Найти в Дзене
Авторская гостиная

Похоронка ( часть 4)

Начало Однажды, поздней осенью, когда все полевые и огородные работы были завершены, Лида решила устроить большую стирку. Она нагрела воды, поставила посреди комнаты оцинкованное корыто, спрятала волосы под косынку и в это время в дом вбежала запыхавшаяся Маришка, которую она отправила немного погулять. - Мам, там у калитки какой то дядька незнакомый стоит,- быстро проговорила она,- У него одной ноги нет и он на две палки опирается. Он у меня что то спросил, но я его так испугалась, что убежала. - Сейчас посмотрю, кто тебя так испугал,- Лида поправила на голове косынку, накинула на плечи ватную фуфайку и вышла на крыльцо. Около калитки, действительно, стоял высокий мужчина в шинели, не решаясь войти во двор. - Вы кого то ищете?- участливо спросила Лида, подходя к калитке. - Не узнаешь меня?- услышала она знакомый голос. - Егор?- ахнула Лида,- Живой? - Как видишь,- усмехнулся тот,- Только инвалид теперь безногий. В дом то пустишь? - Егор,- Лида прижалась к его ш

Начало

Однажды, поздней осенью, когда все полевые и огородные работы были завершены, Лида решила устроить большую стирку. Она нагрела воды, поставила посреди комнаты оцинкованное корыто, спрятала волосы под косынку и в это время в дом вбежала запыхавшаяся Маришка, которую она отправила немного погулять.

- Мам, там у калитки какой то дядька незнакомый стоит,- быстро проговорила она,- У него одной ноги нет и он на две палки опирается. Он у меня что то спросил, но я его так испугалась, что убежала.

- Сейчас посмотрю, кто тебя так испугал,- Лида поправила на голове косынку, накинула на плечи ватную фуфайку и вышла на крыльцо.

Около калитки, действительно, стоял высокий мужчина в шинели, не решаясь войти во двор.

- Вы кого то ищете?- участливо спросила Лида, подходя к калитке.

- Не узнаешь меня?- услышала она знакомый голос.

- Егор?- ахнула Лида,- Живой?

- Как видишь,- усмехнулся тот,- Только инвалид теперь безногий. В дом то пустишь?

- Егор,- Лида прижалась к его шинели, которая пропахла табаком и потом,- А я тебя правда сразу не признала, похудел и бороду отпустил.

- Ага,- он обнял Лиду одной рукой,-Я и сам себя не узнаю.

- Пойдем в дом,- Лида пошире открыла калитку,- Маришка тоже не признала тебя, даже испугалась. А сейчас обрадуется.

- Мать то дома?- опираясь на костыли, Егор стал подниматься на крыльцо.

- Похоронили мы ее,- Лида опустила голову,- Как получила похоронку на Павла, так и не смогла отойти от горя.

- Вон оно что,- в глазах Егора появились слезы,- И Павлухи значит тоже нет в живых? Эх, война, война, никого не щадит.

Они вошли в комнату и навстречу Егору сразу кинулся Миша:

- Папа! Папа!- громко закричал он и обнял Егора за уцелевшую ногу.

- Сынок,- Лида подхватила Мишу на руки,- Это твой дядя, дядя Егор, а не папа.

- Папа,- упрямо твердил мальчик, протягивая руки к Егору.

Тот присел на табуретку, отставив костыли в сторону и взял племянника на руки:

- Как же ты вырос,- Егор разглядывал мальчика, гладя его по волосам,- Когда я уходил на фронт ты еще совсем маленький был, а сейчас вон как вымахал. Погоди,- он потянулся за солдатским вещмешком,- Я тебе гостинец дам,- Егор вытащил кусок сахара и протянул его ребенку,- Маришка, подойди, я и тебя угощу.

Мариша несмело подошла к дяде Егору, взяла сахар и снова отошла в сторону. Лида суетилась, накрывая на стол, о стирке она уже даже не вспоминала.

- Почему от тебя так долго не было никаких известий?- поинтересовалась Лида, когда они с Егором сидели за столом.

- В госпитале валялся,-неохотно ответил тот,- Ранило меня сильно, врачи пытались спасти ногу, но увы...Хорошо хоть жив остался. Хотя...,- Егор махнул рукой,- Чего в этом хорошего, нет ни семьи, ни матери с братом. Кому я теперь такой нужен? Я ведь и вовсе не хотел возвращаться домой после выписки из госпиталя, не хотел стать обузой. Но санитарка, баба Нина, узнав об этом, так меня отругала, что мне стыдно стало. «Даже если бы у моего сыночка, который погиб, и вовсе не было ни рук , ни ног, все равно я бы его любила и на руках носила, как раньше, когда он был маленьким. А ты, здоровый мужик. Подумаешь, нет одной ноги, руки и голова то у тебя на месте.» А еще я вспомнил твои слова на проводах: «возвращайся, мы тебя будем ждать», они мне так засели в душу...,- Егор закрыл ладонью лицо, чтобы Лида не увидела его слез.

- Вот и хорошо, что вернулся,- Лида попыталась его успокоить,- В колхозе знаешь как мужских рук не хватает.

- Да какой из меня работник,- нахмурился Егор,- Дом то мой цел или растащили на дрова?

- Цел,- уверенно кивнула головой Лида,- Только в нем прибраться надо, да протопить хорошенько. А еще крыша совсем прохудилась, мы с крыши солому брали, чтобы коров на ферме кормить. Поживи пока у нас, зима скоро, а весной дом твой отремонтируем общими силами.

Егор ничего не успел ответить, потому что изба стала наполняться деревенскими бабами, которые сразу стали его расспрашивать: «А моего то Николая не встречал?», «Может Петра где видел, а то давно письма от него нет?»

Лида снова накрывала на стол, потому что женщины принесли с собой нехитрые угощения, кто отварную картошку, кто соленые огурцы, а бабка Нюра, у которой на войне погибло трое сыновей, выставила на стол бутыль самогона, припрятанную «для лучших времен». Выпили, помянув погибших мужей, сыновей и братьев, закусили, снова выпили за великую Победу и затянули грустную песню:

« Скакал казак через долину,

Через маньчжурские поля,

Скакал он садиком зеленым,

Кольцо блестело на руке...»

- Эх, жалко Прасковья не дожила и не встретила своего сыночка,- тяжело вздохнула тетка Зоя,- Вот ведь, что война проклятая натворила.

Посидев еще немного, женщины засобирались домой. Лида легла спать на печке, вместе с детьми, а Егору постелила на кровати. Но он улегся только под утро, все сидел на крыльце, курил и о чем то думал.

Утром он отправился в правление колхоза, о чем то долго разговаривал с председателем, таким же фронтовиком, как и он, вернувшимся с передовой без одной руки, а на следующий день уже вышел на работу, стал ремонтировать сеялки, бороны и прочую технику, пришедшую в негодность из за отсутствия специалистов.

Уходил он на работу рано утром, возвращался поздно вечером, как мог, помогал Лиде по хозяйству, а главное- очень любил племянников. Учил их азбуке, рассказывал сказки, вот только о войне никогда не упоминал, не хотел бередить душу.

Как только начал сходить снег, Егор начал заниматься восстановлением своего дома. И стар и млад помогали ему в этом, а Лида ходила грустная, понимая, что Егор скоро переедет от них и заживет своей жизнью, а она так привыкла к нему, да и Мишутка продолжал называть Егора папой и никак иначе.

- Лида, - как то раз спросила ее тетка Зоя,- Ты чего теряешься? Ведь уведет другая баба Егора, как есть уведет. Ты вдовая, он вдовый, почему бы вам не пожениться. Он и детей твоих воспитает, как родных. Я же вижу, как загораются твои глаза, когда ты смотришь на Егора. Иль я не права.

- Да будет вам,- махнула рукой Лида и густо покраснела,- Выдумаете тоже.

- Ох, девка, смотри,- вздохнула тетка Зоя,- Упустишь мужика, потом сама же себе локти будешь кусать. Вон Зинка Маряськина вокруг него вертится, да и Верка Крылова все косится в его сторону.

- Что же мне самой на Егора вешаться?- усмехнулась Лида,- Он меня за сестру считает, а я стану ему в жены навязываться.

- Посмотрим,- загадочно улыбнулась тетка Зоя и тем же днем подкараулила Егора возле своего дома.

- Зайди ка, милок, на минутку ко мне,- она махнула Егору рукой,- Печка у меня что то дымит стала, боюсь угореть.

- Сейчас посмотрю,- опираясь на костыли, Егор поднялся на крыльцо.

Он растопил печь, проверил дымоход.

- Странно,- пожал плечами Егор,- Никакого дыма нет и вытяжка у трубы хорошая.

- Значит мне показалось,- беспечно ответила тетка Зоя,- Стара уж совсем стала, вот и чудится, что ни попадя. Садись ка за стол, я тебя чаем угощу.

Отказываться Егор не стал и уселся на табурет, отставив костыли в сторону.

- Говорят, что ты скоро в свой дом переселяться думаешь,- тетка Зоя налила Егору чай из самовара,- Один жить думаешь или подженишься с кем нибудь?

- Один,- Егор отхлебнул из чашки,- Кому я такой нужен,- он указал на костыли.

- Мужик, он всегда мужик, хоть и вовсе без ног,- уверенно ответила тетка Зоя,- А сейчас и вовсе на вес золота, любая за тебя пойдет. Только зачем тебе любая, когда рядом есть Лида, да и племянники для тебя как родные дети.

- Лида?- Егор удивленно посмотрел на тетку Зою,- Так она жена моего брата, я ее за сестру считаю.

- Она такая же вдовая, как и ты,- тетка Зоя сердито посмотрела на Егора,- Ни у нее, ни у тебя больше нет родных на всем белом свете. Мишутка тебя за отца принимает, а Маришку ты любишь, как родную дочь. Зачем же их чужому дядьке отдавать? Лида девка видная, вот вернутся мужики с фронта, вмиг ее кто нибудь сосватает, будешь потом локти кусать, да поздно будет.

- Но не могу же я сам ей в мужья набиваться?- растерялся Егор,- Что она обо мне подумает.

- Она тебе хоть глянется?- тетка Зоя вопросительно посмотрела на Егора.

- Глянется, еще как глянется,- тот опустил голову,- Лучшей жены мне и не сыскать.

- Эх, молодежь, молодежь,- с облегчением вздохнула тетка Зоя,- Счастье у вас прямо перед носом, а вы все бегаете от него, слова заветного боитесь друг другу сказать. Что бы вы без меня делали? На свадьбу то хоть позовете?

Продолжение завтра...