Найти в Дзене
Сергей Лазарев

Байки о геологах – часть 9. Старый геологический отчет.

Зацепила тут информация в комментариях о поиске в архивах нужных данных, в частности, о старых геологических отчетах. И вот случай из моей жизни. Лет 30 назад работал я в маленькой частной фирме, занимавшейся инженерными изысканиями. Мои коллеги – три Володи: Директор – геолог по жизни, Главный инженер – начинавший в молодости карьеру бурильщиком и еще Геолог – тоже с юности в полях, поэтому буду их называть Директор, Главный и Геолог. Идей разных было много, а работы – не очень, поэтому хватались за все, что могло принести копейку, вот из-за этого и произошла такая история. Геолог, будучи в командировке в нефтяной и газовой столице Республики Коми, раздобыл геологический отчет 1940 года о поисках и разведке битуминозных песчаников (как раз в это время большая геология дышала на ладан, и с архивами расправлялись безжалостно – просто выбрасывали на свалку). Конечно же, в его светлой голове родилась идея – доразведать своими силами это месторождение и, в случае уд

Зацепила тут информация в комментариях о поиске в архивах нужных данных, в частности, о старых геологических отчетах. И вот случай из моей жизни.

Лет 30 назад работал я в маленькой частной фирме, занимавшейся инженерными изысканиями. Мои коллеги – три Володи: Директор – геолог по жизни, Главный инженер – начинавший в молодости карьеру бурильщиком и еще Геолог – тоже с юности в полях, поэтому буду их называть Директор, Главный и Геолог.

Идей разных было много, а работы – не очень, поэтому хватались за все, что могло принести копейку, вот из-за этого и произошла такая история.

Геолог, будучи в командировке в нефтяной и газовой столице Республики Коми, раздобыл геологический отчет 1940 года о поисках и разведке битуминозных песчаников (как раз в это время большая геология дышала на ладан, и с архивами расправлялись безжалостно – просто выбрасывали на свалку). Конечно же, в его светлой голове родилась идея – доразведать своими силами это месторождение и, в случае удачи, организовать разработку с последующим использованием в качестве холодного асфальта. Конечно, требовалось полное согласие участников этой авантюры, поэтому мы все ознакомились с этим замечательным документом. Стандартный томик формата А4, переплетенный в картонную обложку, объемом страниц 30 машинописного текста. Это, честно говоря, был не отчет, а маленькая повесть, написанная хорошим литературным языком! Вот читаешь современные отчеты – сухой канцелярский язык, все разложено по полочкам и параграфам, согласно нормативной документации, и если взять такой отчет на ночь, заснешь на второй странице! Пишу я это по памяти, естественно, есть неточности и ошибки, так как судьба этого дивного документа мне неизвестна. Ниже имеется фрагмент более современной карты Республики Коми, на котором отмечены точки маршрута.

На титульном листе текст:

Ухтпечлаг.

Отчет геологической экспедиции о поисках

битуминозных песчаников на реке Позориха.

Состав экспедиции: Начальник – (фамилия)

Маркшейдер – з/к (фамилия)

Рабочие – з/к з/к – 20 человек. (без списка)

1940 год.

Отчет начинался стандартно: - В соответствии с техническим заданием……. 15 августа 1940 года экспедиция приступила к выполнению работ.

Далее по тексту самого отчета идет подробнейшее описание маршрута – от пос. Ярега, где находился лагерь, на лодках самосплавом вниз по рекам Ухта и Ижма - это порядка 300 километров. Из своего опыта знаю, поскольку делал в том районе большую работу, связанную с промерами глубин, что верхнее течение Ижмы (километров 50 этого участка) довольно порожистое, даже на карте эти пороги имеют собственные имена, и название одной из деревень – Порожск – говорит само за себя. Маршрут продолжался вверх по реке Печора «бечевой» - это когда экипаж бурлачит, тащит лодку на канате, а один человек в лодке все время отталкивает ее к середине реки. И протяженность такого подъема от деревни Усть-Ижма по реке Печора сначала до села Приуральское, а потом еще и по речке Позориха была около 330 - 350 километров. То есть общая протяженность подхода к месту работ составила примерно 650 километров, и заняла 20 календарных дней. Конечно, середина августа – это уже не белые ночи, но световой день в это время часов 15-16, но: экспедиция была полностью автономной – все скудные запасы лагерных продуктов на 2 месяца, палатки, одежду, посуду, а главное – буровое оборудование они везли на лодках! Так что не сомневаюсь – это был очень тяжелый труд! Судя по всему, начальник вел дневник, на основании которого и был написан отчет, потому что каждому из этих дней было посвящено в отчете несколько строк – какая погода, удалось наловить рыбы, или насобирали грибов, ну, и мелкие происшествия были описаны.

По прибытии на место они разбили постоянный лагерь на левом берегу реки, напротив высокого песчаного обрыва, в котором были довольно мощные прослойки того самого битуминозного песчаника, и начали РУЧНОЕ бурение разведочной скважины в сотне метров от берега. За следующие 20 дней была пробурена скважина глубиной СЕМЬДЕСЯТ метров! Конечно же, отобрали пробы, описали интервалы и закончили бурение. Из лирических отступлений в отчете были строки об удачной охоте на уток – судя по всему, у начальника было ружьё.

После этого они отправились в обратный путь, рассчитывая за 20 дней вернуться на Ярегу, но доплыв вниз по течению Печоры до поселка Кожва, в котором находился Печжелдорлаг, начальник узнал, что пустили первые рабочие поезда на участке Кожва – Микунь, соответственно, вечером экспедицию погрузили в такой поезд и наутро они прибыли на станцию Ярега, естественно, в Ухтпечлаг. Мне как-то сильно врезалась в память фраза из отчета начальника: - Какое счастье – идти до места работы 20 дней, и вернуться обратно всего за три! - Сразу подумалось – начальнику – счастье, а 21 з/к – снова за колючку!

Самое интересное в этой книжке было то, что на каждой странице в виде нижнего колонтитула высотой 4-5 сантиметров была нарисована небольшая АКВАРЕЛЬ! Пейзажи берегов Ижмы, Печоры, вид песчаного обрыва и так далее! Вот такой художественный отчет довелось мне прочитать через 40 лет после его написания!

К сожалению, никаких карт в отчете не было – видимо, они шли секретным приложением.

Фрагмент карты Коми. Внизу слева - Ярега (лагерь), вверху слева - устье р.Ижма, справа вверху - пос. Кожва (ПЕчжелдорлаг), чуть ниже - мримерное место поиска.
Фрагмент карты Коми. Внизу слева - Ярега (лагерь), вверху слева - устье р.Ижма, справа вверху - пос. Кожва (ПЕчжелдорлаг), чуть ниже - мримерное место поиска.

А наша история с освоением этого месторождения закончилась комически. Геолог, который был автором этой идеи, собрал кучу правдивой и не очень информации о необходимости холодного асфальта в нашем славном городе Печора, с пеной у рта доказал нам необходимость провести работы по доразведке за наш счет, после чего гарантировал организацию и сбыт товара. И ведь убедил! Правда, сам – не поехал, так как был занят другими делами. Воодушевленные будущими прибылЯми и наличием у Главного опыта водных путешествий – прожив к тому времени на Севере много лет и будучи заядлым рыбаком, он знал все реки и речки в радиусе ста километров от города. Плюс ко всему у него была лодка «Крым» и мотор – то ли «Вихрь», то ли «Москва-25», что, впрочем, не особо важно, главное – что был! Затарившись горючим для мотора километров на двести и для себя – на пару-тройку дней, а также продуктами, палаткой, спальниками и прочим барахлом, в последний момент вспомнили и прихватили на всякий случай теодолит с рейкой и буровой комплект «Мечта геолога», мы втроем – Директор, я (в то время главный топограф) и Главный, выполнявший во время поездки функции КМС – капитана маломерного судна (не путать с кандидатом в мастера спорта) – выдвинулись на вожделенное месторождение. Согласно не нами установленной рыбацкой традиции, отойдя от города, прямо на воде, не приставая к берегу, приняли «стартовую» дозу, причем Директор, который в то время «завязал» с алкоголем на всю оставшуюся жизнь (и действительно, не пил), ограничился бутербродом и кофе. А поскольку я был простым пассажиром в водной части маршрута и полностью доверял Главному – знатоку местной географии, то, долго не думая, залег на дно и благополучно заснул. Просыпаюсь – тишина, оказывается, дошли мы до устья Позорихи и остановились на обед. Быстренько перекусили (мы с Главным еще и «остограмились»), попили чайку и пошли дальше – вверх по узкой (ширина была метров 15) речке. И на эти 30 километров у нас ушла уйма времени – больше четырех часов, потому, что дно реки оказалось каменистым, и на этих километрах мы оборвали больше десятка шпонок. Наконец-то на правом берегу показался песчаный обрыв, конечно же, пристали к берегу. Но обрыв оказался странным – не очень высокий, да и прослоек битумных не было видно. Посовещавшись, решили подняться еще выше, но метров через 500 речка разделилась на две – и обе практически непроходимые для лодки. Да и темнеть уже начало. Рассудив, что утро вечера мудренее, вернулись к обрыву и встали лагерем на ночлег. Наутро еще раз осмотрели обрыв, для очистки совести сходили на предполагаемую точку бурения – никаких следов! Пришлось возвращаться домой.

Оборвав при спуске остатки запаса шпонок, более-менее удачно вышли в реку Печору, на берегах которой тогда стояли створные знаки, указывающие фарватер, да и бакены с вехами были установлены – все-таки судоходная река. И вот тут я обратил внимание, что, судя по карте, выше устья Позорихи находится большое село Приуральское, а в натуре – его нет! Спрашиваю Главного: -Володя, а где Приуральское? Он призадумался, потом говорит: - Мужики, я ошибся! Похоже, что не дошли мы до Позорихи, а поднимались по Кедровке! А поскольку бензина осталось только до дома, то пришлось возвращаться не солоно хлебавши! Ну, и вишенка на торте: километров за тридцать до дома начисто «сдохла» свеча на моторе, а наш доблестный КМС не взял запасных! Пошли на одной свече (а куда деваться), в итоге, уже по темноте, кончился бензин и последних километров восемь плыли на веслах! Благо, вниз по течению!

Вывод сделали такой: раз не пустила нас Печора на нужную речку – значит, нечего там делать! И правильно сделали – в это время недалеко от города запустили асфальто-бетонный завод.

А в качестве интересной иллюстрации прилагаю фотографию реального топографического планшета, выполненного организацией, которая называлась «Ухтпечтрест».

Фотография планшета, выполненного вручную!
Фотография планшета, выполненного вручную!

Это фото предоставлено моим старинным другом и коллегой Александром Яковиным, за что ему - огромное спасибо!

И последнее. Уже в этом веке, по остаткам чудом сохранившихся в архивах материалов, была написана история развития Тимано-Печорской геологической провинции, вернее, история организации "Коминефть" - от 30-х лагерных лет до нашего времени.

Геологи
1183 интересуются