К уроку “Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж”
Вступление
Живописные произведения не могут служить иллюстрациями к лирическим стихотворным текстам, если они были созданы независимо от этих текстов.
Иллюстрации появляются лишь и только тогда, когда художник читает текст, написанный писателем или поэтом, вдохновляется им и решает поделиться теми художественными образами, которые возникли в его воображении в процессе чтения.
Тем не менее, и поэты, и художники могут испытывать сходные переживания, общаясь с людьми или наблюдая картины природы. Поэтому мы можем сравнивать произведения поэзии и живописи, созданные на сходную тему, можем искать в них похожие образы. И если повезет, мы обнаружим в них почти одинаковые переживания авторов и сходную атмосферу.
Давайте прочитаем стихотворение А. Пушкина «Зимняя дорога» и рассмотрим сразу два зимних пейзажа А. Саврасова «Зимний пейзаж» и «Лунная ночь в деревне». Позже вы сами объясните, почему мы сравнивали текст с двумя картинами, а не с одной.
Историческая справка
1. Вёрстами называли полосатые столбики с цифрами, которые были установлены вдоль дорог: ими обозначали равные отрезки дороги между пунктами. Верста - чуть больше одного километра. Сейчас похожим образом обозначают каждый километр на трассах.
2. Тройка – это тройка лошадей. Зимой на дальние расстояния передвигались на санях, запряжённых тройкой лошадей.
3. Борзая тройка – это быстрая и резвая тройка лошадей, запряженных в один экипаж (коляску или сани) и предназначенная преодолевать большие расстояния.
4. Чёрная хата – так назвали крестьянский дом бедняков, поскольку там не было освещения – ни свечного, ни лампового.
5. Ни огня, ни черной хаты – нет ни темных домов, ни домов с освещением.
Читаем текст и знакомимся с живописными произведениями
А.С. Пушкин
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
Отвечаем на вопросы теста
Вопрос 1
Сначала нам важно выяснить где находится лирический герой?
- Он наблюдает происходящее на дороге, находясь в доме и глядя в окно.
- Он стоит на дороге и видит проезжающую мимо него тройку лошадей.
- Он сам находится в санях, запряженных в тройку лошадей, и едет куда-то.
Вопрос 2
На содержание какой строфы вы опирались, отвечая на первый вопрос:
- первой
- второй
- третьей
- четвертой
Вопрос 3
Как вы думаете: долгий ли путь предстоит лирическому герою? Какие строчки и отдельные слова помогут дать верный ответ?
- Колокольчик … утомительно гремит.
- Песни ямщика названы «долгими».
- Тройка борзая бежит.
- Навстречу герою попадаются только «вёрсты полосаты», то есть он едет километр за километром.
- Ни огня, ни черной хаты (жилища остались позади и впереди их тоже не видно)
Вопрос 4
Какой из пейзажей Алексея Саврасова можно было бы назвать так же, как стихотворение Пушкина: «Зимняя дорога»?
- «Зимний пейзаж»
- «Лунная ночь в деревне»
Вопрос 5
Рассмотрите саму дорогу на картине «Зимний пейзаж». Какие ее характеристики вы считаете верными? Дорога:
- наезженная
- с рисунком полозьев от саней
- широкая
- пробитая лошадиными копытами
- теряется где-то вдали
- очень прямая
Вопрос 6
Могли ли по такой же, но более широкой дороге, проехать сани с лирическим героем?
- Да
- Нет
Вопрос 7
Отметьте особенности пейзажа, которые можно назвать ОБЩИМИ в тексте Пушкина и в «Зимнем пейзаже» Саврасова.
- В обоих случаях это не просто зимний, но ночной пейзаж
- Безлюдный пейзаж
- Скудный: глушь и снег, почти нет растительности
- Совсем нет жилых строений
- Вдоль дороги есть верстовые столбики
Вопрос 8
Есть ли сходство самой зимней атмосферы, которую создали независимо друг от друга поэт и художник? Какими словами можно ее выразить?
- Тоскливая
- Безрадостная
- Тягостная
- Мрачноватая
- Загадочная
- Таинственная
Вопрос 9
А какое впечатление производит другая картина Саврасова? Вы догадались, почему нам важно ее рассмотреть в связи с текстом Пушкина? Что в ней является ключевым?
- То, что это зимний пейзаж
- То, что это ночной пейзаж
- Здесь тоже деревня
- Здесь облачное небо с пробивающейся луной
Вопрос 10
Каким приемом пользуется поэт в первой строфе, когда создает образ Луны?
- В основе образа Луны лежит сравнение
- Образ Луны держится на эпитетах
- Это образ-олицетворение
Вопрос 11
Какое впечатление производит лунное освещение и на лирического героя стихотворения Пушкина, и на нас, когда мы смотрим на картину Саврасова?
- Луна кажется призрачной, потому что светит сквозь волнистые облака
- Луна делает пейзаж тоскливым и щемяще-загадочным
- Луна ярко светит и делает всё вокруг жизнерадостным
Вопрос 12
У лирического героя, долго находящегося в санях, немного развлечений и впечатлений. Какое впечатление можно сравнить с тем впечатлением, которое создаёт второй пейзаж Саврасова?
- Он с удовольствием слушает песни ямщика, который поёт, чтобы не заснуть.
- Он смотрит по сторонам, чтобы понять, где едет: далеко ли населенные пункты.
- Он смотрит на небо, поскольку наблюдать за луной – это видеть всё время меняющуюся картину.
Вопрос 13
Почему текст стихотворения Пушкина интересно сопоставить не с одним, но с двумя зимними пейзажами Саврасова? Какое суждение может служить объяснением? Отметь нужную цифру.
- В тексте стихотворения две взаимосвязанных, но самостоятельных пейзажных картины: картина лунного света, который освещает окружающее пространство, и картина дороги. Один из пейзажей Саврасова посвящен лунному свету, а другой – зимней ночной дороге.
- Пейзажи Саврасова очень похожи между собой, поэтому можно использовать и тот, и другой для сравнительного анализа с текстом стихотворения.
Ключи к тесту
Вопрос 1 - 3; вопрос 2 - 4; вопрос 3 - 3, 4, 5; вопрос 4 - 1; вопрос 5 - 1, 2, 5; вопрос 6 - 1; вопрос 7 - 1, 2, 3; вопрос 8 - 1, 2, 3, 4; вопрос 9 - 4; вопрос 10 - 3; вопрос 11 - 1, 2; вопрос 12 - 3; вопрос 13 - 1.
P.S.
О том, почему для анализа стихотворения мы выбрали тестовую форму, читайте в статье «Тест: описание явления природы в стихотворении В. А. Жуковского „Загадка“: приёмы создания художественного образа»: статья здесь