Найти в Дзене
Колясочный маршрут

Скульптурки "шишиги-летуны" в Самаре: суть конфликта и инциденты

В Самаре осенью 2024 года были установлены 27 бронзовых фигурок — шишиг-летунов, созданных архитекторами Дмитрием и Марией Храмовыми, писателем Денисом Либстером и иллюстратором Еленой Загородневой. Эти маленькие бронзовые персонажи символизируют обитателей Самарской Луки, переселившихся в город, с задачей собирать и хранить лунный свет. Фигурки размещены в популярных местах — на площади Славы, в Струковском саду, у Филармонии и других. Инциденты с вандализмом и кражами. За полгода с момента установки произошло четыре случая порчи или краж фигурок: - 25 ноября 2024 г. — первая фигурка на площади Славы спилена под корень, восстановлена к 7 декабря. - 20 декабря 2024 г. — в Струковском саду одна фигурка была вырвана с места, оставив на снегу следы "борьбы". - 3 февраля 2025 г. — возле Самарской Филармонии украдена шишига путем спиливания. - 27 марта 2025 г. — снова на площади Славы одна фигурка сломана и украдена, другая повреждена; полиция расследует. Культурный скандал. «Русска

В Самаре осенью 2024 года были установлены 27 бронзовых фигурок — шишиг-летунов, созданных архитекторами Дмитрием и Марией Храмовыми, писателем Денисом Либстером и иллюстратором Еленой Загородневой.

Эти маленькие бронзовые персонажи символизируют обитателей Самарской Луки, переселившихся в город, с задачей собирать и хранить лунный свет.

Фигурки размещены в популярных местах — на площади Славы, в Струковском саду, у Филармонии и других.

Инциденты с вандализмом и кражами.

За полгода с момента установки произошло четыре случая порчи или краж фигурок:

- 25 ноября 2024 г. — первая фигурка на площади Славы спилена под корень, восстановлена к 7 декабря.

- 20 декабря 2024 г. — в Струковском саду одна фигурка была вырвана с места, оставив на снегу следы "борьбы".

- 3 февраля 2025 г. — возле Самарской Филармонии украдена шишига путем спиливания.

- 27 марта 2025 г. — снова на площади Славы одна фигурка сломана и украдена, другая повреждена; полиция расследует.

-2

Культурный скандал.

«Русская община» выступила против установки шишиг, ссылаясь на негативные ассоциации: в славянском фольклоре — шишига якобы связана с нечистью (так называли водяного духа, иногда кикимору или жену лешего).

-3

Лично у меня слово "ШИШИГА" связана с ГАЗ-66, так ее называли раньше все, да и сейчас тоже))), но никак не с нечистью)

-4

Депутат Михаил Матвеев также охарактеризовал такой проект как «моральное издевательство». В ответ на критику защитники (историк Армен Арутюнов, филолог Анна Синицкая) подчеркнули уникальность проекта и заметили, что шишиги не относятся к традиционному фольклору, а восприятие может измениться.

Позиция мэра города.

Мэр Самары Иван Носков поддержал проект, отметив, что подобные арт-инициативы есть во многих городах России и обычно воспринимаются положительно. Он описал шишиг как «добрых волшебников» и заявил, что снимать скульптурки смысла нет, но в будущем такие проекты будут обсуждаться с жителями.

-5

Таким образом, споры вокруг шишиг-летунов в Самаре сочетаются с актами вандализма и краже бронзовых фигурантов и отчасти обусловлены разногласиями в интерпретации фольклорных мотивов.

Проект вызывает активную общественную дискуссию, но так же и получает официальную поддержку.

А тут моя статья про скульптурки "Симферопольские пчёлки"

А еще можно почитать про символ Самары-Козу