Найти в Дзене
Литература для ЕГЭ

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» частые вопросы

Оглавление

Насколько достоверно изображена лагерная жизнь в «Одном дне Ивана Денисовича»?

Главным критерием правдивости повести стали отзывы бывших заключённых: многие из них высоко оценили книгу и писали Солженицыну благодарственные письма. Конечно, встречались и замечания — тема слишком болезненная, чтобы читатели, прошедшие через лагеря, не придирались к деталям. Некоторые заключённые отмечали, что лагерь, в котором сидел Иван Денисович, был относительно лёгким. Солженицын признавал это: последний лагерь Шухова действительно уступал по тяжести тому, где герой чуть не умер от истощения, заработал цингу и потерял зубы.

Кое-кто упрекал автора и в том, что он преувеличил трудовое рвение зека: «Никто бы не стал продолжать класть стенку, рискуя лишить бригаду еды». Но Варлам Шаламов возражал: увлечённость работой, с которой Шухов и его товарищи кладут стену, передана тонко и точно. Это состояние сродни азарту голодных колонн, которые стремятся обогнать друг друга; возможно, именно это трудовое увлечение позволяло людям выжить. Сам Солженицын позже отмечал: если бы его герой ненавидел свою работу круглые сутки, десять лет он просто бы не выдержал. Писатель считал подобные претензии типичными для бывших «придурков» и интеллигентов, никогда не сидевших в лагерях.

Однако никто из переживших ГУЛАГ не обвинил Солженицына во лжи или искажении реальности. Евгения Гинзбург, автор «Крутого маршрута», отправляя свою рукопись Твардовскому, говорила об «Одном дне…» как о тексте, который наконец-то показал людям хотя бы один день той жизни, что она и тысячи других вели долгие годы. Писем от лагерников было множество, хотя повесть и не упоминала и малой части страданий и жестокостей, возможных в ГУЛАГе, — эту тему Солженицын развил позже в «Архипелаге ГУЛАГ».

Почему повесть получила такое название?

Сам Солженицын не придумал окончательное название. В «Новый мир» рукопись была отправлена под заголовком «Щ-854» — лагерным номером Ивана Денисовича. Этот вариант сосредотачивал внимание на судьбе героя, но был неудобен для произношения. Существовал и другой вариант — «Один день одного зэка». Основываясь на нём, главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский предложил знакомое всем название: «Один день Ивана Денисовича». Оно удачно отражало и форму, и содержание произведения. Солженицын без колебаний согласился. Кстати, Твардовский же придумал и название «Матрёнин двор», заменив первоначальное — «Не стоит село без праведника», руководствуясь прежде всего цензурными соображениями.

Почему именно один день, а не более длинный промежуток времени?

Выбор одного дня был осознанным. В пределах суток в лагере происходит множество событий — драматичных, но всё же повседневных. Таких дней за срок Шухова было 3653, и каждый похож на предыдущий. Одного дня достаточно, чтобы показать устройство лагерной жизни — пусть не самой жестокой, но всё же типичной. Даже после кульминации — сцены кладки шлакоблоков на ТЭЦ — автор продолжает перечислять бытовые подробности, подчёркивая: день не кончился, впереди ещё много однообразных минут. Жизнь не складывается по литературным законам.

Анна Ахматова замечала, что в «Старике и море» детали кажутся лишними, но в «Одном дне…» каждая мелочь значима. Модель действия, ограниченного рамками одного дня и замкнутого пространства, характерна для очерковой традиции: так писали авторы «физиологических» сборников, Помяловский, Успенский, Златовратский. Эта форма оказалась продуктивной и позже: по её образцу строится «Москва — Петушки» и «День опричника» Сорокина. В «Голубом сале» Сорокин пародирует споры Солженицына и Шаламова, но сохраняет «однодневную» структуру.

-2

Почему у Ивана Денисовича номер Щ-854?

Нумерация заключённых — способ лишить человека индивидуальности. В лагере нет имён и отчеств: «Ю сорок восемь!», «Бэ пятьсот два!» — так звучат обращения. Ассоциации с «Мы» Замятина напрашиваются, но у Солженицына это не фантазия, а реалистическая деталь. При этом номер героя никак не связан с его фамилией: например, у кавторанга Буйновского — Щ-311, у самого Солженицына был номер Щ-262.

Заключённые носили номера на одежде и должны были следить за их сохранностью — как евреи в нацистской Германии вынуждены были носить жёлтую звезду. В немецких лагерях также использовали номера, а в Освенциме их набивали на коже. Числовые коды в целом были важной частью лагерной системы дегуманизации.

Солженицын подробно описывает утренний развод: заключённых делят на бригады и пересчитывают «по головам», как скот. Но эти «головы» оказываются чересчур значимыми для лагерной бюрократии: потеря даже одного человека чревата для охраны серьёзными последствиями. Этот абсурд подчёркивает мощь лагерной административной машины. Иногда мелкая деталь — например, то, что Цезарю не сбривали усы, потому что на следственной фотографии он был с усами, — высвечивает всю нелепость и жестокость системы.

-3
Подготовка к ЕГЭ / ОГЭ по русскому языку и литературе, повышение успеваемости. Пробное занятие БЕСПЛАТНО, познакомимся, определимся с начальной точкой, покажу материалы, разберем небольшую тему и попрактикуемся🤗
📞Пишите в телеграмм: @mashulka11 ❤️