Найти в Дзене
Гуляем и смотрим

Резная и каменная сказка Городца - древнего города настоящих мастеров-умельцев

Есть города, в которые влюбляешься с первого взгляда. Когда, гуляя, внезапно ловишь себя на мысли, что абсолютно всё равно, в какую сторону идти. Когда совершенно не думаешь, что можно заблудиться, переходя от дома к дому, следуя за виднеющейся вдали красотой. Когда, возвращаясь, каждый год находишь для себя всё новые детали, добавляющиеся в общую атмосферу. Для меня таким городом много лет назад стал Городец - небольшой город на левом берегу Волги в Нижегородской области. Сегодня я хочу пригласить вас немного пройтись вместе со мной по первому русскому городу Нижегородского Поволжья, основанному князем Юрием Долгоруким в 1152 году. В Городце за всю его историю никогда не было архитектурного плана. Но при всей хаотичности его застройки и удивительному свойству проходить мимо одного и того же строения по нескольку раз с разных сторон лично мне гулять по городу всегда очень уютно. Собственники не могут изменять облик своего дома, если он представляет историческую ценность. Так что мы вид

Есть города, в которые влюбляешься с первого взгляда. Когда, гуляя, внезапно ловишь себя на мысли, что абсолютно всё равно, в какую сторону идти. Когда совершенно не думаешь, что можно заблудиться, переходя от дома к дому, следуя за виднеющейся вдали красотой. Когда, возвращаясь, каждый год находишь для себя всё новые детали, добавляющиеся в общую атмосферу. Для меня таким городом много лет назад стал Городец - небольшой город на левом берегу Волги в Нижегородской области. Сегодня я хочу пригласить вас немного пройтись вместе со мной по первому русскому городу Нижегородского Поволжья, основанному князем Юрием Долгоруким в 1152 году.

-2

В Городце за всю его историю никогда не было архитектурного плана. Но при всей хаотичности его застройки и удивительному свойству проходить мимо одного и того же строения по нескольку раз с разных сторон лично мне гулять по городу всегда очень уютно. Собственники не могут изменять облик своего дома, если он представляет историческую ценность. Так что мы видим здания такими, какими их задумывали первые хозяева. Как среди них выбрать самые красивые или интересные?

  • резные дома на улице Кирова

В этот раз мы начали свою прогулку с улицы Кирова. Мы остановились около дома, который не значится ни в каких списках объектов архитектурного наследия. Но от его чешуйчатых стен просто глаз не оторвать. Уж очень он не похож ни на что, виденное нами раньше. Даже не представляю, сколько времени понадобилось мастеру Ивану Петровичу Шишкину, чтобы обшить таким образом весь фасад. Нет, не переведутся умельцы на нашей земле...

-4

Городец занимает достойное место среди признанных центров русской художественной резьбы по дереву. Истоки этого мастерства уходят к искусству городецких корабельных мастеров. Резьбой по дереву занимались целые династии, передавая опыт от отца к сыну. На Волге славились резные городецкие баржи-расшивы с яркой росписью и деревянным "кружевом". Вполне естественно, что мы сегодня видим множество резных домов на городских улицах.

Улица Кирова, 88
Улица Кирова, 88

Основной мотив городецкой домовой резьбы - растительный орнамент. На улицах города вы встретите два вида городецкой резьбы: глухую и прорезную. На некоторых наличниках оба вида очно гармонично сочетаются между собой.

-6

Улица Кирова соединила в себе исторические улицы Троицкую и Воздвиженскую. На ней очень много зданий, достойных вашего внимания. Но даже те дома, хозяева которых живут современной жизнью, сохранили в себе изюминку, заложенную в них предками.

Улица Кирова, 85
Улица Кирова, 85
  • между Волгой и Белой
-8

Я уже много раз признавалась в своей любви к Волге. Бывая в Городце, мы всегда заезжаем на эту полуторакилометровую "стрелку", ведущую к маяку. Вроде бы ничего особенного в ней нет, но мне очень нравится идти по узкой полоске между двух рек к месту их слияния, восхищённо любуясь волжскими просторами.

Она меня радушно принимает,
С чем ни приду - с обидой иль бедой.
И все она, наверно, понимает,
Коль грусть моя уносится с водой. (Андрей Дементьев)
-9
  • усадьба купца И.М. Митюкова

Мы ехали по улице Максима Горького, когда между домов мелькнули осыпающиеся стены этой усадьбы. Конечно же мы мгновенно затормозили и отправились смотреть. Усадьба балахнинского купца второй гильдии, пиво- и винозаводчика Ивана Матвеевича Митюкова была построена в 1882-1885 годах. В Городце вам часто будут встречаться дома, владельцы которых украшали их фасады своими инициалами. Ещё два года назад мелькнула новость, что появился частный инвестор, обещавший отреставрировать этот прекрасный комплекс и открыть в нём отель, поэтому, честно говоря, я рассчитывала увидеть хоть какой-то положительный сдвиг. Но, увы, сегодня смотреть на неё просто больно.

  • дом Кузнецовых
Улица Максима Горького, 129
Улица Максима Горького, 129

Судовладелец и хозяин бакалейной лавки, располагавшейся на первом этаже, купец Кузьма Кузнецов построил этот дом для себя и своих сыновей в 1908 году, о чём вы можете прочитать в надписи "Домъ Кузнецовыхъ 1908", протянувшейся под карнизом по всему фасаду. Увы, сегодня здание ника не используется, медленно разрушаясь. Год назад этот дом тоже был выставлен на торги городскими властями, но похоже, что все каменные дома, являющиеся объектами культурного наследия, за пределами центра города абсолютно никому не нужны.

  • усадьба А.Г. Лемехова-А.Д. Малехонова

Этот усадебный комплекс был построен в 1892 году купцом-старообрядцем производителем пряников Афанасием Гурьевичем Лемеховым. В нижнем этаже уличного флигеля располагалась его торговая лавка.

Огромный, в двадцать фунтов (восемь килограммов), пряник Лемеховы решили преподнести царю Николаю II в день бракосочетания. Для него была вырезана специальная форма-клише с двуглавым орлом в центре и надписью по краю: "Дарю сей пряник Его Императорскому Величеству Николаю II". В ответ пряничник получил тиснёную золотом грамоту: "Благодарю! Благодарю! Благодарю! Николай II".

Накануне Первой мировой войны усадьбу приобрёл торговец зерном и хлебом Алексей Дмитриевич Малехонов. Сегодня она производит грустное впечатление. От былого величия остались ажурное парадное крыльцо и изысканная лепнина. В 2022 году усадьбу законсервировали, и она словно уснула в ожидании заботливого хозяина.

  • усадьба Костиной

Но не будем грустить, а подъедем к прекрасной деревянной усадьбе, во всех официальных источниках именуемой усадьбой Костиной и датируемой XIX веком. Другие же, ориентируясь на инициалы Г.А.К. над крыльцом, считают, что этот прекрасный резной дом был построен торговцем хлебом и глиняной посудой Георгием Афанасьевичем Колотиловым в 1910 году. Всё декоративное убранство в технике пропильной и накладной резьбы было выполнено мастером-резчиком по фамилии Сатунин. Именно это строение часто называют эталоном городецкой традиционной усадьбы. Когда я её впервые увидела, то подумала, что кирпичные ворота сверху украшены ананасами, и до сих пор не знаю, что за декоративные растения "посажены" там в ажурных горшках.

-16
  • "Город Мастеров"

Музейный комплекс "Город Мастеров" был создан в традициях русского деревянного зодчества современными мастерами и открыл свои двери в январе 2010 года. Если вы любите посещать мастер-классы, то здесь они на любой вкус. Мастерские-павильоны рассказывают о различных народных промыслах: городецкой росписи, резьбе, гончарном деле, изготовлении жбанниковской глиняной игрушки и печатных пряников, злотной вышивке.

Комплекс состоит из княжеского терема, домов зажиточных купцов и крестьянских изб. Здесь можно повнимательнее рассмотреть "глухую" домовую резьбу, которой славятся городецкие мастера. В сентябре 2011 года на территории был установлен впечатляющий монументальный "Кольцов-колодец". Его название хранит память о братьях Иване и Льве Кольцовых, которые когда-то на свои средства построили в Городце колодец со ступальным колесом.

Ступальный колодец - это колодец глубокий, порой 50 метров! Вручную ведро с такой глубины не поднять. Потому устраивалось большое колесо, около 4 метров в диаметре, а внутри него - ступени. По ступеням шагал человек, как белка в колесе. Колесо крутилось и на вал наматывалась веревка или цепь, поднимая бадью с водой объемом около 30 литров. По воду ходили женщины, но иногда привлекали подростков. Тогда одному из них разрешалось закрепиться в колесе и при спуске бадьи вращаться вместе с ним.
  • усадьба И.К. Лазутина - И.П. Облаева
Улица Ленина, 11
Улица Ленина, 11

Усадьбу строил купец Илья Кондратьевич Лазутин для своей дочери в 1870-х годах. В 1907 году её купил купец-старообрядец Пётр Облаев, украсив постройки декоративной отделкой в стиле модерн, и в ней поселился его сын Иван Петрович. С февраля 1918 года и по настоящее время в главном усадебном доме работает краеведческий музей, считающийся одним из старейших в Нижегородской области.

  • усадьба Ф.П. Рукавишникова
Улица Ленина, 12
Улица Ленина, 12

Домом, в котором с апреля 2005 года располагается Музей детства, владел выходец из Балахнинского уезда, разбогатевший на поставках зерна, Пётр Рукавишников. В доме живут предметы, когда-то бывшие источником мечты и счастья для наших бабушек и дедушек. Так что, если вы хотите вернуться в страну беззаботного детства, то загляните внутрь.

-23
  • улица Купеческая
-24

Улица Ленина до 1919 года носила название Купеческая. Здесь, в достаточном удалении от верхнего и нижнего торгов, жили самые состоятельные городчане. Вместе с улицей Андрея Рублёва (Поперечной) и Набережной Революции (Волжской Верхней набережной) она образует символический Музейный квартал города. Дом этот в разных источниках называют домом Кузнецова или домом Ивана Шумилова. Подобная путаница возникает часто, поскольку у зданий менялись хозяева, а народная память весьма избирательна.

-25
  • улица Андрея Рублёва

Я попыталась выстроить логическую цепочку, чтобы понять, почему эта красивейшая улица Музейного квартала носит имя Андрея Рублёва. Предполагают, что учителем великого русского иконописца, создававшим вместе с ним и Феофаном Греком фрески Благовещенского собора Московского Кремля, был инок городецкого мужского монастыря Прохор из Городца. Некоторые исследователи считают, что и сам Андрей Рублёв прибыл в Москву из Городца. Но вся его биография - повод для споров и предположений, начиная с места рождения и до точной даты смерти. И я в этих спорах не собираюсь принимать какую-либо сторону.

Мы просто пройдём по улице, разноцветные деревянные дома которой радуют своими резными наличниками.

  • усадьба Паниных
Улица Андрея Рублёва, 14
Улица Андрея Рублёва, 14

В 1775 году Екатерина II подарила Городец графу Григорию Орлову, который затем продал его своему брату Владимиру. Следующей за ним владелицей этих мест и стала его дочь Софья, в замужестве Панина. Фамильная усадьба Паниных в Городце - одна из трех фамильных усадеб Паниных, сохранившихся в России. При этом ни графиня, ни граф Панины в Городце никогда не жили. Усадьбой управлял их однофамилец Василий Панин.

-30

Деревянные резные ворота около дома управляющего были воссозданы в 1994 году городецким мастером С.Ф. Соколовым. Присмотритесь к изображённым на надвратной доске двум коронованным китам - гербу рода Паниных - среди переплетения виноградной лозы. Говорят, что городецкие мастера никогда не видели китов, именно поэтому они у них получились больше похожими на стерлядь.

Главный усадебный дом был построен в 1845-847 годах по проекту архитектора А.И. Егорова и перестроен в 1888 году. Сегодня в музее внутри воссоздана атмосфера барской усадьбы XIX века.

-32
  • дом Г.С. Красавина - М.И. Гришаева

Музей "Терем русского самовара" располагается в одном из самых красивых, на мой взгляд, домов Городца. Он был построен ещё в начале XIX века на участке, выкупленном в конце 1870 годов Гавриилом Степановичем Красавиным. В 1906 году его приобрёл владелец "Русского" и "Санкт-Петербургского" страховых обществ Михаил Иванович Гришаев. Это белоснежное резное кружево на небесной синеве фасадов буквально завораживает. Самоварами нас, туляков, удивить сложно, однако, в Городце очень достойная коллекция, включающая в себя более четырёхсот экспонатов от "Эгоиста", рассчитанного на одну чашку чая, до "Горыныча" с тремя кранами. Между прочим, в самом Городце самовары никогда не изготавливали. И не пропустите трёхголового малыша на дорожке перед домом.

  • усадьба Т.А. Плеханова
Набережная Революции, 10
Набережная Революции, 10

Дом хлеботорговца и пароходовладельца Тимофея Алексеевича Плеханова был построен в 1906 году. Его сыновьям принадлежали три буксира-парохода "Шура", "Сарапул", "Братья Плехановы" и несколько барж. Сегодня в этом доме находится музей "Галерея добра", в числе экспонатов которого среди предметов русского быта рубежа XIX-XX веков есть клад в 1774 банкноты, найденный при ремонте здания в 2011 году.

  • дом Дементьевой
Набережная Революции, 8
Набережная Революции, 8

В 1864 году этот дом был перевезён на Верхнюю Волжскую набережную своим владельцем, гласным Уездного земского собрания, крестьянином Афанасием Еремеевичем Шкапиным, купившим здесь участок. Я уже свыклась с мыслью, что моё школьное представление о дореволюционных крестьянах было, мягко говоря, весьма однобоким. Однако, на всех картах этот дом значится как дом Дементьевой. Здесь вы можете увидеть городецкую "глухую" резьбу во всём её масштабе.

-38
  • усадьба М.Н. Лапшина (А. Лапшиной)
Набережная Революции, 5
Набережная Революции, 5

Главный дом усадьбы купца первой гильдии, владевшего баржами-танкерами для перевозки нефти, Михаила Николаевича Лапшина был построен во второй половине XIX века.

  • усадьба Я.М. Пугина-Корытникова
Набережная Революции, 4
Набережная Революции, 4

Усадьба купца Я.М. Пугина-Корытникова, в которой в 2021 году открылся музей имени Александра Невского, В черте города запрещены любые земляные работы, но местных жителей это не останавливает. Так в 90-е годы, когда вообще мало кого останавливали какие угодно запреты, была найдена ржавая железка, оказавшаяся великокняжеским шлемом, изготовленным в XIII веке и ставшая после реставрации одним из музейных экспонатов. Впрочем, это стало очередным предметом спора многочисленных историков, которые сопровождают любой мой рассказ и в которых я стараюсь не принимать участия. Меня же привлекает резной веер над одним из окон.

-41
  • улица Набережная Революции

Хотя улица Набережная Революции не является набережной в прямом смысле этого слова, со смотровой площадки на ней открывается великолепный вид на Волгу. Если же лестница из порядка ста тридцати ступеней вас не напрягает, то отсюда можно спуститься на настоящую набережную аккурат к "Городу мастеров". Мы же пойдём дальше.

-43

11 сентября 1993 года в сквере открыли памятник Александру Невскому (скульптор И.И. Лукин). Если вы посмотрите на него повнимательнее, то увидите явное сходство с актёром Николаем Черкасовым, сыгравшим князя в одноимённом фильме 1938 года. Прекрасно можно понять скульптора, ведь как выглядел Александр Невский доподлинно не известно, а в фильме Сергея Эйзенштейна создан прекрасный и весьма узнаваемый образ.

Набережная Революции, 18
Набережная Революции, 18
  • "Городецкие калачи"
Набережная Революции, 15
Набережная Революции, 15

По дороге мы заглянули в калачную. Ни коим образом не хочу рекламировать, но мы, приезжая в город, всегда заходим перекусить именно в это место. Калачи здесь на любой вкус, со сладкими и несладкими начинками. Честно говоря, городецкие калачи мне нравятся больше коломенских. У них совсем другое тесто. И, хотя коломенское тесто в России считалось самым затейливым, лично мне городецкое по вкусу ближе. А вы знали, что выражение "дойти до ручки" произошло именно от популярных на любой ярмарке калачей? Считалось, что ручку у этой уличной еды в пищу употреблять не стоит, ведь калач едят на ходу, в дороге, держась грязными руками. Целиком калач ели только совсем уж бедняки... и мы сегодня. Но мы-то руки помыли.

  • дом Н.И. Польского
Переулок Кирова, 2
Переулок Кирова, 2

Около этого дома мы задержались, чтобы получше рассмотреть ажурный литой козырёк его крыльца. Художественным литьём в Городце славился механический завод Константина Васильевича Кузнецова. С 1880-х годов купцы начали украшать свои усадьбы чугунными козырьками. Владелец завода, выпускавшего пароходы, очень вовремя уловил это "модное" направление в архитектуре и смог перестроить часть своего производства. Козырьки в Городце обычно не выходили за пределы, а устанавливались прямо на крыльце или его ступенях.

  • усадьба С.Ф. Тряпкина
Улица Ленина, 2А
Улица Ленина, 2А

Мы словно замкнули круг и вновь вышли на улицу Ленина. Здесь в главном доме усадьбы Степана Фёдоровича Тряпкина, занимавшегося торговлей хлебом и грузоперевозками по рекам, построенной в 1906 году, расположен музей "Городецкий пряник". Впрочем, чаще это здание называют по имени владевшего им с 1916 года банковского служащего Ивана Яковлевича Петелина. И вновь у меня история Городца пересекается с историей моей родной Тулы. Удивить туляка пряником, как и самоваром нельзя, но городецкие печатные пряники я очень люблю.

  • усадьба Г.И. Тюкалова - Лапшиных
Улица Ленина, 3
Улица Ленина, 3

Главный дом усадебного комплекса, построенного в 1880-х годах городецким судостроителем Георгием Тюкаловым позже был продан им судостроителю Дмитрию Николаевичу Лапшину, а флигель - Флеогонту Павловичу Лапшину, занимавшемуся строительством барж, торговлей хлебом и имевшему лесопилку.

  • Музей "Городец на Волге"
Улица Ленина, 9
Улица Ленина, 9

Это довольно молодой музей, открывшийся в 2016 году и рассказывающий о жизни города в XIX-XX веках. Но мы сегодня просто гуляем, поэтому смотрим на флигель усадьбы И.П. Облаева-младшего, в котором он расположен. Я же говорила, что, гуляя по Городцу, удивительным образом оказываешься около одних и тех же домов, которые словно стараются показать вам себя с разных ракурсов.

-52
  • Феодоровский монастырь
Пролетарская площадь, 34Б
Пролетарская площадь, 34Б

Очень часто, рассказывая о монастырях, я получаю комментарии о том, что ради церквей в город ехать не стоит, все они одинаковые, а простым туристам вообще не пристало проявлять своё любопытство там, куда приезжают паломники. Но при всём обилии сегодняшних впечатлений я не могу не зайти в старейший монастырь Нижегородской епархии (предположительная дата основания 1154 год), в стенах которого в 1263 году скончался Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды во Владимир. По легенде он принял здесь монашескую схиму под именем Алексей.

Для тех, кто считает достойным внимания только изначально сохранившиеся памятники архитектуры, сразу скажу, что до наших дней дошли только два корпуса монашеских келий. Монастырь за свою многовековую историю мог не единожды именоваться гордым словом "новодел". Дважды его уничтожали татаро-монголы: в 1238 году хан Батый, в 1408 году хан Едигей. В 1765 году выгорели все его деревянные постройки, а каменный кафедральный собор Феодоровской иконы Божией Матери очень сильно пострадал. А потом грянула революция. Посмотрите на колокольню и представьте, что это была водонапорная башня с красной звездой вместо креста. А в 1934 году были разрушены и колокольня, и все храмы. Феодоровский монастырь начали восстанавливать только в 2008 году. Новый кирпичный собор в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы был построен в 2008-2009 годах на средства Уральской горно-металлургической компании. Если у вас будет время, загляните внутрь, чтобы полюбоваться на его бирюзовый фаянсово-фарфоровый иконостас, иконы для которого написаны сёстрами Тихвинского монастыря Екатеринбурга.

Городец - удивительный город, о котором можно рассказывать бесконечно. А увидеть всё конечно же лучше собственными глазами...

Переулок Кирова, 3
Переулок Кирова, 3