Всем привет! Сегодня привычным движением руки я надену пенсне литературоведа и рассмотрю любопытный роман, который, к слову, романом является с большой натяжкой. Прошу любить и жаловать, произведение Филипа Киндреда Дика "Человек в Высоком замке" ("The Man in the High Castle"), опубликованное в октябре 1962 года! Именно этот роман был удостоен в 1963 году жанровой премии Хьюго, ставшей почти единственной прижизненной наградой автора. Достоин ли внимания этот роман в нашу эпоху, пресыщенную информацией? Давайте разбираться! Поехали!
"Зачтётся ли паломничество, если путь привёл странника к другой цели?" - Станислав Ежи Лец
Началась моя история знакомства с романом ещё год назад, когда различные обстоятельства не давали мне продолжить выпускать статьи на этом канале. Работы было много, дома дел было тоже навалом, а хотелось отдохнуть и расслабиться, почитать какую-нибудь простенькую, весёленькую книгу, по которой потом можно будет выпустить простенькую статью. По какому-то странному стечению обстоятельств, перебрав все книги в шкафу, я остановил свой выбор именно на "Человеке в Высоком замке" Филипа Дика, романе, где описан мир победившего фашизма. До сих без ответа остаётся вопрос: то ли у меня настроение было такое или это действительно самая весёлая книга в моей библиотеке, что печалит, но не сильно.
Не смотря на все помехи, роман я прочитал быстро и уже хотел взяться за перо, как вдруг мне захотелось уточнить для себя ряд моментов, для чего нужно было ознакомиться с ещё парой книг. Растянулся процесс уточнений почти на целый год, позади оставлен десяток книг, пара статей и всё свободное время, а процесс уточнений так и не закончился. Подведя промежуточный итог этого небольшого исследования, я пришёл к выводу, что уж обзорную-то статью без подробностей написать уже можно, тем самым обозначив своё возвращение на канал.
Сам роман написан живым языком (как в оригинале, так и в переводах на русский язык), содержит в себе запоминающихся персонажей и поднимает ряд вопросов, которые наглядно показывают, чем бы человечеству грозила победа фашизма в мире. Но при этом сам роман ужасов нацизма не показывает, даёт только пространные намёки на то, что же произошло в той реальности.
О чём же нам рассказывает произведение "Человек в Высоком замке", написанное в жанре альтернативной истории? Достаточно ознакомиться с первыми тремя главами, чтобы понять - в описываемом мире во Второй мировой войне победили страны нацистского блока. А причиной тому послужила гибель президента США Франклина Делано Рузвельта в 1933 году. По мнению автора, этого события было достаточно, чтобы расклад сил в мире так сильно поменялся. С этим я до конца не согласен, но это тема для отдельного рассуждения. В романе же нацисты захватывают и делят весь мир, включая США. В этой реальности Соединённые Штаты Америки не только не помогли союзникам, но и не смогли защитить даже самих себя.
Время действия точно не указано в произведении, но можно предположить, что это около 1962 года, т.е. того же года, когда был написан сам роман в нашей реальности.
И в этом мире живут герои романа. В самом произведении я бы выделил три основных сюжетных линии (по уровню социального статуса) и одну вне сюжетную, которая больше относится к авторскому мнению, нежели к развитию сюжета. Далее по тексту я буду приводить имена героев романа, пользуясь переводом на русский язык Геннадия Львовича Корчагина.
Первая сюжетная линия относится к высшему свету. Сюда входят Нобусукэ Тагоми - торговый атташе в японском представительстве города Сан-Франциско, шведский торговец Бейнс (он же немецкий шпион-предатель Рудольф Вегенер), таинственный мистер Ятабэ (он же генерал Тэдэки) и другие. Через данных персонажей показан высший свет обоих победивших стран: нацистской Германии и милитаристской Японии. На этом уровне мы можем наблюдать за дальнейшим ухудшением международной обстановки, ведь при текущем общественном строе война - это неизбежность. В центре этой сюжетной линии находится передача военной тайны: сведения о провокации, которая проходит под кодовым названием "Одуванчик". Сами правящие круги обоих стран уже в возрасте и умирают один за другим, что и приводит к напряжённости во всём мире, т.к. не ясно, кто и с какими взглядами придёт к власти следующим.
Вторая сюжетная линия представляет условный "средний класс". Это бывшие жители США (ныне ТША), которые пытаются жить, а не выживать в новом мире. Они здесь себя чувствуют как индейцы в резервации: живут прошлым, стараясь не думать о настоящем и уж тем более о будущем. Представителями этой сюжетной линии являются Роберт Чилдэн (торговец американским антиквариатом) и Уиндэм-Мэтсон (владелец одноимённой фирмы, занимающейся производством подделок изделий американской старины). Оба персонажа приспособились к жизни в вечной оккупации, но по-разному. Чилдэн хочет быть вровень с оккупантами, перенимает их образ жизни и даже пытается подружиться с семьёй японского служащего и его женой. В нём пытаются ужиться две непримиримые стороны: гордость за свою страну, хоть и разрушенную, и желание выжить в новом мире. К концу романа он осознаёт, что быть самим собой важнее, чем пытаться быть похожим на кого-то.
Уиндэм-Мэтсон полная противоположность Чилдэну - беспринципный делец, которому без разницы, что подделывать, пока за это платят: пистолеты времён гражданской войны или зажигалку самого Рузвельта. Чилдэн, когда узнаёт о подделках в своём магазине, одинаково расстраивается из-за угрозы его репутации (и потери денег), и из-за того, что кто-то надругался над прошлым его страны, то Уиндэм-Мэтсон волнуется только из-за репутации и денег. И он, не моргнув глазом, натравливает на обидчиков сотрудников полиции. Это единственный персонаж, который не возвращается в воспоминаниях к старым временам с сожалением, для него важно только то, что здесь и сейчас. Через этих героев мы узнаём о мыслях простых обывателей, живущих в оккупации.
Третья сюжетная линия относится к уровню самого дна, к жизни простых работяг, и их выживанию. На этом уровне мы знакомимся с Фрэнком Фринком (еврей по национальности) и Эдом МакКарти. Через эту линию мы видим жизнь в новом мире самых обычных американцев, жизнь, по большей части, лишённая всякого смысла. На этом уровне особо наглядно представлены худшие явления человечества: расизм и нищета, толкающая на преступления. Закономерно, что у этих ребят дела идут хуже всего. Хоть концовка романа даёт надежды на лучшее, оптимизмом там и не пахнет.
И, наконец, четвёртая сюжетная линия, хоть формально и является частью сюжета, находится вне него. Все персонажи предыдущих линий так или иначе, в основном опосредованно, влияли друг на друга. Что интересно, нет пересечения персонажей из разных сюжетных линий, кроме одного связующего персонажа - Чилдэна, которого знает как Тагоми из высшего света так и Эд МакКарти, друга Фринка, из низшего. В четвёртую линию входит Джулиана (главный вне сюжетный персонаж, бывшая жена Фрэнка Фринка), Джо Чинаделла (наёмный убийца, маскирующийся под водителя грузовика) и Готорн Абендсен (автор нашумевшего внутри книги романа). Эта сюжетная линия крепко связана с романом об альтернативной истории "И наестся саранча", в котором победу одержали, как и в реальной истории, союзники (хоть и с отличиями), а не страны Оси.
Джулиана в этом произведении никто иная как сестра-близнец Филипа Дика, умершая в младенчестве. В этом мире она его альте-эго, с которым автор постоянно вступает в полемику. Сам же Филип Дик олицетворяет себя с Готорном Абендсеном, автором романа "И наестся саранча", тем самым человеком в Высоком замке. И на самом деле именно окончание этой сюжетной линии меня разочаровало, подводя странный итог всему путешествию. Пересказывать концовку я в этой статье не буду, можете ознакомиться с ней сами. Суть в том, что она подарила фальшивость повествованию, показав, что весь мир не реален.
Вот на этом моменте можно вернуться к первоначальному вопросу: почему это произведение не роман в полной мере, ведь все внешние признаки налицо? Это произведение (если не считать концовку четвёртой сюжетной линии) без начала и конца, некий слепок или отрез времени. Так и должно было закончиться произведение и в этом виде оно стало бы философской притчей, задающей вопросы и дающей ответы. К сожалению, экранизация этого произведения (сериал от Amazon) развила историю именно в парадигме фальшивости мира, но об этом нужно рассуждать отдельно.
Само произведение уникально ещё тем, что Филип Дик пользовался для развития сюжета гаданием на И-Цзине, знаменитой "Книге перемен". Примечательно, что "Книга перемен" в самом романе тоже встречается и постоянно используется в качестве атрибута азиатского культурного влияния. Концовка истории Джулианы, судя по всему, тоже была продиктована гаданием. В наше время роль И-Цзин, как будто могла бы исполнить нейросеть, но это не точно.
Подводя итог вышеизложенному, я могу однозначно рекомендовать этот роман к прочтению, ведь помимо фантастического сюжета, там есть над чем задуматься. На этом месте краткий обзор я завершаю и приглашаю продолжить следить за каналом, т.к. эта статья начинает новую рубрику "Ключи от Высокого замка". В новой рубрике мне хотелось бы пролить свет на некоторые особенности произведения, связанные, в первую очередь, с личностью самого автора. Как я писал в начале, это произведение меня серьёзно заинтересовало и после него я в течение года пытался освоить массив информации по теме.
А на сегодня всё! Если было интересно, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте пальцы вверх. До новых встреч!
Следующая статья в цикле: Ключи от Высокого замка. Часть 2. Тяжёлое детство