Режиссер — Саша Золотовицкий.
Продолжительность - 2 часа 40 минут с одним антрактом 18+.
Спектакль поставлен по роману Эмиля Ажара (псевдоним Ромена Гари), финал которого изменен. У Саши Золотовицкого получилась история об одиночестве человека и нарушении коммуникации в современном мире. Бегство из человеческой шкуры стало для главного героя единственно возможным выходом и даже счастьем. Основной режиссерский прием — гротеск с элементами клоунады.
По сюжету одинокий мужчина по имени Кузен (Тимофей Мамлин), скромный и деликатный, привозит из Африки в Париж удава по кличке Голубчик, чтобы скрасить свое одиночество. В спектакле удава играет девушка в фиолетовом парике (Лилия Мусина), с совершенно безучастным лицом, в черных очках и в кожаном костюме. Она то застывает, то движется плавно, прижимаясь к боковым поверхностям мебели и к телу хозяина, а иногда и вовсе повисает на нем, отдаленно напоминая пластикой настоящую змею.
Причина этой странной дружбы в том, что герой переполнен любовью к людям, но близости ни с кем найти не может. Моменты единения случаются крайне редко и только с такими же чудиками, как и он сам, например, со случайным соседом в метро — любителем животных (Сергей Маштаков). Эта пара разыграет очень смешную клоунскую пантомиму. Тимофей Мамлин в этой сцене мне напомнил своим обаянием Чарли Чаплина. Он так заразительно смеется, что, заваливаясь назад, вскидывает ноги, как ребенок.
Поначалу Кузен полон надежды (это слово звучит много раз в спектакле) преодолеть барьер между собой и миром, одет в светлый костюм и по виду совсем не депрессивен. Удав играет двоякую роль: с одной стороны, он зеркалит ситуацию смертельного одиночества человека, который жаждет объятий больше жизни. Актер с такой силой сжимает себя руками, что это вполне походит на змеиный захват. С другой стороны, присутствие в доме Голубчика провоцирует других людей на вторжение в личное пространство хозяина, словно он это подстроил бессознательно.
С появлением питомца жизнь персонажа меняется. К нему то и дело вламывается плечистый полицейский, потому что пресмыкающее сильно пугает соседку — огромную мадам Бельмесс (по прозвищу Небельмесс). Высокая Анастасия Белинская с накладными телесами, обладая трубным голосом, одновременно издавая и высокие, и низкие ноты, блестяще передает смятение и ужас огромной неуклюжей тетки в растянутой вязаной кофте. Голубчик даже заползает к ней в унитаз через канализационную трубу (на проекции из унитаза вылезает голова куклы), и это вызывает новый виток выяснений и скандалов.
Девушка его мечты, белокожая афроамериканка (еще один диссонанс), стройная мадемуазель Дрейфус (та же актриса, которая играет Голубчика), из любопытства даже приходит к нему домой посмотреть на удава. Кузен в предвкушении встречи украшает лифт горшками с цветами, словно это райские кущи, однако мир опять опрокидывает его иллюзии, потому что вместе с ней приходят его сослуживцы, разрушая мечту о свидании наедине. Они тычут в него швабрами, словно удав — он сам.
Каждая попытка найти близость хоть с кем-то оборачивается жестким разочарованием. Ни патетичный пастор, смачно пожирающий устрицы, ни профессор, известный своей эмпатией на весь мир, ни любитель чревовещания, ни одинокая дама с попугаем, ни проститутки ничем не могут помочь. В финале герой, осмелев, впервые заговорив уверенным голосом, объясняется в любви жрице любви в борделе, которая оказывается его возлюбленной — мадемуазель Дрейфус.
Они оба зависают на стене, на муляже огромного сердца, обрамляя его с двух сторон, а потом мираж счастья и музыка пропадают. Кузен получает жесткий отказ, а он еле сползает со стены. Важнейшие невещественные понятия в спектакле получают вещественное воплощение. Рай оказывается цветочным уголком прямо в лифте, любовь — огромным сердцем, треснувшим пополам. Стены квартирки постоянно раскрываются и распахиваются то в лифт, то в вагон метро, то в другие пространства, словно это душа ищет ответной любви в большом мире.
Отвергнутость приводит к тому, что мужчина заставляет свою комнату растениями, превратив ее в джунгли, и сам отождествляет себя с удавом, а Голубчика сдает в зоопарк. После психбольницы Кузен оставляет половинку сердца в кресле, снимает с себя всю одежду и свободной походкой уходит в свою внутреннюю страну. Он преображается то ли в змея, то ли в другое животное, отказываясь от удела человека, выбрав упоение собственной свободой, несмотря на вынырнувшего следом охотника.
P.S. Браво все постановочной группе театра «Старый дом».
Всем очень советую посмотреть этот спектакль. Лететь всего 4 часа, но каждая минута в этом театре - счастье!!!
Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma