Найти в Дзене

Сравнение лирического текста с живописным произведением

К уроку “Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж” Вступление Живописные произведения не могут служить иллюстрациями к лирическим стихотворным текстам, если они были созданы независимо от этих текстов. Иллюстрации появляются лишь и только тогда, когда художник читает текст, написанный писателем или поэтом, вдохновляется им и решает поделиться теми художественными образами, которые возникли в его воображении в процессе чтения. Тем не менее, и поэты, и художники могут испытывать сходные переживания, общаясь с людьми или наблюдая картины природы. Поэтому мы можем сравнивать произведения поэзии и живописи, созданные на сходную тему, можем искать в них похожие образы. И если повезет, мы обнаружим в них почти одинаковые переживания авторов и сходную атмосферу. Давайте прочитаем стихотворение А. Пушкина «Зимняя дорога» и рассмотрим сразу два зимних пейзажа А. Саврасова «Зимний пейзаж» и «Лунная ночь в деревне». Позже вы сами объясните, почему мы сравнивали текст
Оглавление

К уроку “Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж”

Вступление

Живописные произведения не могут служить иллюстрациями к лирическим стихотворным текстам, если они были созданы независимо от этих текстов.

Иллюстрации появляются лишь и только тогда, когда художник читает текст, написанный писателем или поэтом, вдохновляется им и решает поделиться теми художественными образами, которые возникли в его воображении в процессе чтения.

Тем не менее, и поэты, и художники могут испытывать сходные переживания, общаясь с людьми или наблюдая картины природы. Поэтому мы можем сравнивать произведения поэзии и живописи, созданные на сходную тему, можем искать в них похожие образы. И если повезет, мы обнаружим в них почти одинаковые переживания авторов и сходную атмосферу.

Давайте прочитаем стихотворение А. Пушкина «Зимняя дорога» и рассмотрим сразу два зимних пейзажа А. Саврасова «Зимний пейзаж» и «Лунная ночь в деревне». Позже вы сами объясните, почему мы сравнивали текст с двумя картинами, а не с одной.

-2

Историческая справка

1. Вёрстами называли полосатые столбики с цифрами, которые были установлены вдоль дорог: ими обозначали равные отрезки дороги между пунктами. Верста - чуть больше одного километра. Сейчас похожим образом обозначают каждый километр на трассах.

2. Тройка – это тройка лошадей. Зимой на дальние расстояния передвигались на санях, запряжённых тройкой лошадей.

3. Борзая тройка – это быстрая и резвая тройка лошадей, запряженных в один экипаж (коляску или сани) и предназначенная преодолевать большие расстояния.

4. Чёрная хата – так назвали крестьянский дом бедняков, поскольку там не было освещения – ни свечного, ни лампового.

5. Ни огня, ни черной хаты – нет ни темных домов, ни домов с освещением.

Читаем текст и знакомимся с живописными произведениями

-3
-4

А.С. Пушкин
Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.

Отвечаем на вопросы теста

Вопрос 1

Сначала нам важно выяснить где находится лирический герой?

  1. Он наблюдает происходящее на дороге, находясь в доме и глядя в окно.
  2. Он стоит на дороге и видит проезжающую мимо него тройку лошадей.
  3. Он сам находится в санях, запряженных в тройку лошадей, и едет куда-то.

Вопрос 2

На содержание какой строфы вы опирались, отвечая на первый вопрос:

  1. первой
  2. второй
  3. третьей
  4. четвертой

Вопрос 3

Как вы думаете: долгий ли путь предстоит лирическому герою? Какие строчки и отдельные слова помогут дать верный ответ?

  1. Колокольчик … утомительно гремит.
  2. Песни ямщика названы «долгими».
  3. Тройка борзая бежит.
  4. Навстречу герою попадаются только «вёрсты полосаты», то есть он едет километр за километром.
  5. Ни огня, ни черной хаты (жилища остались позади и впереди их тоже не видно)

Вопрос 4

Какой из пейзажей Алексея Саврасова можно было бы назвать так же, как стихотворение Пушкина: «Зимняя дорога»?

  1. «Зимний пейзаж»
  2. «Лунная ночь в деревне»

Вопрос 5

Рассмотрите саму дорогу на картине «Зимний пейзаж». Какие ее характеристики вы считаете верными? Дорога:

  1. наезженная
  2. с рисунком полозьев от саней
  3. широкая
  4. пробитая лошадиными копытами
  5. теряется где-то вдали
  6. очень прямая

Вопрос 6

Могли ли по такой же, но более широкой дороге, проехать сани с лирическим героем?

  1. Да
  2. Нет

Вопрос 7

Отметьте особенности пейзажа, которые можно назвать ОБЩИМИ в тексте Пушкина и в «Зимнем пейзаже» Саврасова.

  1. В обоих случаях это не просто зимний, но ночной пейзаж
  2. Безлюдный пейзаж
  3. Скудный: глушь и снег, почти нет растительности
  4. Совсем нет жилых строений
  5. Вдоль дороги есть верстовые столбики

Вопрос 8

Есть ли сходство самой зимней атмосферы, которую создали независимо друг от друга поэт и художник? Какими словами можно ее выразить?

  1. Тоскливая
  2. Безрадостная
  3. Тягостная
  4. Мрачноватая
  5. Загадочная
  6. Таинственная

Вопрос 9

А какое впечатление производит другая картина Саврасова? Вы догадались, почему нам важно ее рассмотреть в связи с текстом Пушкина? Что в ней является ключевым?

  1. То, что это зимний пейзаж
  2. То, что это ночной пейзаж
  3. Здесь тоже деревня
  4. Здесь облачное небо с пробивающейся луной

Вопрос 10

Каким приемом пользуется поэт в первой строфе, когда создает образ Луны?

  1. В основе образа Луны лежит сравнение
  2. Образ Луны держится на эпитетах
  3. Это образ-олицетворение

Вопрос 11

Какое впечатление производит лунное освещение и на лирического героя стихотворения Пушкина, и на нас, когда мы смотрим на картину Саврасова?

  1. Луна кажется призрачной, потому что светит сквозь волнистые облака
  2. Луна делает пейзаж тоскливым и щемяще-загадочным
  3. Луна ярко светит и делает всё вокруг жизнерадостным

Вопрос 12

У лирического героя, долго находящегося в санях, немного развлечений и впечатлений. Какое впечатление можно сравнить с тем впечатлением, которое создаёт второй пейзаж Саврасова?

  1. Он с удовольствием слушает песни ямщика, который поёт, чтобы не заснуть.
  2. Он смотрит по сторонам, чтобы понять, где едет: далеко ли населенные пункты.
  3. Он смотрит на небо, поскольку наблюдать за луной – это видеть всё время меняющуюся картину.

Вопрос 13

Почему текст стихотворения Пушкина интересно сопоставить не с одним, но с двумя зимними пейзажами Саврасова? Какое суждение может служить объяснением? Отметь нужную цифру.

  1. В тексте стихотворения две взаимосвязанных, но самостоятельных пейзажных картины: картина лунного света, который освещает окружающее пространство, и картина дороги. Один из пейзажей Саврасова посвящен лунному свету, а другой – зимней ночной дороге.
  2. Пейзажи Саврасова очень похожи между собой, поэтому можно использовать и тот, и другой для сравнительного анализа с текстом стихотворения.

Ключи к тесту

Вопрос 1 - 3; вопрос 2 - 4; вопрос 3 - 3, 4, 5; вопрос 4 - 1; вопрос 5 - 1, 2, 5; вопрос 6 - 1; вопрос 7 - 1, 2, 3; вопрос 8 - 1, 2, 3, 4; вопрос 9 - 4; вопрос 10 - 3; вопрос 11 - 1, 2; вопрос 12 - 3; вопрос 13 - 1.

P.S.

О том, почему для анализа стихотворения мы выбрали тестовую форму, читайте в статье «Тест: описание явления природы в стихотворении В. А. Жуковского „Загадка“: приёмы создания художественного образа»: статья здесь