На V Конгрессе молодых ученых, который прошел на прошлой неделе в Сочи, исследователи со всей страны обсудили главные тренды российской высокотехнологичной медицины.
Биофабрикация: печатаем живые сосуды
В этом году российские ученые показали кролика, которому вживили эквивалент кровеносного сосуда. Его вырастили в специально разработанном биофабрикаторе, где с помощью физических полей в питательной среде можно формировать структуры из живого клеточного материала.
Сейчас исследователи уже могут выращивать эквиваленты сосудов длиной до 10 сантиметров и работают над более сложными формами — в частности, над разветвленной сетью сосудов. В перспективе - создание тканей и органов.
«По сути, это индустриальная революция в медицине, которая изменит будущее этого направления. Мы очень рады, что государство поддерживает наши исследования – в этом году «Росатом» выступил индустриальным партнером Центра геномных исследований мирового уровня, созданного на базе ФНКЦ Физико-химической медицины им. Лопухина ФМБА России, который нацелен на решение конкретных задач: получение клеточных продуктов, которые уже в следующем десятилетии смогут выйти на рынок и использоваться в клинической практике», — отметил на сессии «Биофабрика: медицина – взгляд в будущее» руководитель группы реализации научных исследований АО «Росатом Наука» Владислав Парфенов.
Радиофармпрепараты: от разработки до массового производства
В этом году российские ученые получили патент на новую технологию производства радиофармпрепарата на основе актиния-225, востребованного в лечении онкологических заболеваний. Также был зарегистрирован новый отечественный препарат «Ракурс (223га)» на основе радия-223 для радионуклидной терапии кастрационно-резистентного рака предстательной железы с метастатическим поражением костей.
Тем временем в Обнинске идет строительство завода по производству радиофармпрепаратов. С запуском нового производства пациенты от Калининграда до Владивостока смогут своевременно и в полном объеме получать жизненно важные препараты.
Параллельно с увеличением масштабов производства и расширением географии поставок идет работа над формированием новых подходов в области ядерной медицины. Сегодня процесс разработки радиофармпрепарата занимает 5-7 лет. Тесная работа ученых разных специальностей — врачей, химиков и медицинских физиков, — поможет ускорить этот процесс.
«На каждом этапе, конечно, есть свои специалисты, но любой специалист должен понимать, что происходит на раннем этапе, а что на позднем, надо знать, что же мы делаем, и на какой орган мы хотим воздействовать», — отметила заведующая кафедрой промышленной фармации НИЯУ МИФИ профессор Алла Савченко.
Кадры для ядерной медицины: кого и как готовить?
Сегодня ядерная медицина — одна из самых широких и междисциплинарных отраслей, отметил начальник Центра ядерной медицины ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии ФМБА России» Петр Сычев на сессии «Учить, чтобы лечить: какие кадры нужны для ядерной медицины?».
Область ядерной медицины сегодня активно развивается и расширяет свою географию, поэтому растет спрос на специалистов, которые умеют работать с такими препаратами. Современный врач-радиолог должен регулярно обновлять свои знания о технологиях создания препаратов, их фармакологии, особенностях использования в диагностике и терапии.
Чем больше будет подготовленных специалистов, тем больше центров ядерной медицины откроется по всей стране.
«Мы должны готовить не только врачей, но и физиков, химиков, инженеров, которые смогут работать на медицинских установках и обслуживать их. В 2023 году в Курчатовском институте был создан научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины, в том числе для опережающей подготовки кадров под те установки, которые только создаются в нашей стране», — рассказала заместитель директора НМИЦ «Курчатовский институт» по ядерной медицине Ирина Завестовская.
Главный тренд: увеличение продолжительности здоровой жизни
На протяжении последнего века развитие медицины способствовало быстрому росту средней продолжительности жизни за счет сокращения детской смертности и введения прививок. Теперь перед медиками стоит более сложная задача — продление качественной жизни.
В развитых странах ожидаемая средняя продолжительность жизни по данным за 2023 год — около 80 лет, а вот ожидаемая продолжительность здоровой жизни — чуть больше 60 лет. Чтобы сократить этот разрыв, нужно на ранних этапах диагностировать серьезные заболевания, сохранять когнитивное здоровье и предупреждать развитие нейродегенеративных заболеваний.
«Для реализации этой амбициозной задачи необходимы прорывные технологии. Это мультидисциплинарные направления, требующие тесного взаимодействия с различными областями науки и техники, в том числе развития технологий ИИ, микроэлектроники, инженерии и механики, создания новых материалов с заданными свойствами. Медицине будущего также потребуются специалисты нового поколения, а их подготовка должна стать приоритетом для акторов инновационных процессов в сфере здравоохранения», – рассказала руководитель направления научно-технического сотрудничества – директор по перспективным направлениям «Росатома» Екатерина Чабан.
Читайте подробнее в пресс-релизе Научного дивизиона «Росатома».
Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями российской науки!
Присоединяйтесь к команде научного блока «Росатома», актуальные вакансии – на карьерном портале.