А помните, какими были наши летние каникулы? В трёх упоительных месяцах обязательно находилось место и для прогулок с друзьями, и для купания в речке, и для игр, и для приключений…
Однако вот такое привычное для нас с вами детское блаженство в ближайшем будущем может стать частью истории: снова пошли разговоры о сокращении летнего отдыха. Инициатива на этот раз исходит от столичных омбудсменов. Предлагается отнять у школьников целый месяц безоблачного счастья и заточить их в душных классах на весь июнь. Цели, как всегда, заявлены благие. Но так ли всё однозначно?
Оптимизировали-оптимизировали, да не дооптимизировали
Даже не буду пытаться перечислить все безумные идеи, которые за последние пару десятков лет посещали горе-реформаторов нашей системы образования. На их фоне свежие предложения «специалистов» и «экспертов», согласитесь, уже не особенно удивляют.
Месяц назад в центре внимания вновь оказался вопрос о переходе к 12-летнему обучению. Дескать, что мы хуже других, что ли? В Китае, в Японии, в США и многих европейских странах дети давно садятся за парты в 5-6 лет. И наши ребята могли бы! Школьная программа у них более чем перегружена, так почему бы не растянуть удовольствие на 12 лет и не облегчить ученикам жизнь?
Как водится, стоило только заговорить об оптимизации – и дальше понеслось. Вспомнили и о том, что российские каникулы – самые продолжительные в мире, и о том, что у родителей школьников нет таких длительных отпусков, да и бабушки и дедушки не всегда готовы помогать с внуками. Зашла речь и о детских лагерях, смены в которых неуклонно сокращаются. И в итоге дети частенько предоставлены сами себе.
«Выход есть!» – заверили авторы инициативы. И бодро отрапортовали: «Надо всего лишь урезать на месяц каникулы».
Так просто! Лето плюс учёба, минус знания, плюс проблемы со здоровьем, минус месяц отдыха… Но давайте подробно разберём каждую составляющую этой формулы.
Плюс учёба, или Нет, на каникулы нельзя, а то физ-ру пропустишь!
Авторы инициативы, конечно, видят сплошные преимущества. С их точки зрения, нововведение поможет разгрузить ребят: вместо сегодняшних семи-восьми уроков в день у них в расписании останется всего шесть, если первый летний месяц станет учебным.
И вроде как к детям они относятся с сочувствием: чтобы не грузить их в июне математикой и физикой, предлагается перенести на лето «облегчённые» предметы – труд, рисование, музыку и физкультуру, а с ними проектную и внеурочную деятельность.
Вам тоже кажется, что такая схема – лучший путь к быстрому выгоранию школьников? Только представьте себе обычный день в школе, состоящий сплошь из серьёзных дисциплин: после алгебры – русский язык, за ним физика, после него химия, потом география и история…
Максимальная концентрация, никакой возможности выдохнуть, переключиться на творческие задачи или просто побегать с мячом… Взрослый человек такое, наверное, осилит. А ребёнок?
Психологи подтверждают: эффективность такого обучения будет намного ниже. Представьте себе, что в школе вам предложили два сценария: можно посвящать одной дисциплине целый день или по-прежнему в расписании чередуются разные уроки. Что бы вы выбрали?
Стоит вспомнить и то, что все эти предметы появились не просто так. Не секрет, например, что рисование способствует развитию мелкой моторики, что в пении есть компоненты дыхательной гимнастики, а пользу движения и спортивных игр отдельно даже комментировать нет необходимости. Интересно, считают ли авторы инициативы достаточным эффект от усиленных занятий в течение месяца, если в остальное время ничего из этого не делать?
Но вернёмся к вопросу о школьной нагрузке. Может быть, в отмене части летних каникул просто не будет нужды, если пересмотреть список школьных предметов?
Отдельной оценкой, например, сейчас в аттестат проставляется проектная деятельность (за 10 класс) – это чем-то напоминающая вузовский «курсовик» работа, которую ученик должен выполнить самостоятельно под руководством педагога. Но вот беда: многие учителя, не говоря об учениках, до сих пор не могут разобраться в том, что от них требуется. А теперь риторический вопрос: точно нам нужен такой предмет?
А как насчёт внеурочной деятельности? Родители школьников, как вы считаете, можно без неё обойтись?
Минус знания, или В погоне за Западом
А теперь поговорим о том, что сейчас, ещё до введения новой схемы обучения, остаётся в головах у ребят на выходе со школьного двора. Я уже не раз рассказывал, что преподаватели вузов бьют тревогу: в течение многих лет они уже не говорят, а кричат о том, что будущих специалистов в разных областях готовить им буквально не из кого.
Нынешние методики обучения, по их мнению, следует считать крайне неэффективными: если раньше школа помогала формировать целостную картину мира, сейчас популярны совсем иные принципы – благодаря им в голове у стандартного школьника накапливается лишь некоторое количество зазубренных фактов, которые частенько вообще никак не связаны между собой.
Вишенкой на торте всего этого безобразия можно считать пресловутый ЕГЭ, пришедший к нам с Запада. Кстати, именно в западных странах обучение нередко затягивается: 12-летний образовательный план в некоторой степени помогает маскировать бесполезность учёбы.
На примере единого государственного экзамена мы уже успели выяснить, как может аукнуться тупое копирование зарубежного опыта. Учитывать его, конечно, никто не запрещает. Но об опасности бездумного повторения забывать нельзя!
Стыдно слушать, как на вопросы отвечает нынешняя молодёжь. Увы, мы догоняем США! По опросу Института психологии РАН, например, около 20% россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Десять лет назад так думал каждый четвёртый житель Штатов. Тогда было модно подтрунивать над невежественными американцами. Сейчас уже не до смеха: показатели дремучести могут сравняться, а там, глядишь, и вперёд вырвемся.
И тут опять же мы подходим к вопросу о пересмотре учебной программы. Нынешним детям не хватает одиннадцати лет, тогда как мы учились всего 10, и большинство учеников успевало усваивать материал, а наша система образования считалась лучшей в мире. Почему нельзя вернуться к тем программам, которые доказали свою эффективность, вместо того, чтобы лишать детей части каникул и увеличивать сроки обучения?
В конечном счёте только нам решать, кого мы хотим вырастить – зазубривших отдельные факты «квалифицированных потребителей» (по западному образцу) или мыслящих граждан России – развитых патриотов с целостной картиной мира.
Плюс проблемы со здоровьем, или Привет, невроз!
И здесь с самого начала стоит признать: да, наши каникулы – самые длинные в мире. Но и климатические условия у нас – не такие, как в большинстве стран. Как часто европейские школьники сталкиваются с отрицательной температурой на улице? Банально, но многие из них ни одного сильного снегопада толком не видели!
Но наши дети растут совсем в других реалиях. И летние каникулы для них – не роскошь, которую нужно отнимать, а способ укрепить здоровье. Если что-то помогает им не зачахнуть, так это возможность провести время на свежем воздухе, набраться витамина D и укрепить иммунитет.
К слову, абсолютно здоровыми сегодня считаются только 10–12% школьников. Не верится, что сокращение каникул повлияет на эту цифру в сторону увеличения…
Даже нашему поколению (не говоря о современных детях!) едва хватало времени, чтобы вдоволь нагуляться, восстановить силы, снять нагрузку с позвоночника и с глаз. А нынешние школьники ещё и нуждаются в серьёзной разгрузке всей психики. Плотное расписание, лишние предметы, обязательные кружки, колоссальные объёмы домашних заданий… Усталость, стресс и раздражение благодаря непомерной учебной нагрузке копятся у них в течение 9 месяцев. А дальше что? Привет, невроз?
Минус месяц отдыха, или Чего ждать?
Стоит поговорить и о том, как восприняли новость в обществе. Понятное дело, восторгов от детей никто не ждал. Особенно это касается учеников 9-х и 11-х классов, которые в связи с переносом периода проведения ЕГЭ (а как иначе, если июнь – учебный месяц?) останутся с каникулами, сравнимыми по длительности с отпуском родителей.
Кстати, о родителях. Вообще-то, по мнению авторов инициативы, им протягивалась рука помощи, но они почему-то тоже остались недовольны. А как иначе, если для подавляющего большинства из них здоровье и благополучие детей куда важнее некоторых проблем с организацией их досуга на летние каникулы?
Учителя тоже восприняли предложение, мягко говоря, без энтузиазма. Ещё бы! Если горячая экзаменационная пора придётся на июль, значит, отпуск педагогов, массово подрабатывающих в период проведения ЕГЭ, приблизится к стандартным 28 дням (против установленных Правительством РФ 42–56 нынешних).
И учителя (труд которых следовало бы считать одним из самых сложных в мире!) останутся без немаловажного бонуса. Впрочем, им не привыкать: адекватной оплаты и нормальных условий труда они и так давно лишены… Подумаешь, педагоги массово повалят из школы…
Впрочем, сами школы тоже окажутся заложниками системы. Если июнь станет учебным месяцем, в июле в стенах учебного заведения будут проводиться экзамены, а в августе все учителя отправятся в отпуска, кто и когда будет готов заниматься ремонтом здания?
Может, ещё и детство урезать?
После всего озвученного, думаю, у вас остался всего один вопрос: а можно по-другому?
Да! Я глубоко убеждён в том, что преодолеть постоянный поток инициатив, которые просто убивают наше образование, вполне возможно, если отказаться от ЕГЭ и вернуться к доказавшей свою эффективность советской системе обучения.
Впрочем, сделать первые шаги можно уже сегодня, если послушать предложения нашей партии, сократить учебную неделю до 5 дней и отменить домашние задания на выходные. Учебный план в таком случае придётся пересмотреть, но оно, как мы выяснили, и к лучшему! А там и до отмены вредоносного ЕГЭ не так уж далеко.
Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает проблема организации летнего отдыха.
Да, безусловно, выгодно продавать путёвки в лагеря по баснословным ценам. Но отдых для детей должен быть прежде всего доступным! И забота о системе детского отдыха и оздоровления по-прежнему относится к числу государственных задач. Только государство должно устанавливать стандарты цены и качества. И дополнительно поддерживать семьи – для этого мы предлагаем возродить детский кешбэк и ввести налоговый вычет за путёвки в лагеря.
Проблемы с детским отдыхом надо решать, но точно не «оптимизацией» каникул! Возможно, тогда нынешние школьники, их родители и учителя перестанут видеть в государстве злодея, который постоянно покушается на свободное время.