Найти в Дзене
Тапаков Руслан

Ювелирная бижутерия – наше будущее?

Что на самом деле стоит за модой на ЭКО‑камни и «инновационные» недрагоценные металлы? Реально ли молодому мастеру пробиться на ювелирный рынок в эпоху дорожающих материалов? И главное — где та грань, за которой ювелирное искусство превращается в бижутерию? Давайте разбираться вместе. В этой статье вас ждёт анализ актуальных вопросов, звучащих в профессиональном ювелирном сообществе, честные размышления о будущем отрасли и несколько неожиданных выводов по итогам посещения Ювелирного форума в Гостином дворе. Автор – Руслан Тапаков, художник-ювелир, популяризатор ювелирного искусства. 28 ноября 2025 года в рамках Российского антикварного Салона прошёл Ювелирный форум, где обсуждались актуальные вопросы современного ювелирного искусства. Посещение подобных мероприятий в принципе считаю полезным – надо же понимать, какие сейчас тенденции и сверять своё видение с профессиональным сообществом. В ряде вопросов мы сходимся во мнениях, но есть и те, что кажутся мне спорными. В центре внимания н
Оглавление

Что на самом деле стоит за модой на ЭКО‑камни и «инновационные» недрагоценные металлы? Реально ли молодому мастеру пробиться на ювелирный рынок в эпоху дорожающих материалов? И главное — где та грань, за которой ювелирное искусство превращается в бижутерию? Давайте разбираться вместе.

В этой статье вас ждёт анализ актуальных вопросов, звучащих в профессиональном ювелирном сообществе, честные размышления о будущем отрасли и несколько неожиданных выводов по итогам посещения Ювелирного форума в Гостином дворе. Автор – Руслан Тапаков, художник-ювелир, популяризатор ювелирного искусства.

Ильгиз Фазулзянов — художник‑ювелир (в центре), Руслан Тапаков — художник‑ювелир, Елена Тапакова — ювелирный дизайнер
Ильгиз Фазулзянов — художник‑ювелир (в центре), Руслан Тапаков — художник‑ювелир, Елена Тапакова — ювелирный дизайнер

28 ноября 2025 года в рамках Российского антикварного Салона прошёл Ювелирный форум, где обсуждались актуальные вопросы современного ювелирного искусства. Посещение подобных мероприятий в принципе считаю полезным – надо же понимать, какие сейчас тенденции и сверять своё видение с профессиональным сообществом. В ряде вопросов мы сходимся во мнениях, но есть и те, что кажутся мне спорными.

В центре внимания на форуме оказались две темы: «Ювелирная палитра художника‑ювелира» и «Ювелирное искусство как искусство: трансформация ценности». Ниже — краткий обзор основных дискуссий и мои размышления о насущных вопросах, стоящих сегодня перед отраслью.

«ЭКО‑ювелирка»: прорывная инновация или временная мода?

Первая часть форума была посвящена инновационным материалам: выращенным изумрудам и другим ЭКО‑камням, альтернативным недрагоценным металлам, а также переработанным металлам.

Выращенные камни уже заняли определенную нишу на российском рынке и часто используются в ювелирных украшениях. Тенденция понятна: производители ищут способы удешевить материалы, не теряя в эстетике. Но когда речь заходит об алюминии или дереве в контексте ювелирного искусства, у меня возникают серьёзные вопросы. Можно ли называть такие украшения частью высокого ювелирного искусства?

В качестве начальных экспериментов молодых мастеров – возможно. Но будут ли эти изделия все так же актуальны через 5-10 лет? Уверен, что они не пройдут проверку временем. Скорее это ниша эмоциональных недорогих покупок для массового потребителя: здесь и сейчас понравилось — купил.

С другой стороны, для молодых мастеров это едва ли не единственный способ войти в профессию в условиях постоянного роста цен на драгоценные металлы и камни. Личное имя нового художника у нас не готовы продвигать ни кураторы, ни музеи – а как тогда молодому таланту рассказать о себе, заинтересовать своей работой? Как о нем узнают? Но все же сомневаюсь, что приставка «ЭКО» в этом поможет.

Также не до конца понятно, как молодые ювелиры будут апробировать свой титан и алюминий, если в украшениях частично присутствуют драгоценные металлы.

«Современный ювелирный дизайн», за три секунды нарисованный нейросетью. Вполне актуальные формы, нечто подобное можно встретить в реальных коллекциях современных дизайнеров. Пример, как дизайн и технологии побеждают мастерство и творчество – но точно ли это искусство?
«Современный ювелирный дизайн», за три секунды нарисованный нейросетью. Вполне актуальные формы, нечто подобное можно встретить в реальных коллекциях современных дизайнеров. Пример, как дизайн и технологии побеждают мастерство и творчество – но точно ли это искусство?

Личный ювелирный бренд: один успех на фоне системных барьеров

Вторая часть форума была посвящена художникам-ювелирам, где на примере Ильгиза Фазулзянова показали, что ювелир может стать успешным и востребованным, создать крепкий личный бренд. Было интересно послушать Ильгиза и познакомиться с ним. Он определяет себя как художника-ювелира, так как в его понимании ювелирное дело ограничивается ремеслом, и только художник может закладывать смыслы – а это имеет первостепенное значение. С такой позицией согласилась и представительница музея, добавив, что помимо смысла важно и высокое качество исполнения.

Но когда речь зашла про продвижение новых имен, ответы были неубедительными и размытыми. Вынужден отметить, что СМИ готовы продвигать только состоявшиеся имена. А остальным, по их мнению, остается единственный вариант заявить о себе – это коллаборации и объединения.

К сожалению, из-за сложности внутренних процедур музеи тоже редко включаются в поддержку и продвижение ювелирной отрасли (за единичными исключениями). Но радует присутствие на форуме экспертов Гохрана и ГИМа: значит, сфера все же не остаётся без внимания государства.

На фото представители Гохрана во главе с главным экспертом Волдаевой В.Ю.
На фото представители Гохрана во главе с главным экспертом Волдаевой В.Ю.

«Трансформация ценности» с подвохом

Сегодня ювелирная отрасль сталкивается с серьезными вызовами: рост цен на драгоценные металлы, снижение рыночного спроса. Все это оставляет мастерам мало возможностей для создания ценных произведений ювелирного искусства. Поэтому вместо драгметаллов и природных камней нам предлагают искусственные заменители, пытаясь сместить фокус на ценность идеи. Называется это «трансформацией ценности» – что и было обозначено в теме дискуссии. Но почему никто прямо не называет это бижутерией? Зачем размывать вполне конкретные понятия?

Меня не покидает ощущение, что мы повторяем путь Америки 1930–1940‑х годов, времен Великой депрессии. Тут в принципе нет никакой катастрофы, если мы не утратим разнообразие ювелирных техник. Но тревожные звоночки есть: некоторые традиционные техники рискуют быть забытыми.

Спикер в качестве контраргумента привел в пример зарубежные ювелирные дома, которые создают шедевры высокого ювелирного искусства, одновременно выпуская брендовый масс-маркет. Но смогут ли наши художники-ювелиры предоставить ценителям своего творчества такой ассортимент? Большой вопрос, учитывая, что все риски и затраты, вплоть до участия в выставках и конкурсах— это их вложения из собственного кармана.

Ильгиз считает, что нужно вводить новое понятие: ювелирный продюсер. Это направление сейчас курирует МГУ. Посмотрим, что из этого получится. Пока что вопросов больше, чем ответов.

Спикеры форума – люди самых разных профессий и занятий: представитель аукционного дома, коллекционер, представитель СМИ, искусствовед, художник-ювелир
Спикеры форума – люди самых разных профессий и занятий: представитель аукционного дома, коллекционер, представитель СМИ, искусствовед, художник-ювелир

Вывод: искусство под угрозой

Сегодня в ювелирной отрасли наметилась тревожная тенденция, когда главенство отдается дизайну. Молодые дизайнеры не проходят самостоятельного обучения в ювелирном деле и не углубляются в изучение ювелирного ремесла как такового, опираясь лишь на опыт предыдущих мастеров. Но ведь новые сильные ювелиры появляются не так! И если ситуация не изменится, то лет через пять мы столкнемся с тем, что хороших мастеров у нас просто не будет.

Многие ювелирные техники могут быть утрачены. А причина в том, что молодые дизайнеры со своим современным пониманием видят в украшениях лишь коммерческую составляющую. Новые технологии ускоряют процесс изготовления украшений – дизайнеры пользуются этой тенденцией, не погружаясь глубоко в технологию изготовления и опираясь на собственное творческое видение. В свою очередь, молодые ювелиры, создавая тандемы с дизайнерами, также ориентируются на современные тренды. И в этой парадигме сложным техникам, увы, нет места.

В результате происходит подмена понятий: сегодняшнее ювелирное искусство все дальше отходит от своего истинного облика, где должны гармонично переплетаться совершенство идеи и высокое мастерство.

С Мастером старой школы – художником-реставратором Валерием Жариковым
С Мастером старой школы – художником-реставратором Валерием Жариковым

Также ситуацию усугубляет беспошлинный ввоз украшений из ряда стран – в то время как нашим работам приходится преодолевать многочисленные законодательные препоны и таможенные ограничения (ведь мы – одна из немногих стран, где ювелирное искусство находится под строгим контролем государства). Периодически со мной связываются представители китайских компаний с просьбой проконсультировать по предпочтениям российского ювелирного рынка. Будет так продолжаться – повторится история с автопромом: доминирование импортной продукции и сокращение доли местных производителей.

Но я верю: совместными усилиями мы сможем найти решения, которые позволят отрасли развиваться, не теряя своей сути. Конечно, каждый художник вправе выбирать свой путь. Но важно осознавать, что ювелирная сфера требует не только таланта, но и стойкости, знаний, мастерства – и, конечно, поддержки. Это признают все участники рынка, кто остался в профессии надолго.

Именно поэтому так ценно объединение профессионального сообщества. На мой взгляд, мы должны сплоченно принимать вызовы и искать правильные решения. Вместе можно добиться многого, друзья!

С уважением,

Ваш Руслан Тапаков,

Художник по драгоценным металлам
http://tapakoff-art.ru

Буду рад новым подписчикам в моем Телеграм-канале: https://t.me/tapakoff_ruslan
Посмотреть мои работы: https://t.me/tapakoffjewelry