Найти в Дзене
ЧС ИНФО

Роберт Льюис Стивенсон – вождь самоанцев. Книжный обзор

Поселившись в 1890 году в своей тропической усадьбе Ваилиму («пять вод» по–самоански) в предместье самоанской столицы Апии, Стивенсон и его жена Фэнни в первую очередь надеялись на улучшение здоровья Льюиса. Свободолюбивый вольнодумец – Стивенсон не мог предположить, что буквально через год после жизни на островах он с женой возглавит неформальную семью, состоящую из самоанцев, выходцев с других островов Полинезии и двух меланезийцев. «Туситала» (пишущий истории) – стало самоанским именем писателя. Внушенные изначально белыми миссионерами мысли о ненадежности местных рабочих постепенно растворились в обыденности, когда все вместе занимались строительством большого дома, закладкой плантации и разведением домашних животных. Уважение Стивенсонов к обычаям, нравам и достоинству своих работников, отношение как к друзьям и помощникам привело к тому, что местные признали их своими вождями (алии). И можно было бы считать это положением «большого брата», но на Самоа и сейчас коренное население

Поселившись в 1890 году в своей тропической усадьбе Ваилиму («пять вод» по–самоански) в предместье самоанской столицы Апии, Стивенсон и его жена Фэнни в первую очередь надеялись на улучшение здоровья Льюиса.

Свободолюбивый вольнодумец – Стивенсон не мог предположить, что буквально через год после жизни на островах он с женой возглавит неформальную семью, состоящую из самоанцев, выходцев с других островов Полинезии и двух меланезийцев. «Туситала» (пишущий истории) – стало самоанским именем писателя. Внушенные изначально белыми миссионерами мысли о ненадежности местных рабочих постепенно растворились в обыденности, когда все вместе занимались строительством большого дома, закладкой плантации и разведением домашних животных.

Уважение Стивенсонов к обычаям, нравам и достоинству своих работников, отношение как к друзьям и помощникам привело к тому, что местные признали их своими вождями (алии). И можно было бы считать это положением «большого брата», но на Самоа и сейчас коренное население ведёт традиционный образ жизни – по фаа-матаи, когда отдельными кланами или общиной управляет вождь. Главой Независимого государства Самоа является вождь, выбираемый законодательным собранием. О том, как самоанцы относились к семье Стивенсона, говорит тот факт, что дом писателя сегодня является резиденцией главы государства.

Любовь и уважение самоанцев к Стивенсону зиждились не только на его добром отношении к «туземцам», видевшим в чете Стивенсонов «тожесамо как мать и отец», но и на его отстаивании самостоятельности Самоа. Немцы, голландцы, англичане, американцы – всем хотелось отхватить жирный кусок при дележе островов и сфер влияния в Полинезии. В ход шли все подручные средства. Это были настоящие локальные войны с применением военных кораблей. К моменту, когда Стивенсоны обосновались на Самоа, коренных жителей там оставалось почти вдвое меньше, чем в начале XIX века. И Стивенсон, используя свой юридический опыт и широкую литературную известность, писал гневные публицистические статьи, выступал в защиту независимости самоанцев. «Три державы должны уйти, оставить самоанцев в покое и позволить им управлять островами по собственному усмотрению… Это может отразиться на торговле, и, конечно, на нынешнем положении всех иностранцев… Но, в конце концов, нужно заботиться не о докторе, а о пациенте».

Всего четыре года провел писатель на Самоа. Целительный климат острова отсрочил неизбежное. Но разочарование от «разрушительного хозяйствования белых», нездоровой зависти и мелочности местных царьков мешали сосредоточиться на литературной работе, отнимали силы и настроение. В результате два больших романа, находящиеся в работе у Стивенсона до самых последних дней – «Сент-Ив» и «Уир Гермистон» остались неоконченными. «Сент-Ив» уже после смерти писателя был доработан по его наметкам, но второй так и не увидел света.

3 декабря 1994 года физически здоровый и оптимистично настроенный писатель скончался от кровоизлияния в мозг. Семья Туситалы осиротела, скорбящие самоанцы похоронили своего вождя на вершине горы Ваэа по завещанию писателя.

Написавший лучший из своих романов (хотя сам писатель считал таковым неоконченный «Уир Гермитон») «Остров сокровищ» задолго до жизни на Самоа, Льюис Стивенсон обрел свой собственный остров, где память о нем до сих пор берегут как драгоценность.

Между 13 ноября 1850 и 3 декабря 1894 прошло 44 года жизни писателя, оставившего нескольким поколениям истории, до сих пор волнующие умы читателей всех поколений во всем мире.

Наталья Трегуб,
заведующая библиотекой Новосибирского Дома ученых