Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

«Зарубежные актеры летали по миру, как птицы, а я так не мог»

Олег Видов рос без отца. После войны, маму по партийной линии направили на работу в Монголию. А потом Китай и Румынию, куда мама взять его с собой уже не смогла, и он остался с тетей, которая была режиссером самодеятельного театра. Репетиции, спектакли – Олегу все это очень нравилось, да еще и тетя убеждала его, что он рожден быть актером. Главным развлечением детей того времени было кино. Олег обожал картину «Пятнадцатилетний капитан», где главный герой был взрослым не по годам, и всегда брал на себя ответственность. Когда потребовалось, также поступил и сам Олег. В 1956 году, его маму перевели в школу в подмосковное Томилино. В послевоенные годы здесь заправляла шпана. Однажды маму избили. После травмы у нее нарушилась психика, и работать она уже не смогла. Так, в 14 лет, детство Олега Видова закончилось. Кем он только не работал: озеленителем, помощником повара, санитаром, трудился даже на строительстве Останкинской башни. А по вечерам ходил учиться в школу рабочей молодежи. Слова

Олег Видов рос без отца. После войны, маму по партийной линии направили на работу в Монголию. А потом Китай и Румынию, куда мама взять его с собой уже не смогла, и он остался с тетей, которая была режиссером самодеятельного театра. Репетиции, спектакли – Олегу все это очень нравилось, да еще и тетя убеждала его, что он рожден быть актером.

Главным развлечением детей того времени было кино. Олег обожал картину «Пятнадцатилетний капитан», где главный герой был взрослым не по годам, и всегда брал на себя ответственность. Когда потребовалось, также поступил и сам Олег.

В 1956 году, его маму перевели в школу в подмосковное Томилино. В послевоенные годы здесь заправляла шпана. Однажды маму избили. После травмы у нее нарушилась психика, и работать она уже не смогла. Так, в 14 лет, детство Олега Видова закончилось.

Кем он только не работал: озеленителем, помощником повара, санитаром, трудился даже на строительстве Останкинской башни. А по вечерам ходил учиться в школу рабочей молодежи.

-2

Слова тети о том, что он будет актером, не забылись. В 1962 году, он без проблем поступил во ВГИК и еще студентом начал сниматься. Это именно он держит зонтик над девушкой в фильме «Я шагаю по Москве». Потом были съемки в фильме «Метель» Владимира Басова.

Студентам сниматься не разрешали и Видова отчислили из института, но он сумел постоять за себя, заявив в деканате: «Басов дал мне главную роль. Пушкин бывает только раз в жизни». Так, студента восстановили.

Сниматься в зарубежном кино Олег Видов начал задолго до отъезда из Советского союза. В 1966-м, датский режиссер Габриэль Аксель утвердил его на роль викинга Хагбарда в фильме «Красная мантия. Сага о викинге».

Фильм «Красная мантия. Сага о викинге» 1967г.
Фильм «Красная мантия. Сага о викинге» 1967г.

Съемки проходили в Дании, Швеции и Исландии. Откровенные сцены стали для Видова испытанием. Его партнерша смело скинула одежду перед камерой, а Олег замешкался. Сказалось нравственное советское воспитание. Режиссеру пришлось объяснять, что во времена викингов, те не носили белья. Только после этого, Видов разделся и шагнул в кадр.

Работая за границей, Олег Видов ничем себя не скомпрометировал в глазах власти и подтвердил свою благонадежность. Так, он стал актером «на экспорт». Доброта Госкино была не бескорыстна. Видову велели отдать весь свой немалый валютный гонорар, который пошел на оплату Анни Жирардо за эпизод в картине «Журналист».

В советское время Югославия считалась самой капиталистической из соцстран. Сниматься там мечтали многие советские актеры, а позвали Видова. В его югославской копилке роли: советского артиста, эсэсовца, а также югославского партизана в военном фильме «Битва на Неретве», который снимала Columbia Pictures

Фильм «Битва на Неретве» 1969г.
Фильм «Битва на Неретве» 1969г.

Олег играл с такими звездами, как Орсон Уэллс, Франко Неро, Юл Бриннер. После съемок Бриннер садился в личный самолет и летел в Нью-Йорк, Женеву или Париж. «Зарубежные актеры летали по миру, как птицы, а я так не мог» – вспоминал Видов.

Общаясь с Бриннером, он «заболел» мечтой о свободе, которая не зависит от коньюнктуры и хорошего отношения чиновников.

После успеха «Войны и мира», итальянский продюсер Дино Де Лаурентис предлагает Сергею Бондарчуку снять фильм «Ватерлоо». На роль шотландца Томлинсона, Бондарчук приглашает Олега Видова. Роль крошечная, и на первый взгляд кажется, что Видов там только для того, чтобы взять крупным планом красивое лицо. Но Олег вложил в нее весь драматизм русской актерской школы.

Фильм «Ватерлоо» 1970г.
Фильм «Ватерлоо» 1970г.

В 1970 году Видов женится на Наталье Федотовой – лучшей подруге Галины Брежневой, и попадает в круг советской элиты. Одевается в двухсотой секции ГУМа, где отоваривались сотрудники ЦК, обедает в «Национале», живет в высотке и ездит на иномарке. Так, он начинает соприкасаться не только с миром киноиндустрии.

В 1973-м выходит фильм «Всадник без головы». Современные кинокритики отмечают, что Видов и Савельева выглядели на экране абсолютными американцами, а испанская Америка – испанской Америкой, а не загримированным кишлаком.

Картину посмотрели белее пятидесяти миллионов зрителей.

Фильм «Всадник без головы» 1973г.
Фильм «Всадник без головы» 1973г.

А годом позже, опять успех. Советско-японский «Москва, любовь моя». Видов стал по-настоящему знаменитым. Поклонницы караулили его под окнами, заваливали письмами, и жена начала ревновать и скандалить. Устав от этого, Олег Видов ушел из дома, но Галина Брежнева отомстила за подругу. По ее негласному указанию, у Видова главных ролей больше не было и остались только эпизоды.

Он вспоминал о том времени так: «Я понял, что прежней жизни у меня не будет. Меня просто выталкивали из профессии». Тогда и созрело решение уехать.

Олег Видов и Натальей Федотовой и Галиной Брежневой
Олег Видов и Натальей Федотовой и Галиной Брежневой

Дальше события закрутились, как в детективе. Фиктивный брак на гражданке Югославии, съемки на местной киностудии, потом снова развод, а после, на свой риск, побег из Югославии без визы.

В тот день по телевизору шел футбол. Машина с актером подъехала на ККП в момент, когда забили гол. Пограничникам было не до проверок. Так, он попал в Австрию, а оттуда в Италию. В Риме его приютил женатый на итальянке американский коллега.

В доме приятеля он знакомится с американкой – журналисткой, продюсером у которой свой человек в Голливуде. В Италию она приехала, чтобы взять интервью у Федерико Феллини. Она начинает общаться с обаятельным парнем из России и их дружба перерастает в роман.

Именно Джоан – невысокую, полноватую, совсем не гламурную, назовет любовью всей своей жизни один из самых красивых советских актеров. «От нее веяло таким теплом, что больше мы не расставались» – вспоминал Видов.

В 1985 году, они переехали в Америку. Олег Видов понимал, что его актерской карьере конец. Ведь он даже английского толком не знал. Чтобы не сидеть на шее у жены, работал на стройке. Сильный духом, привыкший брать на себя ответственность, в чужой стране он не потерялся.

Олег Видов и Джоан Борстен
Олег Видов и Джоан Борстен

На волне «горбачевской» Перестройки, в Америке в моде все советское и непременно красное. Однажды Олега позвали сниматься в звездную компанию к Шварценеггеру. На главную отрицательную роль в фильме «Красная жара» Видова забраковали. Для злодея глаза были добрые, поэтому он сыграет милиционера. Роль маленькая и его героя убивают в самом начале, но у актеров есть убеждение, что лучше сыграть эпизод со звездами, чем главную роль непонятно где.

После «жары» Видов снова стал невероятно популярен. В Советском союзе на большие экраны, фильм тогда не вышел. Уж очень карикатурно в «жаре» выглядела наша страна. Но фильм разошелся на кассетах. Многие тогда удивлялись, что Видов то жив и где – в Голливуде. Да, это было далеко не главные роли. Их могло быть и больше, но Видов отказывался играть плохих русских.

Фильм «Красная жара» 1988г.
Фильм «Красная жара» 1988г.

В одном из интервью он сказал: «Россия и русские люди совсем не такие, как показывают в американских боевиках». После этого работы стало меньше… В Голливуде не любят, когда противоречат.

Но уже через год Олег Видов появился в «Дикой орхидее» режиссера Залмана Кинга. Когда снимали знаменитый проезд на мотоцикле, произошла беда. У Видова пропало зрение. Он упал, очнувшись на обочине. Причиной была опухоль мозга, которая давила на зрительный нерв.

Джоан нашла лучшего врача. Такие операции в мире мало кто делал. После выздоровления он сыграл еще много ролей и как режиссер снял несколько документальных фильмов.

Фильм «Дикая орхидея» 1989г.
Фильм «Дикая орхидея» 1989г.

В 1992 году, Видов и женой выкупили у «Союзмультфильма» права напрокат за границей старых советских мультфильмов. Он хотел, чтобы «Снежную королеву», «Маугли» и «Щелкунчика» узнали во всем мире.

На реставрацию и озвучивание голосами звезд Голливуда, таких как Тимоти Далтон, Катрин Денев, Михаил Барышников, ушло 10 лет и почти 4 миллиона долларов. По условиям договора, Российская сторона получала 40% от проката, однако чиновники решили, что Видов их обманул. Начались суды, которые Олег с супругой выиграли.

«В начале 90-х, когда все выжимали деньги из России, мы их вкладывали, сделав для популяризации русской анимации в мире больше, чем весь «Совэспортфильм»» – говорил Олег. Благодаря этому, советские мультики смотрят теперь в восьмидесяти странах мира.

ВГИК. Памятник Тарковскому, Шпаликову и Шукшину
ВГИК. Памятник Тарковскому, Шпаликову и Шукшину

В Россию Видов снова попал в 2006 году, для съемок в отечественном сериале «Заколдованный участок». Он был счастлив, но отмечал, что уже трудно приезжать и силы не те. Незадолго до своей смерти в 2017 году, он прилетел в Москву на ток-шоу в честь своего 70-ти летия.

После эфира долго гулял по московским улицам и пришел к зданию родного ВГИКа, долго стояв у памятника Тарковскому, Шпаликову и Шукшину.

-12

Умер Олег Видов 15 мая 2017 года. Его похоронили в Калифорнии на кладбище «Hollywood Forever», где гроб с его телом был замурован в красивую центральную нишу колумбария, навсегда запечатлев актера на памятной табличке.