Зачем лесорубам туфли на платформе? Что подумают соседи, если односельчанка купит за бешеные деньги французские духи? Часто ли на деревенский стол выставляют шартрез? О находках в сельских магазинах мы уже не раз писали. Но может быть, кто-нибудь знает, зачем туда все это завозили?
Странное соседство
Куникунда Розанова
Однажды в сельмаге обнаружила Шанель № пять. Рядом стояли валенки.
Настоящие мужики такого не пьют
В сельпо папа покупал "Рижский бальзам" - лютый дефицит. Немыслимо его было встретить в нашем областном городе, а в деревеньке пылился на полке.
- Это дорогое вино, сынок, - говорил продавец. - Возьми лучше "Агдам" или "Анапу", как все мужики!
Но папа на уговоры не поддавался и покупал бальзам.
Пять часов на автобусе, и мы в Спасском-Лутовиново Орловской области. Заселились в недостроенную пятиэтажку. За два дня подключили воду и электричество, а через неделю наша трёхкомнатная квартира пугала редких прохожих криком, музыкой и весельем. Веселье состояло в том, что мы всемером каждую ночь играли в скачки (вроде монополии), запивая это дело зелёным французским ликёром «шартрез», по неисповедимой случайности завезённого в сельмаг. (Московские истории, 2 июля 2019 г.).
Батники для аборигенов
Ирина Жежерун
Был такой случай в конце 1970-х. Мы с папой отдыхали на Алтае, были на экскурсии в горное село: чумы в каждом дворе, у магазина сидели колоритные старухи с трубками, рядом колготилась замурзанная малышня.
Нас заранее предупредили, чтобы держались вместе - местные недолюбливают чужаков. Мы толпой направились в местный магазин, старухи что-то сказали мальчишкам, те сиганули по домам.
Мы вошли в сельпо и обомлели: чешские батники всех цветов, ковры, куча всякого дефицита! Но тут, откуда ни возьмись, появилась толпа местных дам, которые бесцеремонно растолкав нас, стеной встали вдоль прилавка и так нас к нему и не подпустили. Пришлось уйти не солоно хлебавши. Ни себе, ни людям. Так мы и не поняли, зачем им эти товары привозят.
...Завершали ансамбль японские туфли, купленные в орсовском магазине
- такие сельпо с импортным товаром часто бывали при леспромхозах, нам
иногда удавалось туда попасть. Туфли были полный отпад: черные, из
искусственного велюра, на 10-сантиметровой платформе и с завязками под
колено. (Московские истории, 8 декабря 2020 г.).
Изумруд за грязным стеклом
Про снабжение сельских и деревенских магазинов - есть у меня история в запасе! Однажды ехали с маминой родины (180 км от Москвы), с нами была подруга мамы - дама с манерами, из очень интеллигентной семьи, которой хотелось посмотреть на «российскую глубинку» - ха-ха, глубинка вблизи Москвы!. Но для нее, столичной красотки, и это было экзотикой.
Как назло, машина сломалась посередь дороги, потребовался длительный ремонт. Хорошо, что произошла поломка не на трассе, а в маленьком поселочке. Чтобы не замерзнуть, мы втроем зашли в крошечное сельпо с деревянными прилавками и амбарным замком на двери. И вот в отделе промышленных товаров мы видим неслыханной красоты золотое кольцо с огромным изумрудом!
Цена ,конечно, была высокой, но кольцо того стоило! Мамина подруга просто онемела: в городе подобное уникальное украшение ушло бы из ювелирного магазина за 20 минут, а тут лежит под грязным стеклом и никому не нужно!
Денег таких, разумеется,с собой не было, но на следующий же день дама вернулась в магазинчик и кольцо купила. А мы часто в районных центрах покупали дефицитные книги, которые в сельской местности особым спросом не пользовались.
Спидола
Живой пенсионер
В 1972 году от работы послали на картошку в Судниково Волоколамского района. Зашли в сельпо - ткани, костюмы, хлеб, керосин. И вдруг вижу на витрине радиоприемник "Спидола"!
75 руб., сильнейший дефицит. Были бы деньги, купил бы. А в этом же году с 5 часов утра отмечался в очереди у Детского мира за коляской, купил за 45 рублей.
Будучи студенткой, в гостях у бабушки купила в сельпо книгу по программированию на одном из самых новых и популярных языков программирования на тот момент. В городе ее тогда было не достать.
Еще: