Найти в Дзене
Алиса Селезень

5 картин, за которыми охотится весь арт-мир

Тема провенанса часто связана с интригой, детективным сюжетом и огромными деньгами. Предлагаю взглянуть на топ-5 мировых шедевров, чьи истории владения связаны с исчезновением, фальсификацией, юридическими спорами и тайными продажами. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (Густав Климт, 1907) Известна также как “Золотая Адель”. Одна из самых важных работ Климта и, пожалуй, самая знаменитая из всех. После завершения работы, портрет сразу же стал публичным достоянием. Он выставлялся в Вене, Манхайме и на Венецианской биеннале, а затем оставался в частной коллекции Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. В 1925 году скоропостижно Адель скончалась от менингита в возрасте 43 лет. В своем завещании она просила мужа передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Климта Австрийской государственной галерее после его смерти, на что Фердинанд согласился, даже сделав один дар уже в 1936 году. Однако, спустя два года, после Аншлюса, Фердинанд бежал в Швейцарию, а его имущество было экспроприировано нацистами. В его
Оглавление

Тема провенанса часто связана с интригой, детективным сюжетом и огромными деньгами. Предлагаю взглянуть на топ-5 мировых шедевров, чьи истории владения связаны с исчезновением, фальсификацией, юридическими спорами и тайными продажами.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I» (Густав Климт, 1907)

Известна также как “Золотая Адель”. Одна из самых важных работ Климта и, пожалуй, самая знаменитая из всех. После завершения работы, портрет сразу же стал публичным достоянием. Он выставлялся в Вене, Манхайме и на Венецианской биеннале, а затем оставался в частной коллекции Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. В 1925 году скоропостижно Адель скончалась от менингита в возрасте 43 лет. В своем завещании она просила мужа передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Климта Австрийской государственной галерее после его смерти, на что Фердинанд согласился, даже сделав один дар уже в 1936 году. Однако, спустя два года, после Аншлюса, Фердинанд бежал в Швейцарию, а его имущество было экспроприировано нацистами. В его же особняке поселился сам начальник Главного управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих. Перед своей смертью в 1945 году в Цюрихе, Фердинанд отменил завещание о дарении, назначив наследниками своих племянников, среди которых была Мария Альтман. Только в 2005 году наследница выиграла большой судебный процесс против Австрийской Республики. И пять картин Климта были переданы законным владельцам. Эти события легли в основу фильма «Женщина в золоте». После того, как Австрия отказалась от права выкупа, картины были привезены в Лос-Анджелес в феврале 2006 года, и уже 19 июня того же года коллекционер Рональд Лаудер приобрел «Портрет Адели Блох-Бауэр I» за рекордные $135 млн. С тех пор шедевр находится в основанной Лаудером Новой галерее в Нью-Йорке.

«Концерт» (Ян Вермеер, 1663)

Провенанс картины «Концерт» отмечен существенным пробелом: после продажи в 1696 году, она исчезла из публичного поля зрения почти на столетие, вновь появившись лишь около 1780 года. В 1892 году картину за $5 тысяч приобрела американская меценатка Изабелла Стюарт Гарднер, и с 1903 года она украшала ее бостонский музей. Однако, 18 марта 1990 года «Концерт» стал частью крупнейшего в истории нераскрытого ограбления: переодетые полицейскими воры вынесли из музея 13 шедевров. Сегодня картина оценивается примерно в 200 миллионов долларов, но до сих пор ее местонахождение остается неизвестным.

-2

«Спаситель мира» (Salvator Mundi) (Леонардо да Винчи / Мастерская, 1499-1510)

История картины «Спасителя мира» – это настоящая эпопея: трансформация из забытой копии в самый дорогой шедевр планеты. Картина долгое время считалась испорченной и переписанной репликой утраченного оригинала. Хотя большинство опрошенных экспертов признали работу подлинной, нашлись специалисты, которые оспаривают этот вывод. Так или иначе в 2011 году после реставрации она была представлена публике на выставке Леонардо да Винчи в Лондонской национальной галерее. Кульминация произошла в ноябре 2017 года, когда полотно было продано на аукционе «Кристис» принцу Саудовской Аравии Бадру бен Абдулле за 450 миллионов долларов (с учетом комиссии), установив абсолютный рекорд стоимости произведения искусства. Вскоре после продажи началась новая череда загадок: в сентябре 2018 года Лувр Абу-Даби внезапно отменил запланированную презентацию картины «без объяснения причин». А в через полгода газета The New York Times сообщила, что полотно исчезло из эмиратского филиала Лувра. Летом 2019 года в СМИ появилась информация, что картина хранится на яхте наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда. Предположительно, она останется там до завершения строительства крупного культурного центра в регионе Эль-Ула, где ее планируется экспонировать. Однако в апреле 2021 года экспертное сообщество получило новый удар: по итогам обширной научной экспертизы было заявлено, что да Винчи «только способствовал» созданию картины, поставив под сомнение ее полную авторскую подлинность.

-3

Коллекция Корнелиуса Гурлитта (12 картин)

Немецкий коллекционер Корнелиус Гурлитт стал известен миру благодаря скандальному наследству своего отца, Хильдебранда Гурлитта. Тот был директором художественной галереи и активно участвовал в торговле искусством, награбленным нацистами, работая напрямую на Адольфа Гитлера и Германа Геринга.

Корнелиус унаследовал от отца огромную коллекцию, нынче известную как «Сокровищница Гурлитта», в которой насчитывается более 1400 произведений. Двенадцать из них были позже доказаны как украденные у евреев в нацистскую эпоху. Среди них: портрет кисти Матисса, возвращенный наследникам французского арт-дилера Поля Розенберга; картина Макса Либермана «Два всадника на пляже» (1901), которую вернули наследникам промышленника Давида Фридмана и продали на аукционе в июне 2015 года; а также «Музыкальная пара» Карла Шпицвега, украденная у Анри Хинрихсена, погибшего во время Холокоста. Кроме того, в тайнике Гурлитта был обнаружен Шагал, украденный у Савелия Блюмштейна.

После того как о коллекции стало известно публике, она была конфискована прокуратурой Аугсбурга в качестве вещественного доказательства по делу об уклонении от уплаты налогов (которое так и не было возбуждено). В ответ на предполагаемое, по его мнению, неправомерное обращение со стороны немецких властей, Корнелиус Гурлитт завещал всю свою коллекцию Музею изящных искусств Берна. Исключение составили лишь те, в отношении которых было подтверждено, что они были незаконно присвоены нацистами. При этом продолжается активное выявление новых предметов, которые признаются похищенными и возвращаются наследникам первоначальных владельцев.

Министр культуры Германии Моника Грюттерс (слева) передает три произведения искусства племяннице Армана Дорвиля. Фото взято из swissinfo.ch
Министр культуры Германии Моника Грюттерс (слева) передает три произведения искусства племяннице Армана Дорвиля. Фото взято из swissinfo.ch

"Портрет Доктора Гаше" (Винсент ван Гог, 1890)

Этот портрет художник писал незадолго до своей смерти с врача, который следил за здоровьем ван Гога. И у этой картины существует копия, которая хранится в музее Орсе. Но первоначальный вариант, который вы сейчас видите, имеет интересную историю владения.

После смерти Ван Гога, «Портрет доктора Гаше» перешел по наследству его сестре, которая спустя несколько лет продала его частному коллекционеру. Картина несколько раз меняла владельцев, пока в 1911 году не была приобретена Штеделевским художественным институтом во Франкфурте-на-Майне. Судьба шедевра сделала поворот с приходом к власти национал-социалистов: полотно было снято с экспозиции и перемещено в хранилище. В 1937 году, в разгар кампании по борьбе с так называемым «дегенеративным искусством», картина была конфискована Имперским министерством пропаганды. А через год сам Герман Геринг продал картину арт-дилеру в Амстердаме. Этот дилер, в свою очередь, перепродал ее Зигфриду Крамарски, который, спасая шедевр от войны, бежал вместе с ним в США. Там портрет часто выставлялся в музее Метрополитен.

В 1990 году семья Крамарски выставила работу на аукцион, где она была продана за $82,5 млн японскому магнату Рёэю Сайто. Покупка вызвала международный скандал: Сайто заявил о намерении кремировать полотно вместе с ним после своей смерти. Хотя позже скандал был замяли (либо списав слова на эмоциональное потрясение, либо на намеренную дезинформацию для проверки подлинности), инцидент навсегда вошел в историю арт-рынка. В 1996 году, после кончины Сайто, картина снова попала на рынок, была продана международному инвестиционному фонду, а затем оперативно перешла в неизвестные частные руки, где и находится по сей день. Местонахождение шедевра до сих пор остается в тайне.

-5

Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!

Где еще вы меня можете найти:

Instagram alisa.selezen

Telegram t.me/aliceselezen_art

Группа в VK vk.com/alisa.selezen

А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen