Эдгар Дега (годы жизни 1834-1917) был одним из основоположников художественного стиля импрессионизм, однако сам он жутко не любил этот термин и предпочитал называть самого себя как творца либо «реалистом», либо «независимым художником». Балерины всегда были одной из его главных тем в искусстве.
Однажды Дега сказал парижскому арт-дилеру Амбруазу Воллару (годы жизни 1866-1939) следующие слова:
«Меня называют художником, изображающим на своих холстах танцовщиц. Но им никогда даже и в голову не приходило, что мой главный интерес в танцовщицах заключается в передаче движения и изображении красивых нарядов».
Вот восемь самых красивых балерин кисти французского художника Эдгара Дега, благодаря которым он так прославился.
1 место. «Танцевальный Класс»
- Дата создания: примерно 1870 год
- Размеры: 19,7 х 27 сантиметров
- Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Это самая первая из сцен с балеринами в творческой карьере Дега. Танцовщица в центре – Жозефина Гожелен, позже ставшая актрисой театра под названием «Гимназия», хорошо известного своими комедиями и популярными драмами. Гожелен позировала в танцевальном костюме для ряда рисунков в ту пору, когда художник работал над своими первыми балетными картинами. Почему именно балетные сюжеты? Среди прочих причин было и то, что их попросту было легче продать, а Дега в те времена сильно нуждался в деньгах.
2 место. «Музыканты Оркестра»
- Дата создания: 1872 год
- Размеры: 63,6 х 49 сантиметров
- Место нахождения: Штеделевский Художественный Институт и Городская Галерея (Франкфурт-на-Майне, Германия)
Дега написал картину «Музыканты Оркестра» в 1872 году и несколько лет спустя переработал её, увеличив и превратив горизонтальный формат холста в вертикальный. Он также закрасил некоторые части первоначальной композиции.
3 место. «Фойе Оперы на Улице Ле-Пелетье»
- Дата создания: 1872 год
- Размеры: 33 х 46 сантиметров
- Место нахождения: Музей Орсе (Париж, Франция)
В произведении «Фойе Оперы на Улице Ле-Пелетье» можно увидеть десять балерин, находящихся в большом зале оперы. Луи-Александр Мерант (годы жизни 1828-1887) – преподаватель оперного театра, одетый в белое, отдаёт приказы, которым танцоры обязаны подчиняться. Опера на улице Ле-Пелетье – это старый оперный театр, полностью сгоревший в 1873 году. Стоит отметить, что Дега никогда не нравилось новое здание, построенное Шарлем Гарнье (годы жизни 1825-1898) и открытое в 1875. В этом великолепном «чудовище», которое на тот момент являлось крупнейшим оперным театром в мире, работало 7 000 человек, включая кордебалет, состоящий из двух сотен сотрудников.
4 место. «Балетная Репетиция на Сцене»
- Дата создания: 1874 год
- Размеры: 65 х 81 сантиметр
- Место нахождения: Музей Орсе (Париж, Франция)
Стиль этой картины напоминает нам работу, выполненную в технике гризайль. Примечательно, что бесцветная светотеневая техника – это жирный намёк на новый визуальный приём – фотографию. Здесь Дега выбрал ракурс немного сверху, сбоку, с фокусом на сцену, окаймлённую рампой. Данную картину сразу же заметили на самой первой выставке художников-импрессионистов в 1874 году. Например, художник Джузеппе Де Ниттис (годы жизни 1846-1884) написал своему другу так:
«Я помню рисунок, который, должно быть, изображал собой репетицию последующего танца. Я могу сказать, что он был необыкновенно красив: муслиновые костюмы были такими прозрачными, а движения настолько реалистичными, что для того, чтобы поверить, это нужно увидеть самому. Сие просто невозможно описать словами».
5 место. «Звезда (Танцовщица на Сцене)»
- Дата создания: 1878 год
- Размеры: 58 х 42 сантиметра
- Место нахождения: Музей Орсе (Париж, Франция)
На этой картине показана звезда спектакля, танцующая соло на пустой сцене. Слева мы видим тень, прячущуюся за занавеской. Это покровитель молодой танцовщицы. Попасть за кулисы в ту пору было не так-то просто. Это была привилегия, за которую платили богатые мужчины, державшие при себе абонементы, они часто флиртовали с танцовщицами и осаждали их гримёрные. В письме к другу от 1882 года Дега писал:
«Мой дорогой Гехт, можете ли вы уговорить Оперу дать мне пропуск на день экзамена по танцам, который, как мне сказали, состоится в четверг? Я пропустил так много экзаменов по танцам и не видел их вживую, что мне немного стыдно за это».
6 место. «Розовые Танцовщицы Перед Балетом»
- Дата создания: 1884 год
- Размеры: 38 х 44 сантиметра
- Место нахождения: Новая Глиптотека Карлсберга (Копенгаген, Дания)
Примерно в 1880 году Дега меняет свою палитру с серых тонов на яркие цвета – от красного до красновато-коричневого. Более того, это привело к изменению стиля и техники, где пастель стала его основным материалом. А ещё он расширил возможности пастели, отлично сочетая её с гуашью, акварелью, масляными красками в свободной смеси со скипидаром и даже монотипией.
7 место. «Голубые Танцовщицы»
- Дата создания: 1899 год
- Размеры: 65 х 65 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Музей Изобразительных Искусств имени Александра Сергеевича Пушкина (Москва, Россия)
Рисунки балерин Дега, сделанные им за кулисами, были незначительны по сравнению с тем количеством, которое он создавал в своей творческой студии, где платил балеринам за позирование небольшую сумму денег. Интересный факт, однажды к Дега в мастерскую наведалось подразделение полиции по борьбе с нравами, желая узнать, почему сюда приходят и отсюда уходят так много маленьких девочек. Однако тот факт, что балерины зачастую были ещё и проститутками – это уже совсем другая история.
8 место. «Маленькая Четырнадцатилетняя Танцовщица»
- Дата создания: примерно 1880 год
- Размеры: 97,8 х 43,8 х 36,5 сантиметров
- Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
В возрасте примерно 45 лет Эдгар Дега, всегда страдавший плохим зрением и в конечном итоге полностью ослепший, начал создавать восковые фигуры – отчасти для собственного удовольствия, а отчасти для того, чтобы иметь что-то, что можно было бы вылепить и почувствовать, а не просто представить. В результате на Шестой по счёту выставке художников-импрессионистов весной 1881 года он представил публике единственную в своей карьере скульптуру из всех тех, которую когда-либо выставлял.
«Маленькая Четырнадцатилетняя Танцовщица» была принята не так тепло, как ожидалось, когда впервые появилась перед глазами ценителей искусства. Восковая фигура почти в натуральную величину, с настоящими волосами и в полотняной пачке, вызвала бурную реакцию критиков, обвинивших танцовщицу в уродстве. Натурщица этой работы – Мари ван Гутхем (годы жизни 1865-1922) – родная дочь бельгийского портного и прачки. Всех этих танцовщиц когда-то буквально называли «оперными крысами», вполне вероятно, из-за их быстрого, но при этом аккуратного перемещения по оперной сцене. Но уничижительная ассоциация прозвища с грязью и нищетой также была и намеренной. Молодые, красивые и очень бедные ученицы балетного училища также были потенциальными мишенями для богатых мужчин, которые за фривольные действия с ними могли обеспечить девушкам некую протекцию, что в те времена было сплошь и рядом. Так, по сути, звёздами балета и становились.