Найти в Дзене
Московская беседка

Неравный поединок

О спектакле «Горе от ума. Открытая репетиция» Московского драматического театра «Сфера». Премьера 26 сентября 2025 Комедию «Горе от ума» не зря считают бессмертной. Не знаю, придет ли когда-нибудь время «прекрасной России будущего», когда пьеса перестанет быть актуальной, очень бы хотелось дожить. Во всяком случае, сегодня сатира и боль Грибоедова современны, а сценическая судьба его единственной пьесы завидна. Режиссер Александр Коршунов поставил спектакль-поединок. И поединок этот неравный. В первом действии Чацкий является обличителем, гневным и бескопромиссным. И вроде бы он прав, но зрительские симпатии явно на стороне Фамусова (блистательный Дмитрий Ячевский). Именно Фамусов, с его пониманием жизни, с его родительскими тревогами и едким насмешливым умом «переигрывает» Чацкого (Никита Спиридонов), который более напоминает шута, чем гневного обличителя. Фамусов - Дмитрий Ячевский. Фотография предоставлена пресс-службой театра Второе действие все расставляет по своим местам: пе

О спектакле «Горе от ума. Открытая репетиция» Московского драматического театра «Сфера». Премьера 26 сентября 2025

Комедию «Горе от ума» не зря считают бессмертной. Не знаю, придет ли когда-нибудь время «прекрасной России будущего», когда пьеса перестанет быть актуальной, очень бы хотелось дожить. Во всяком случае, сегодня сатира и боль Грибоедова современны, а сценическая судьба его единственной пьесы завидна.

Режиссер Александр Коршунов поставил спектакль-поединок. И поединок этот неравный. В первом действии Чацкий является обличителем, гневным и бескопромиссным. И вроде бы он прав, но зрительские симпатии явно на стороне Фамусова (блистательный Дмитрий Ячевский). Именно Фамусов, с его пониманием жизни, с его родительскими тревогами и едким насмешливым умом «переигрывает» Чацкого (Никита Спиридонов), который более напоминает шута, чем гневного обличителя.

Фамусов - Дмитрий Ячевский. Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фамусов - Дмитрий Ячевский. Фотография предоставлена пресс-службой театра

Второе действие все расставляет по своим местам: перед нами появляется Чацкий страдающий, Чацкий, которого травит светская чернь. В его сердце входит боль, и эта боль перевешивает наполненное злобой и пустотой светское общество.

 Чацкий - Никита Спиридонов. Фотография предоставлена пресс-службой театра
Чацкий - Никита Спиридонов. Фотография предоставлена пресс-службой театра

Сценически Чацкий замкнут на себе, и это удачно показано в постановке: он либо отворачивается, либо следит за происходящим с высокого балкона. В то время Фамусов и Ко развернуты в общество. Они не замыкаются в своих переживаниях, их не мучают рефлексии и прочие угрызения. Мир в понимании московского светского общества прост и доступен. Он таков, какой он есть, менять его бессмысленно, разрушать опасно. Гораздо проще вписаться, принять правила игры и расти в чинах и общественном уважении, чем бороться и страдать. Чацкий же обладает слишком обширным умом и горячим сердцем, чтобы принимать испорченный человеческими пороками мир.

Наталья Дмитриевна - Нелли Шмелева, Платон Михайлович - Павел Степанов. Фотография предоставлена пресс-службой театра
Наталья Дмитриевна - Нелли Шмелева, Платон Михайлович - Павел Степанов. Фотография предоставлена пресс-службой театра

Поединок Чацкий vs общество изначально неравен. Чацкий начинает и проигрывает. Он появляется в доме Фамусовых с открытым забралом, с чистым сердцем. И не его вина в том, что он не умеет быть бесчестным. Это беда общества, безжалостного и беспощадного.

 Софья - Екатерина Богданова. Фотография предоставлена пресс-службой театра
Софья - Екатерина Богданова. Фотография предоставлена пресс-службой театра

Спектакль поставлен и сыгран блестяще. Великий текст оживает на сцене, украшенный множеством психологических нюансов, юмором и узнаваемыми афоризмами, получившими на сцене новое звучание. Актеры активно работают с залом, где среди зрителей находятся персонажи Грибоедова. Сценическое пространство «Сферы» предполагает вовлечение зрителя в игру, но «Горе от ума» позволяет делать это с особым блеском.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Особенного упоминания заслуживает музыка и хореография спектакля (хореограф Петр Казьмирук). Блистательный танец со стульями, предвосхищающий драматический финал, производит эффектное впечатление. Действие украшает живая музыка (музыкальное оформление Павла Герасимова, пианист Петр Аверин), которая создает нежный фон произведению, написанному двести лет тому назад. И только музыка Глинки и некоторые устаревшие речевые обороты напоминают нам о тех годах, прошедших с тех пор, как была написана пьеса. Суть же ее, конфликт честного и лживого, открытого и двуличного, просвещенного и невежественного, увы, узнаваема. И в этом узнавании — вся боль нашей жизни.