Уважаемые читатели! Мой канал НЕ МОНЕТИЗИРОВАН, поэтому ваша материальная помощь - ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ поддержать труд автора. Каждый желающий поддержать канал и труд автора подписчик или читатель может перевести любую сумму, за которую я буду сердечно благодарен.
Сбербанк номер карты: 2202200798448732
С уважением, извинениями за просьбу и наилучшими пожеланиями, мои дорогие читатели!
ЭПИГРАФ
"Один итальянец спрашивает друга: - А как там Муссолини? - Он работает.
- Работает? Ему что, совсем уже нечего делать?"
"Муссолини пришёл навестить свою любовницу Клару. Клара возмущается: - Какие же итальянцы нечестные люди! Воры и жулики! Кто-то из гостей вчера украл у нас две ложки. - Какие? - поинтересовался Дуче. - Да серебряные. На них ещё была гравировка "Ресторан Бертолуччио".
(Итальянские народные анекдоты времен Бенито Муссолини.)
Во время войны союзники располагали несколькими великолепными информационно-разведовательными каналами - в первую очередь, Ультра (Ultra - а англ. произношении - "Алтра") и Ватикан. "Ультра" – условное наименование, принятое английской разведкой для перехваченных и расшифрованных особо важных сообщений противника. Термин возник как часть обозначения Ultra secret, так как эти сведения считались более важными, чем информация, имевшая высший гриф секретности по британской классификации (Most secret). Дешифровка была основана на взломе кодов шифровальных устройств стран Оси. Занималась этим делом в основном Британская школа кодов и шифров, располагавшаяся в Блетчли-парке (British Code and Cypher School). База данных непрерывно пополнялась и к 1943 году союзники читали более 200 кодов и спецшифров стран противника.
С Ватиканом, в отличие от Ультра, никакой секретности в отношениях не было и быть не могло - у союзников там всю войну на благо разведки трудились официальные посланники США и Великобритании при Святом престоле. Советскому человеку посреди войны невозможно было представить, что на территории фашистского Рима, где располагался Ватикан, совершенно официально общались, выпивали-закусывали и навещали друг друга немцы, американцы, британцы, итальянцы, французы, австралийцы, японцы и прочие. Среди них не было только представителей стран социализма - СССР и Монголии, объявивших религию опиумом и охмурением народных масс.
Однако Европа жила/живёт по своим порядкам и негласным законам, формировавшимися веками, и благополучно существовала/существует, обмениваясь информацией друг с другом. Совершенно недоступным для товарища Сталина был и информационный канал, действовавший по европейской монархической линии.
Когда в конце лета 1942 года, Бенито Муссолини неожиданно заболел (см. "СОЮЗНИКИ. ПАДЕНИЕ ИТАЛИИ-1") и врачи долго не могли поставить ему диагноз, то следить за развитием его недуга союзники отрядили принцессу Марию Жозе, жену Умберто, сына и наследника итальянского короля. Мария Жозе была дочерью бывшего короля Бельгии и сестрой нынешнего бельгийского короля. Принцесса была решительно настроена помочь избавить Италию от Муссолини и его фашистов, и вытащить страну из войны. Бельгийский король Леопольд III после капитуляции Бельгии (май 1940 года) находился в положении заложника немцев. Мария слыла дамой интеллектуальной и интересовалась политикой, что не одобрялось в католической Италии. Там было принято, что женщина должна была рожать побольше и пораньше, и хранить домашний очаг от посягательств. Принцесса-бельгийка, воспитанная в несколько иных традициях, контроль за очагом сменила на обширную сеть контактов среди интеллектуалов, дипломатов и военных, не симпатизировавших Муссолини и его альянсу с Гитлером.
Среди итальянской оппозиции Мария Жозе стремительно обрела популярность, когда она отправилась в 1940 году в Германию, попросить фюрера помягче обращаться с оккупированными бельгийцами. Фюрер трогательно взял ее за руку и галантно произнес:"Вам известно, что вы - идеальный образец арийской принцессы? У вас глаза цвета немецкого неба". Принцесса на галантность не повелась и дала фюреру легендарный ответ:
"Жаль, но подобным комплиментом о вашей внешности, я ответить не могу."
С тех пор Гитлер будущую королеву Италии возненавидел люто. "Она всей душой ненавидит всех немцев", – писал граф Чиано (министр иностранных дел Италии и зять Муссолини) в своём дневнике. Вернувшись в Италию, принцесса возобновила свою оппозиционную деятельность с удвоенной энергией. К лету 1942 года она стала неким центром, к которому стекались недовольные войной и Муссолини. Полученной из самых осведомлённых источников информацией, Мария Жозе делилась с посланниками США и Великобритании в Ватикане. Причем конспирироваться для встреч в стиле славных советских фильмов про разведчиков (Пароль: "Здесь продаётся славянский шкаф?" Ответ:"Шкаф продан. Могу предложить никелированную кровать. С тумбочкой.") им было совершенно не нужно. Для этого существовали многочисленные рауты, обеды, приемы в честь...и прочее.
Когда же Муссолини занедужил и пресса с утра до ночи затрубила о том, что он подорвал здоровье в заботах о народе ("Его неустанный труд на благо нации способствовал развитию инфекционной дизентерии.") оппозиция оживилась и стала для начала раздувать скандал, связанный с личной жизнью Дуче.
(От автора - Это было время, когда о болезнях и смерти вождей и высокопоставленных особ широкую общественность оповещали. Например, о состоянии здоровья товарища Ленина газеты сообщали ежедневно:"Сегодня Ильич не температурил...Вчера товарищ Ленин встретился в Горках с крестьянами, рассказал, что чувствует себя хорошо и скоро приступит к работе...Врачи сообщили о болях в мочевом пузыре Владимира Ильича..." Однако, спустя несколько десятилетий, эта практика была признана глубоко порочной. О скорбных событиях стали сообщать строго по согласованию с властями.
Наиболее ярким примером служит уход из жизни "верного друга советского народа и революционера товарища Ясира Арафата. Его жизнь является ярким примером для подражания молодёжи...Непримиримый борец с капитализмом и израильской военщиной..." И так далее. Когда борец с военщиной отправился в рай на свидание с 72 девственницами, разразился скандал - сначала палестинские товарищи не могли договориться о диагнозе героя - перечислялись: смерть от отравления полонием, ВИЧ, Моссад отравил спецядом, инфаркт, грипп, вызванный любовью к поцелуям с охраной и визитирующими, придушила жена, застрелила дочь, цирроз печени и далее по списку. Однако охрана товарища Арафата допустила ошибку - пуская слёзы, они сообщили, что борец с военщиной скончался в вертолёте, доставлявшем его в Парижский госпиталь. Добросердечные охранники не сообразили, что бессребренник, безвозмездно боровшийся за мир и социальную справедливость, каким-то чудом нажил состояние превышавшим 10 млрд долларов (по самым скромным оценкам). Теперь нажитое в борьбе надо было поделить строго по справедливости. А это длительная и нервная процедура. У борца осталась неутешная вдова, дочь и тысячи идейных наследников, которые на материальное наследство претендовали. Яростные споры продолжались месяц. Всё это время навещавшие больного отмечали, что рукопожатие у него крепкое, мозг работает остро, уровень тромбоцитов великолепный и настроение у него превосходное. А потом, спустя месяц, когда делёж закончили, сообщили, что непримиримый скончался скоропостижно, хотя "взгляд в последний час жизни не смог сфокусировать на присутствующих."
Позже, как утверждают злые языки, эффект крепкого рукопожатия "в стабильном состоянии через защитную стеклянную перегородку" был отмечен у легендарного оппозиционера Владимира Вольфовича Жириновского. Первое сообщение о его кончине пришло 25 марта 2022 года, но официально власти его не признали. Признание последовало лишь 6 апреля 2022 года в 13:05 час. Всё это резервное время ушло на делёж движимого, недвижимого и прочего наследства. Российская Википедия, склонная подобные цифры преуменьшать в разы, сообщила скорбящим россиянам, что оппозиционная деятельность принесла покойному "79 140 723,87 руб по самым скромным подсчетам".)
Одним их характерных признаков тоталитаризма является семейственность в контексте коррупции. Семейственность, как учит нас наука, - это "предоставление не предусмотренных законом преимуществ, в том числе родственных связей, для поступления на государственную службу или на иную работу с целью извлечения выгоды." Таковых "извлекающих выгоду" в фашистской Италии, как впрочем при других тоталитарных режимах, было хоть пруд пруди. Однако всё общественное внимание итальянцев было сосредоточено на семействе Петаччи.
История взаимоотношений Дуче с семьёй Петаччи началась весьма неожиданным образом. 7 апреля 1926 года Вайолет Гибсон, дочь лорда Эшборна, лорда-канцлера Ирландии, стреляла в Муссолини, когда тот шёл сквозь толпу на площади Кампидольо в Риме после заседания Международного конгресса хирургов. На конгрессе он выступил с речью о чудесах современной медицины и лично показывал хирургам, как идеологически правильно надо оперировать пациентов. Дочь лорда была вооружена пистолетом и (дальновидно) камнем, чтобы в случае чего разбить окно машины Муссолини, ежели он будет передвигаться при помощи механической тяги. Пуля задела кончик носа Дуче, не причинив ему фатального ущерба. Второго выстрела не последовало - старый и ржавый пистолет дал осечку. Мисс Гибсон скрутили, допросили, изумились её рассказу, признали невменяемой и отправили на родину.
В ходе допросов на родной земле выяснилось, что мисс Гибсон не только не преследовала политических целей, но и довольно смутно представляла кем был и чем занимался объект покушения. Всё, с её слов, было значительно серьёзнее - покусительнице во снах явился Спаситель в сопровождении двух ангелов, которых он держал за руки. Сам Спаситель помалкивал, говорили ангелы - они в достаточно жёсткой форме потребовали, чтобы девушка отправилась в Рим и подстрелила Дуче. Мотивов и причин ангелы не разъяснили. После депортации в Великобританию дочь лорда переодели в особо скроенную рубашку, изобретённую специально для таких случаев, и посадили в психушку Сент-Эндрюс, так как, по её показаниям, ангелы заказали ещё кое-кого, но уже в Британии. Вайолет несколько раз порывалась сбежать для выполнения задания, но когда ей коварно сообщили, что объект покушения умер естественной смертью, она смирилась и скончалась в абсолютном неадеквате в 1956 году - ровно через тридцать лет после исторического попадания в нос Дуче.
Картину этого злодейства наблюдали (издали) папа Петаччи с малюткой Клареттой. Папа Франческо Саверио Петаччи был человеком непростым - он занимал пост главврача спецполиклиники Святых Апостольских дворцов и являлся оголтелым фашистом. Трёх своих детей папа воспитал соответственно. Когда папа Франческо с дочерью возвращались домой на авто, сокрушаясь по поводу увиденного злодейства, их машину обогнала машина самого Дуче с перебинтованной рожей. Когда машины поравнялись, 14-летняя малютка Кларетта заголосила в порыве нахлынувшего чувства:
"Дуче! Я вас люблю и буду любить до гроба!"
(Все современники единодушно отмечают страсть Кларетты к мелодраматическим эффектам.) Дуче на страстное восклицание не ответил и умчался восвояси. Клара Петаччи, вернувшись домой, написала Дуче тёплое письмо:
"О, Дуче, почему меня не было с тобой? Я могла бы задушить эту убийцу собственными руками..!"
(От автора - Переписку с Дуче Кларетта тщательно сохраняла. Более того, дама писала свои послания в двух экземлярах, чтобы сохранить их для истории. Когда запахло поражением Италии в войне Клара передала все письма и дневники в Швейцарию. Они сохранились и были переданы в итальянский государственный архив, а после войны опубликованы. Причём даже в многонациональной РФ, когда она переживала вегетарианские времена (Петаччи Кларетта. Секретный Муссолини. Дневники и письма.1932-1938 гг. М.: Рипол классик, 2013. 528 с. ISBN 978-5-386-05064-1.)
В 1932 году история повторилась - Клара увидела Дуче в машине и бросилась на капот, заламывая руки:
"Дуче, я люблю тебя! Я пишу тебе письма со времени моего раннего девичества (lettere dall'adolescenza)!"
На такую неподдельно-истеричную страсть Дуче обратил внимание и даже поручил узнать, кто эта столь страстная прелестница? Было сообщено:"Дочь главврача из Ватикана. Живёт неподалёку. Религиозна и оголтелая фашистка с младых ногтей."
Через год они уже вовсю встречались, а через два Клару для солидности выдали замуж за славного офицера ВВС Риккардо Федериччи. Сеньора Риккардо тут же отправили в Токио в качестве атташе, чтобы не путался под ногами. А ещё через год для Клары и Муссолини были созданы все условия - в резиденции Дуче в Палаццо Венеция для них были выделены отдельные апартаменты, а католическая церковь великодушно дала согласие на развод Клары со своим мужем-атташе. С этого времени члены семьи Петаччи, а особенно её брат Марчелло, стали на постоянной основе извлекать финансовую выгоду из торговли, продажи влияния и прочих коррупционных схем.
Италия, в отличие от многонациональной РФ, полезных ископаемых почти не имеет - какие-то жалкие следы бокситов, чуть-чуть свинца, марганца и прочего по мелочам. Все эти источники давным-давно расхватали старые фашисты - борцы за социальную справедливость и народное счастье. Марчелло, при прямой поддержке Муссолини, отдавил у одного такого старого борца часть месторождения мрамора и замахнулся на сардинское железо. Но сардинские борцы оказались людьми несговорчивыми и пару раз при помощи стрельбы из автоматов по дому Марчелло намекнули, что пора бы ему угомониться и аппетиты умерить.
Италия - страна небольшая и скоро об этом романе стало широко известно народным массам. Массы не отнеслись к слабостям Дуче и блатной семейки с пониманием и стали семейство люто ненавидеть.
Эта альковная история сыграла немаловажную роль в падении режима Муссолии. После поражений итальянцев в Африке осенью 1942 года посол США при Святом престоле Филлипс сообщал Рузвельту, что
"...роман диктатора вызывает в Риме все больше нареканий и раскачивает режим...Клару называют не иначе как "мадам Помпадур" и по Риму ползёт слух, что Муссолини якобы сделал своей любовницей не только Клару, но и ее младшую сестру. И теперь они обе им помыкают. По уверению близких к власти людей, Дуче совсем забросил государственные дела...Генералы не видят его неделями, а армия разлагается со всей очевидностью...Вызывают в итальянском обществе беспокойство и признаки формирования двух конкурирующих групп: вокруг Ракеле, жены Муссолини, женщины необразованной, но чрезвычайно упрямой и своевольной, и вокруг Клары - эту группу составляют склонные к интригам члены семьи Петаччи."
Британский посланник лорд Озборн писал Черчиллю:
"В Ватикане и во всей стране много разговоров о том, что Муссолини пора отправить в отставку...Госсекретарь монсеньор Пирелли в разговоре со мной процитировал одного из высокопоставленных чинов полиции, что "связь Дуче с этим семейством наносит больше вреда, чем нанесла бы потеря 15 батальонов..."
Осенью 1942 года Рузвельт известил Черчилля и товарища Сталина, что планирует отправить папе Римскому строго секретное письмо следующего содержания:"Сообщаю Вашему Святейшеству, что на итальянской земле скоро произойдет массированная высадка американских и британских частей. Наши солдаты явятся избавить Италию от Муссолини, фашизма и всех его печальных проявлений, и изгнать нацистских угнетателей, оскверняющих ее землю". Далее он заверял Понтифика, что союзники сделают все возможное, чтобы не допустить нанесения ущерба храмам и другим религиозным учреждениям. Но и Понтифик, в свою очередь, должен осудить фашизм и нацизм, то есть не молчать, как обычно, а пойти союзникам навстречу "в их миссии, направленной на скорейший мир." Черновик письма Рузвельт отправил в Лондон и Москву для согласования. Что думают по этому поводу маршал Сталин и премьер Черчилль? Будет ли уместно сообщать Ватикану о скорой высадке союзников в Италии?
Товарищ Сталин и Черчилль сплотились и ответили президенту, поддавшемуся слабости:"Мы сомневаемся, что это письмо поможет примирить папу с вторжением союзников. Папа и без того должен сознавать, что мы намерены с уважением отнестись к нейтральному статусу Ватикана...Что касается папы, то мы уверены, что это послание так или иначе будет непременно передано в штабы стран Оси, а это скажется на успехе вторжения...Не следует забывать, что папа, в первую очередь, итальянец."
Рузвельт прислушался и нечто подобное написал папе уже после вторжения, когда Сицилия находилась в руках союзников. (Продолжение следует)
Поддержать канал и труд автора каждый подписчик или читатель может, если переведёт любую сумму по номеру карты Сбербанка
2202200798448732
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! ВАШИ ЛАЙКИ И КОММЕНТАРИИ ПОМОГАЮТ ПРОДВИЖЕНИЮ СТАТЬИ.
- Ещё, ещё и ещё раз большущее СПАСИБО ЛЕОНИДУ МИХАЙЛОВИЧУ за оказанную помощь, человеческую душевность и поддержку в эти трудные времена!
- Огромное спасибо ЮРИЮ ЕВГЕНЬЕВИЧУ.
Дорогие друзья! Большое вам спасибо! Канал существует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО благодаря вашей финансовой поддержке.