Найти в Дзене
Sleepy Sam

Почему самолеты не становятся быстрее?

Мы можем облететь всю планету меньше чем за день, целые страны — за полдня, но, похоже, что в сфере авиаперевозок зашли в тупик. Почему? Почему скорость авиаперелётов не увеличивается, как десятилетия назад? Вы не ослышались: пусть сейчас мы и не так быстры, в прошлом были сверхзвуковые авиалайнеры. Фактически, сверхзвуковые авиаперевозки существуют с 1968 года, когда появился Ту-144, а в 1969 году — «Конкорд». Ту-144, как известно, развивал скорость до 2400 км/ч, а «Конкорд» — до 2194 км/ч. Эти скорости более чем вдвое превышают скорость, на которую способны коммерческие авиалайнеры. Проблема заключалась в том, что эти скоростные самолёты были признаны неэффективными и слишком дорогими для дальнейшей эксплуатации. В настоящее время пассажирские самолёты способны летать со скоростью, составляющей около 85% скорости звука, что составляет около 960 км/ч. Чтобы разогнаться ещё больше, пришлось бы преодолевать звуковой барьер. Это коренным образом изменило бы всю систему авиаперевозок, по

Мы можем облететь всю планету меньше чем за день, целые страны — за полдня, но, похоже, что в сфере авиаперевозок зашли в тупик. Почему? Почему скорость авиаперелётов не увеличивается, как десятилетия назад?

Вы не ослышались: пусть сейчас мы и не так быстры, в прошлом были сверхзвуковые авиалайнеры. Фактически, сверхзвуковые авиаперевозки существуют с 1968 года, когда появился Ту-144, а в 1969 году — «Конкорд». Ту-144, как известно, развивал скорость до 2400 км/ч, а «Конкорд» — до 2194 км/ч. Эти скорости более чем вдвое превышают скорость, на которую способны коммерческие авиалайнеры. Проблема заключалась в том, что эти скоростные самолёты были признаны неэффективными и слишком дорогими для дальнейшей эксплуатации.

В настоящее время пассажирские самолёты способны летать со скоростью, составляющей около 85% скорости звука, что составляет около 960 км/ч. Чтобы разогнаться ещё больше, пришлось бы преодолевать звуковой барьер. Это коренным образом изменило бы всю систему авиаперевозок, потребовав модернизации конструкции и значительного увеличения расхода топлива. Хотя в прошлом были проекты, способные развивать такую скорость, сейчас они уже не работают. Чтобы заменить современные самолёты, их пришлось бы переработать, чтобы повысить эффективность.

-2

Например, над разными частями самолёта воздух движется по-разному. Самолёт может двигаться со скоростью, составляющей около 95% от скорости звука, но некоторые поверхности будут испытывать трансзвуковые скорости. Результатом будут громкие шумы, сопротивление воздуха и потенциальные повреждения. Чтобы избежать некоторых из этих проблем, весь самолёт должен был бы двигаться со скоростью, превышающей скорость звука, что означает значительное увеличение инженерных и общих затрат.

-3

Учитывая, что стоимость топлива сейчас выше, чем когда-либо была в эпоху Ту-144 или «Конкорда», мы можем только представить себе, насколько высока стоимость их эксплуатации сегодня. Самолёты сжигают больше топлива на более высоких скоростях, что делает процесс чрезвычайно дорогим. Это создаёт большую нагрузку на двигатели и фюзеляж, что, в свою очередь, приводит к значительному ускорению износа.

Ещё одной проблемой, с которой они могут столкнуться, является звуковой удар. Люди описывают его как громкий треск или взрыв. Он сохраняется до тех пор, пока преодолевается звуковой барьер, а значит, этот «гул» будет сопровождать полёт до тех пор, пока он продолжается. Это одна из многих причин, по которым «Конкорд» совершал преимущественно трансатлантические рейсы: людей шум над океаном беспокоил меньше.

В настоящее время авиаперевозки уже давно стремятся стать менее дорогими, но не обязательно более быстрыми. Перелёт из Нью-Йорка в Лондон и обратно на «Конкорде» стоил около 13 000 долларов на пассажира. Это делало его роскошью, недоступной для обычных путешественников. Билеты продавались только элите, что делало такую бизнес-модель невыгодной для большинства авиакомпаний. Кроме того, количество рейсов было меньше, чем у обычных самолётов. В зависимости от расписания, тем, кому нужно добраться куда-то как можно скорее, всё равно мог бы быть выгоднее Боинг-777.

Короче говоря, сейчас мы не летаем быстрее, потому что в этом нет необходимости. Самолётам потребуется новая конструкция, больше топлива, и, вероятно, они не обеспечат спокойного и тихого полёта для всех участников полёта, поскольку, пока они преодолевают звуковой барьер, пассажиры и люди внизу будут подвергаться воздействию создаваемого им «звукового удара».

Увидим ли мы в будущем самолёты и другие виды транспорта, которые будут двигаться быстрее и эффективнее? Учитывая разговоры о высокоскоростных поездах и других видах транспорта, мы можем увидеть значительные изменения в ближайшие годы, но пока что тишина и покой — вот главный принцип.