Найти в Дзене

Загробная мистика Николая Васильевича Гоголя

Конец жизни великого писателя и судьба его праха после смерти окутаны ореолом жутковатых преданий, продолжающих мрачную поэтику его произведений. Легендами окутаны его патологический страх быть погребенным заживо и зловещие обстоятельства, открывшиеся при эксгумации его останков. Николай Васильевич Гоголь скончался в Москве, в доме №7 на Никитском бульваре, 21 февраля 1852 года по старому стилю (что соответствует 4 марта по новому стилю). Этот дом принадлежал его близкому другу, графу Александру Петровичу Толстому, у которого писатель жил последние четыре года своей жизни. Обстоятельства его смерти, ставшие кульминацией глубокого духовного и физического кризиса, были сложными и трагическими В последние месяцы Гоголь напряженно работал над вторым томом поэмы «Мертвые души». Эта работа, которой он придавал огромное нравственное значение, протекала мучительно. К январю 1852 года его охватило состояние тяжелой меланхолии, усугубленное кончиной Екатерины Михайловны Хомяковой, сестры его д
Оглавление

Конец жизни великого писателя и судьба его праха после смерти окутаны ореолом жутковатых преданий, продолжающих мрачную поэтику его произведений. Легендами окутаны его патологический страх быть погребенным заживо и зловещие обстоятельства, открывшиеся при эксгумации его останков.

Николай Васильевич Гоголь скончался в Москве, в доме №7 на Никитском бульваре, 21 февраля 1852 года по старому стилю (что соответствует 4 марта по новому стилю). Этот дом принадлежал его близкому другу, графу Александру Петровичу Толстому, у которого писатель жил последние четыре года своей жизни.

-2

Обстоятельства его смерти, ставшие кульминацией глубокого духовного и физического кризиса, были сложными и трагическими

В последние месяцы Гоголь напряженно работал над вторым томом поэмы «Мертвые души». Эта работа, которой он придавал огромное нравственное значение, протекала мучительно.

К январю 1852 года его охватило состояние тяжелой меланхолии, усугубленное кончиной Екатерины Михайловны Хомяковой, сестры его друга, чья смерть произвела на него чрезвычайно сильное впечатление.

Критической стала ночь с 7 на 8 февраля. Переживая сильнейшие душевные терзания и религиозные сомнения относительно своего творчества, Гоголь, по свидетельствам слуги, молился долго и истово, а затем призвал его, велел открыть задвижку на печи и подал сверток с тетрадями рукописей второго тома «Мертвых душ».

Загадки смерти писателя Николая Гоголя
Загадки смерти писателя Николая Гоголя

Он приказал бросить их в огонь. Таким образом, главный труд его жизни был уничтожен. После этого он слег в постель, практически перестал принимать пищу и вступил в период полного физического и нервного истощения.

Последующие дни он проводил в постели, почти не ел, отказывался от помощи врачей, которые настаивали на лечении. Он лишь тихо молился и иногда говорил с друзьями, навещавшими его.

Его жизнь медленно угасала. В ночь на 21 февраля силы окончательно оставили его. Согласно наиболее распространенной версии, основанной на воспоминаниях присутствовавших, он тихо произнес: «Лестницу! Поскорее, давай лестницу!» — что многие биографы трактуют как последнее духовное устремление. Николай Васильевич Гоголь умер утром в четверг, 21 февраля 1852 года, в десятом часу утра. Похоронили писателя 24 февраля на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве.

Памятник Н. В. Гоголю
Памятник Н. В. Гоголю

Его смерть стала потрясением для всей читающей России

Гоголь на протяжении всей сознательной жизни испытывал тяжелейшую форму тафефобии — навязчивую боязнь преждевременного погребения. Писатель неоднократно давал своим близким друзьям письменные указания и наставления, предписывая совершать погребальный обряд только при неопровержимом появлении явных, недвусмысленных признаков биологической смерти и начала процесса разложения тканей. Этот глубоко укоренившийся ужас перед возможностью пробуждения в тесном пространстве могилы стал частью его посмертной мифологии.

В 1931 году, в рамках масштабной советской кампании по ликвидации кладбищ на территории монастырей, было принято решение о переносе праха ряда выдающихся деятелей культуры с некрополя Свято-Данилова монастыря на более престижное Новодевичье кладбище.

-5

При вскрытии могилы Гоголя члены специально созданной комиссии и присутствовавшие свидетели стали очевидцами картины, которая была достойна стать основой для одного из его собственных мистических сюжетов.

Положение скелета писателя в гробу было признано крайне необычным и неестественным. Тело покоилось не в традиционной, вытянутой и спокойной позе, а было скрючено на бок, будто свернувшись калачиком в эмбриональной позиции. Еще более шокирующим обстоятельством стало отсутствие черепа, который бесследно исчез из гроба.

Неестественная поза и пропажа черепа

— немедленно породили в обществе бурю самых фантастических предположений и мрачных слухов. Наиболее живучей и популярной стала версия о том, что худшие опасения писателя сбылись: находящегося в летаргическом сне его погребли, а придя в сознание в удушающей темноте склепа, он в предсмертной агонии отчаянно пытался выбраться, что и привело к изменению положения тела и могло оставить следы борьбы на крышке гроба.

Владимир Германович Лидин
Владимир Германович Лидин

Реальность, не лишенная элементов криминальной авантюры, оказалась куда прозаичнее мистического вымысла. Ключ к разгадке предоставил Владимир Германович Лидин, советский писатель и журналист, лично присутствовавший при эксгумации 1931 года.

В своих мемуарах «Перенесение праха Гоголя» он пишет, что череп классика был похищен из могилы значительно раньше, еще в 1909 году, то есть за двадцать два года до официального вскрытия захоронения.

По данным Лидина, инициатором этой кощунственной акции выступил известный московский меценат и страстный коллекционер театральных реликвий Алексей Александрович Бахрушин.

Будучи одержимым идеей пополнения своей уникальной коллекции, Бахрушин, согласно свидетельствам, подкупил ночного сторожа Даниловского некрополя, который тайно, под покровом ночи вскрыл могилу и извлек из нее череп Николая Васильевича.

Алексей Александрович Бахрушин.
Алексей Александрович Бахрушин.

Сам Лидин в своих записях упоминал:

«В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три черепа: один из них — череп артиста Щепкина, другой — Гоголя, о третьем — ничего не известно».

Таким образом, загадочное исчезновение нашло свое вполне материалистическое, хотя и морально сомнительное объяснение, не требующее конспирологических теорий о происках тайных обществ или сектантов.

Рациональное толкование скрюченной позы скелета

Существует рациональное толкование, связанное с тем же актом вандализма 1909 года.

При ночном, поспешном и небрежном вскрытии гроба, а затем при его обратном опускании в могильную яму, хрупкие, уже сильно истлевшие и высохшие останки могли быть случайно смещены, перекошены и деформированы.

Н.В. Гоголь
Н.В. Гоголь

Со временем, за долгие годы до новой эксгумации, они зафиксировались именно в таком, искаженном положении, которое было ошибочно интерпретировано как следствие предсмертной агонии.

Убедительным аргументом против версии о летаргическом сне служат и воспоминания непосредственных участников подготовки тела писателя к погребению. Известный скульптор Николай Александрович Рамазанов, которому было поручено снять с лица Гоголя посмертную гипсовую маску, оставил ценнейшие свидетельства.

В процессе работы его помощник, занимавшийся замешиванием гипса, обратился к нему с настоятельной просьбой поторопиться, поскольку на лице покойного уже стали визуально проявляться первые, но отчетливые признаки начинающегося трупного разложения.

Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище
Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище

Этот факт, зафиксированный человеком, профессионально занимавшимся работой с телами, является серьезным научным свидетельством в пользу того, что Гоголь к моменту погребения был действительно мертв.

Леденящие кровь легенды о заживо погребенном гении, отчаянно царапавшем крышку гроба (следов чего, к слову, никогда обнаружено не было), следует считать позднейшим литературным вымыслом, наслоившимся на реальные, хотя и необычные обстоятельства посмертной судьбы останков.

Подлинная история оказывается причудливым сплетением человеческой слабости, небрежности и чистой случайности, что в итоге создало один из самых устойчивых и жутких мифов в истории русской литературы.

Гоголь сам стал героем мистического романа? Напишите комментарий!

Подпишитесь на новости канала и поддержите статью лайком!