Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Пилоты объяснили, почему не надо аплодировать сразу после посадки

Оглавление

Аплодисменты после посадки самолета звучат почти на каждом рейсе, независимо от того, летит ли борт по внутреннему или международному направлению. Одни пассажиры хлопают громко и эмоционально, другие делают это скорее из вежливости, но сама привычка настолько укоренилась, что стала частью массовой культуры полетов. При этом среди авиаперсонала отношение к подобной традиции далеко не однозначное.

Одни пилоты воспринимают хлопки с улыбкой, считая их жестом благодарности, другие относятся к ним настороженно, видя в них скорее переживание, чем радость от завершенного маршрута. Мол, неужели пассажиры не верили, что все пройдет хорошо.

«Подождите хлопать!»

Пилот гражданской авиации Дмитрий, ведущий блог «Пилот самолета», как-то писал, что привычка хлопать сразу после касания полосы в корне неверна. В своих материалах он регулярно делится наблюдениями из кабины и пытается объяснять пассажирам, что происходит на борту в те моменты, когда они уже расслабились.

Его позиция проста: аплодисменты после посадки нельзя считать правильным завершением полета. И он приводит конкретные доводы, основанные на практике и правилах безопасности. Его объяснение показывает разницу между восприятием пассажиров и профессиональным взглядом экипажа.

«Большинство пассажиров не знают, что посадка самолета заканчивается не тогда когда шасси касается взлетно посадочной полосы, а только тогда когда объявляет это командир», – пишет он.

-2

Дмитрий подчеркивает, что касание ВПП – это всего лишь начало завершающего этапа. В этот момент пилоты продолжают активно работать: удерживают воздушное судно на курсе, контролируют торможение, следят за скоростью, рулением и состоянием полосы.

В качестве примера он приводит трагедию в Иркутске 2006 года, когда самолет после посадки не смог затормозить и врезался в металлические конструкции. Тогда многие пассажиры хлопали сразу после касания, не подозревая, что опасность вовсе не миновала, и конечная фаза посадки еще продолжается.

Этот случай, по словам пилота, особенно ясно показывает, как рано человек считает полет завершенным и как сильно это отличается от реальных требований безопасности.

Он напоминает о недавнем инциденте в Турции, когда самолет, прилетевший в Стамбул, был поврежден другим лайнером уже после посадки. Пассажиры в этот момент ждали высадки и частично начали вставать, хотя самолет еще не находился на стоянке. Машина продолжала движение и была уязвима для внешних факторов. Поразительно, как быстро люди готовы расслабиться и отвлечься, даже когда вокруг все еще есть риски.

«Подождите когда объявят, что посадка завершена. Тогда и аплодируйте, но должен вас разочаровать. Мы вас не услышим, потому что двери бронированные и практически ничего не слышно между салоном и кабиной пилотов», – пишет Дмитрий.

-3

По его словам, те, кто действительно хочет выразить благодарность экипажу, могут сделать это самым простым и одновременно самым важным способом. Остаться пристегнутыми до полной остановки самолета и строго следовать всем инструкциям. Именно такое поведение экипаж воспринимает как настоящую благодарность. Дмитрий подчеркивает, что безопасность пассажиров для пилотов всегда стоит на первом месте, и соблюдение правил в критические секунды посадки ценится куда выше любых аплодисментов.

«Для нас ваша безопасность – это лучшая благодарность», – заключил он.

«Приятно, наверное»

Похожего мнения придерживается и бывший пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов, известный в сети под псевдонимом «Летчик Леха».

Он также писал, что хлопки в кабине никто из пилотов не слышит, и это лишь иллюзия пассажиров, будто они выражают экипажу признательность каким то осязаемым образом.

Однажды, отвечая на вопрос читателя в своем ЖЖ, он сформулировал свое отношение так: «Нет, не слышно их в кабине, но иногда девочки заходят и говорят, что хлопают. Приятно, наверное».

-4

Эта короткая реплика отражает общее настроение среди многих пилотов: аплодисменты воспринимаются скорее как жест в сторону бортпроводников, которые действительно находятся рядом с пассажирами и могут передать эмоции экипажу.

Сигнал от аэрофобов

Специалист по работе со страхом полетов Алексей Герваш рассматривает феномен аплодисментов с психологической точки зрения и приходит к иному объяснению. По его словам, большинство хлопков вовсе не про благодарность и не про хорошую посадку.

Они отражают сильное внутреннее напряжение, которое испытывают люди, боящиеся летать. Герваш много лет работает с аэрофобами и прекрасно понимает механизмы реакций, возникающих у тех, кто переживает даже обычные полетные ситуации болезненно.

«На самом деле, хлопают в ладоши те, для кого исход полета в виде посадки был неоднозначно определен. То есть хлопки – это от страха, психологическое облегчение. Это фух, пронесло, но ничего больше. И эта традиция – хлопать в ладоши – она не только для России характерна. Она свойственна 30% людей, которые страдают аэрофобией, и у которых было все под большим вопросом: долетим или нет. Когда приземляемся, то у них состояние, как будто с души камень свалился», – говорил он в интервью Anews.

-5

По словам Герваша, аплодисменты можно сравнить с нервным смехом или облегчением после сильного стресса. Они происходят автоматически, без глубокого осознания, а порой и без связи с реальными действиями экипажа.

Таким образом, хлопки чаще говорят не о мастерстве пилотов, а о психологическом состоянии пассажиров, которые воспринимают посадку как кульминацию напряжения.

Даже если полет проходит без турбулентности, звук работающих механизмов, вибрация, удивительные углы наклона при заходе на посадку могут вызывать у чувствительных людей тревогу. И лишь когда самолет окончательно касается земли, внутреннее напряжение обрывается, превращаясь в импульсивное желание выразить облегчение.

Со временем эта реакция превратилась в массовую привычку, которую подхватывают и те, кто вовсе не боится летать. Человек слышит, что хлопают соседи, и автоматически делает то же самое. Так возникают традиции, которые мало связаны с реальной необходимостью. Возможно, именно поэтому пилоты относятся к аплодисментам спокойно, но без особого восторга: для них это не показатель профессиональной оценки, а скорее проявление человеческих эмоций.