входите в прозрачный павильон с лёгким геометрическим каркасом;
- спускаетесь по лестнице или лифтом в один из двух подземных вестибюлей;
- проходите через турникеты и попадаете на широкую островную платформу с орнаментальным гранитным полом;
- над головой – плотная световая сетка, вокруг – зеркальные колонны с тонкой подсветкой;
- вдоль путевых стен тянется глубокий синий градиент, на котором ярко светятся буквы «ГОЛЬЯНОВО».
И всё это – за 10–15 минут прогулки от дома для десятков тысяч жителей района.
Новая станция превращает восток Москвы из «края синей ветки» в полноценный транспортный центр. А для жителей Гольянова это ещё и символ того, что их район, с его научным космическим наследием, наконец получил своё лицо на карте метро.
-----------------------------------------------------------------------------------
Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.
Источники
При подготовке статьи я опирался на официальные материалы Правительства Москвы и профильных городских ведомств, а также на крупные городские СМИ, которые подробно освещают строительство станции «Гольяново» и продление Арбатско-Покровской линии.
Основные использованные источники:
- Официальный портал Мэра и Правительства Москвы — новости об утверждении архитектурно-художественной концепции станции «Гольяново» и её космическом оформлении. (Москва)
- Статьи Стройкомплекса Москвы о типе станции, глубине заложения, размерах платформы и наличии лифтов и вестибюлей. (stroi.mos.ru)
- Сообщения мэра Сергея Собянина и департаментов о старте проходки тоннелей от «Щёлковской» до «Гольянова» тоннелепроходческим комплексом «Галина», протяжённости участка и сроках открытия станции. (Москва)
- Публикации о транспортном эффекте станции: снижение нагрузки на «Щёлковскую» примерно на 30 %, улучшение доступности для жителей Гольянова и сокращение времени пути до БКЛ и МЦК. (Metro Москва)
- Энциклопедическая статья о станции «Гольяново» с обобщением ключевых характеристик проекта и истории его появления в генплане метро. (Википедия)
- Материалы городских и деловых изданий (в том числе «Ведомости», «Афиша Daily» и др.) с дополнительными деталями об архитектурной концепции, космической тематике, использовании алюминиевых панелей, светящейся потолочной структуры и геометрического рисунка пола. (Ведомости)
Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!
Спасибо за внимание!
Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!