Найти в Дзене
WarGonzo

Захватчиков не знай, край Лао!

Сегодня – 50 лет со дня провозглашения Лаосской Народно-Демократической республики    Далеко не каждый наш соотечественник вспомнит, где находится Лаос, а уж тем более, что там за режим и кто стоит у власти. Дело в том, что, в отличие от туристически раскрученных соседей Вьетнама, Тайланда и Камбоджи, эта небольшая страна не имеет выхода к морю. Издавна это был медвежий угол Индокитая - горы и непролазные джунгли. И сегодня, если во Вьетнаме на площади меньше, чем у Камчатки или Бурятии, живет свыше 100 млн. человек, то Лаос при немного меньшей площади имеет население, сравнимое с Петербургом, – 7 млн.    Тем не менее, история лаосской революции и войны против Японии, Франции и США, весьма любопытна. Строчки из национального гимна «Захватчиков не знай, край Лао» вполне ей соответствуют. Сегодня эта страна является нашим последовательным союзником, а во главе её стоит выпускник ленинградского - петербургского РГПУ им А. И Герцена (который является alma mater и для автора данной статьи).

Сегодня – 50 лет со дня провозглашения Лаосской Народно-Демократической республики 

 

Далеко не каждый наш соотечественник вспомнит, где находится Лаос, а уж тем более, что там за режим и кто стоит у власти. Дело в том, что, в отличие от туристически раскрученных соседей Вьетнама, Тайланда и Камбоджи, эта небольшая страна не имеет выхода к морю. Издавна это был медвежий угол Индокитая - горы и непролазные джунгли. И сегодня, если во Вьетнаме на площади меньше, чем у Камчатки или Бурятии, живет свыше 100 млн. человек, то Лаос при немного меньшей площади имеет население, сравнимое с Петербургом, – 7 млн. 

 

Тем не менее, история лаосской революции и войны против Японии, Франции и США, весьма любопытна. Строчки из национального гимна «Захватчиков не знай, край Лао» вполне ей соответствуют. Сегодня эта страна является нашим последовательным союзником, а во главе её стоит выпускник ленинградского - петербургского РГПУ им А. И Герцена (который является alma mater и для автора данной статьи).

 

Слоны, французы, Красный принц

 

Первое государство на территории нынешнего Лаоса сложилось в XIV веке и получило красивое наименование «страна миллиона слонов и белого зонта». Через некоторое время однако оно развалилось на три королевства, которые попали в вассальную зависимость от соседнего Сиама (Тайланда).

Орден миллиона слонов и белого зонта. Учрежден в 1909 году, Королевский Лаос.
Орден миллиона слонов и белого зонта. Учрежден в 1909 году, Королевский Лаос.

 В конце XIX столетия Индокитай стал ареной соперничества двух ведущих колониальных держав – Британии и Франции. До «медвежьего угла» правда долго не доходили руки, те делили соседние страны. В Бирме обосновались англичане, французы взяли под контроль Вьетнам и Камбоджу. Однако в 1893 году французский военный флот появился возле Бангкока и сиамцам пришлось отдать всю территорию восточнее реки Меконг. А уже в 1904 году – и практически весь Лаос. Сам Сиам при этом остался независимым.

 

Французы не особенно лезли в местные порядки и тем более не стремились вкладываться в развитие этих земель: часть провинций подчинили непосредственно генерал-губернатору, находившемуся во Вьетнаме, а часть - протекторатами, где у власти оставались местные вице-короли или упараты

 

В 1909 году в семье упарата Луапхабангского королевства родился мальчик Суфанвонг. Он был младшим из 22-х (!) детей вице-короля, да к тому же незаконнорожденным, от обычной, незнатной женщины. Тем не менее получил неплохое образование в лицее во Вьетнаме, а затем уехал во Францию, где работал докером и окончил Парижскую школу рабочих инженеров. 

 

Надо напомнить, что Париж 1920-х годов был настоящей Меккой марксизма, и многие выходцы с Востока, оказывавшиеся во французской столице, проникались этими идеями. Среди них – Нгуен Ай Куок, ставший нам известный как Хо Ши Мин, будущие лидеры Компартии Китая Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин, и многие другие. Вот и Суфанвонг «заболел» марксизмом. Вернувшись в Азию в 1939 году, он осел во Вьетнаме, где женился на вьетнамке и получил должность в департаменте общественных работ в Нячянге.

 

К концу Второй Мировой войны сложилась ситуация, при которой номинально регионом продолжали управлять французы, но при этом в нем находились японские войска, допущенные туда коллаборационистским правительством Виши. Поэтому в марте 1945 года, когда уже было очевидно скорое падение Виши и приход генерала Де Голля, японцы свергли французскую власть. Причем происходило это под лозунгом «Азия для азиатов» и подавалось как освобождение от колониализма. Этим немедленно воспользовались вьетнамские коммунисты во главе с Хо Ши Мином, создавшие армию освобождения и взявшие под контроль ряд провинций.

 

И здесь нужно отметить ключевой момент – лаосская революция теснейшим образом связана с вьетнамской, можно сказать, является её младшей сестрой. Тут играет роль и историческая, и территориальная близость, и боевое содружество. Коммунисты вообще изначально предполагали объединение всего Индокитая в одно государство. С начала 1930-х годов существовала Компартия Индокитая (на основе вьетнамцев), принятая в Коминтерн. Однако уже после победы августовской революции 1945 года во Вьетнаме Хо Ши Мин распустил её, чтобы сплотить все силы страны в борьбе за независимость. 

Красный принц Суфанвонг и Хо Ши Мин
Красный принц Суфанвонг и Хо Ши Мин

Суфанувонг активно поучаствовал во вьетнамской революции, общался с Хо Ши Мином и в октябре 1945-ого вернулся на родину. Французы однако горели желанием вернуть контроль над регионом и начали боевые действия, против которых вооруженные чем попало партизаны устоять не смогли. Принц получил тяжелые ранения и через реку Меконг эвакуировался в Тайланд в марте 1946-ого.

 

А в 1956-ом Суфанувонг возглавил Патриотический фронт Лаоса, то есть широкую коалицию, включавшую левых и национально ориентированных лаосцев, намеренных бороться как с французами, так и с проколониальной монархией. С этого времени его стали называть Красным принцем.

 

Австралийский журналист Уилфред Берчетт весной 1954-ого, во время битвы при Дьенбьенфу, описывал нашего героя так:

 

Суфанувонг небольшого роста, но крепкого телосложения. Его лицо с высокими скулами и широким лбом производит впечатление необычайной силы, ума и жизненной энергии. Как и у большинства его соотечественников, у него угольно-черные глаза. Он самовыражается с большой энергией и демонстрирует силу характера, проявляющейся в его личности, которая подчеркивается даже тогда, когда он говорит. Он владеет прямолинейным и уверенным языком технаря, который не склонен тратить времени на политесы. С таким явлением мы часто встречаемся в Азии среди прогрессивных личностей из феодальных классов.

 

Лаосский Ленин, американцы, «кассетки»

 

Вторым (а если говорить по значимости – то первым) важнейшим действующим лицом лаосской революции стал Кейсон Фомвихан. Он родился в 1920-ом году в семье зажиточных горожан и был наполовину вьетнамцем, наполовину лаосцем. Учился в Ханое, таким образом тоже был провьетнамски ориентированным. Встретившись с принцем в 1945-ом году, он составил с ним политический союз. При этом именно Фомвихан для лаосцев - несомненный реальный лидер революции, как Владимир Ленин. А Красный принц - №2, человек, скорее осуществлявший политическое прикрытие в рамках ПФЛ. Сам Суфанувонг с такой трактовкой не спорил, а наоборот всячески её подчеркивал.

Кейсон Фомвихан
Кейсон Фомвихан

В 1955-ом при активном участии Фомвихана создается Народно-революционная партия Лаоса, которая довольно сильно отличалась от подобных организаций в мировом коммунистическом движении. Журналист и историк Михаил Ильинский, много лет проработавший в Индокитае, вспоминал:

 

Я думаю, что НРПЛ - самая демократическая из всех компартий мира. Ее ЦК допускало на свои закрытые совещания не только членов партии. Например, Суфанувонга. Он не был на первых этапах членом НРПЛ. Не было в партии идеологической борьбы, ни одного «персонального дела». В связи с пьянством и аморальным поведением кое-кого слегка укоряли, но «оргвыводов» никогда не делали. Шпионаж - это дело другое. За шпионаж строго наказывали, но не расстреливали... В общем, во всем была демократия по-лаосски.

 

Франция тем временем проиграла борьбу за Лаос. Во многом благодаря вьетнамцам: именно они изгнали французов из северных районов Лаоса, а после разгрома колонизаторов при Дьенбьенфу вынудили их вообще уйти из страны. В 1953 году Париж согласился предоставить независимость Лаосу. Была провозглашена конституционная монархия во главе с королем Сисавангом Вонгом. 

 

Политическая жизнь страны была чрезвычайно запутана. Представители ПФЛ и Сафанувонг в частности то входил в рамках коалиционных соглашений в правительство, возглавляемое его братом принцем Суванной Фумой, то оказывался в тюрьме. В 1960-ом году страна пережила сразу три переворота, но тоже весьма своеобразных. Ильинский свидетельствует:

 

Особенность Лаоса в том, что почти все перевороты и путчи проходили бескровно. Солдаты даже шли в бой, стараясь не стрелять в противника: на другой стороне мог быть родной брат или другой член большой лаосской семьи.

Вьентян в 1960-ом году.
Вьентян в 1960-ом году.

Однако в «лаосскую семью» всё более активно влезали американцы, решившие ни в коем случае не дать левым прийти к власти в стране. Дело шло к новой войне, которая началась в конце 1950-х годов и получила название Гражданской войны в Лаосе, а в более широком контексте – Второй Индокитайской. Она тоже крайне запутана. Боевые действия прерывались мирными передышками и созданием коалиционных правительств, потом следовали военные перевороты и новые вспышки насилия. В страну входили то войска Демократической республики Вьетнам, то Южного Вьетнама. 

 

С одной стороны действовал ПФЛ во главе с Фомвихваном и Суфанувонгом. С другой, правые силы, ориентировавшиеся на США, во главе с принцем Бун Умом, а также генералами Фуми Носаваном и Купраситом Абхаем, которые одновременно грызлись между собой. С третьей так называемые нейтралисты во главе с принцем Суванной Фумой, которые блокировались то с одними, то с другими, и внутри себя тоже делились на правых и левых. При этом Фума всю войну занимал должность премьер-министра (иногда при этом находясь в изгнании), а ДРВ снабжала партизан Южного Вьетнама через лаосскую территорию по знаменитой тропе Хо Ши Мина. Которую, а заодно и отряды ПФЛ постоянно бомбили американцы.

Бойцы "Патриотического фронта", 1974 г.
Бойцы "Патриотического фронта", 1974 г.

Всего за годы войны США обрушили на Лаос порядка трех миллионов тонн (!) бомб, то есть по несколько сотен килограмм в расчете на душу населения. В основном это были «кассетки». До сих пор разминировать всё не удалось – территории 9 провинций считаются опасными.

 

На стороне американцев выступало крупное (порядка полумиллиона) нацменьшинство хмонгов. Многие из них служили ещё в колониальной французской армии. Хмонги обитали в горах, занимаясь, в частности, выращиванием опийного мака. Что стало прибыльным бизнесом для ЦРУ, курировавшего операции в Лаосе. Самолеты их авиакомпании «Air America» курсировали между Южным Вьетнамом и горным районами Лаоса, вывозя оттуда наркотики и поставляя оружие хмонгам. Треть их после поражения бежали в США. Жизни хмонгской диаспоры посвящён фильм «Гран Торино» знаменитого американского актёра и режиссёра Клинта Иствуда. 

Бойцы хмонгских формирований
Бойцы хмонгских формирований

Ещё одна интересная деталь – роль Управления международного развития (USAID). Казалось бы сугубо гуманитарная организация тоже спонсировала проведение операций ЦРУ в Лаосе, причем на средства, предназначенные для оказания медицинской помощи в сельских регионах страны. Уже в самом конце войны - весной 1975-ого - на деньги USAID американцы попытались спровоцировать очередной мятеж. Выяснилось, что для этих целей на острове Конг на Меконге существовала целая база ЦРУ для подготовки боевиков. После многочисленных митингов с требованием изгнания организации из страны USAID была вынуждена свернуть свою деятельность. Ну а в США – как мы знаем теперь – через полвека её прихлопнул президент Дональд Трамп.

 

СССР в свою очередь поставлял дружественному ПФЛ военную помощь. В конце 1960-ого года во Вьетнам были направлены две советских эскадрильи военно-транспортной авиации, осуществлявшие боевые вылеты на территорию Лаоса. 17 февраля 1961 года один из самолетов был сбит зенитным огнем проамериканской группировки – погибли 7 человек, 5 наших и двое сопровождавших вьетнамцев. Позднее из Союза через Северный Вьетнам пошли артиллерия с боеприпасами, топливо, продукты. А также прибыла группа советских инструкторов в количестве 113 человек. 

 

Победа, русские и снова слоны

 

В 1971 году американцы совместно с южновьетнамцами попытались провести сухопутную операцию - массированную атаку на тропу Хо Ши Мина. Однако были отброшены назад, понеся серьезные потери. Это стало переломом в войне, которая, правда, продолжилась ещё 4 года. 23 августа 1975 года войска ПФЛ вошли во Вьентян, а 2 декабря была упразднена монархия: король Саванг Ватхана отрекся от престола, было провозглашено создание Лаосской Народно-Демократической республики.

Американские солдаты у границы с Лаосом
Американские солдаты у границы с Лаосом

Суфанавонг на Конгрессе народных представителей был избран её первым президентом, а Фомвихван – в дополнении к посту генерального секретаря ЦК Народно-революционной партии – стал премьер-министром. В 1992-ом Суфанавонг покинул свой пост, его сменил Фомвихван, однако через год тот скончался. Красный принц же ушёл из жизни в 1995-ом.

 

Интересно, что традиции «лаосской семьи» применили и к поверженным врагам. Незадачливый братец Суфанавонга Суванна Фума, который в годы войны возглавлял проамериканское правительство, не был репрессирован, а до естественной смерти в 1984 году жил в своём особняке и числился советником Фомвихвана и даже периодически с ним общался. А в 1990-ом году разрешили вернуться на родину бежавшим в США хмонгам, и многие это сделали.

 

Социализм в Лаосе существует и по сей день, а НРЛП остается единственной партией. Особо доверительные отношения, помимо Вьетнама, связывает две народные демократии – Лаос и Северную Корею. Достаточно взглянуть на памятники революционерам и строителям мирной жизни во Вьентяне возле музея Фомвихвана: очевидно, что их либо делали северокорейцы, либо авторы максимально вдохновлялись соответствующими композициями у дворца Мансудэ в Пхеньяне. 

Монумент героям революции в Лаосе
Монумент героям революции в Лаосе

Монумент строителям нового Лаоса
Монумент строителям нового Лаоса

Действующий президент Тхонглун Сисулит, как уже было сказано, учился у нас: окончил филфак университета Герцена, а затем получил докторскую степень в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Поэтому прекрасно владеет русским языком. И когда встречается с Владимиром Путиным может не пользоваться услугами переводчика. 

 

В 2024 году между Россией и Лаосом был подписан договор о военно-техническом сотрудничестве, что вскоре вызвало истерику в Киеве: мол, вслед за северокорейцами приедет на фронт контингент лаосцев. Такого пока не произошло, но в целом Вьентян является нашим союзником и Москву поддерживает, в том числе это заметно по голосованиям в ООН.

 

И ещё один штрих – Сисулит во время одной из встреч с Путиным объявил о намерении подарить Петербургу двух слонов к 65-летию установления дипотношений между нашими странами. Дату отметили 7 октября, а судьба слонов так и не прояснена. Как выяснилось, петербургскому зоопарку их... негде держать. Хотя и до революции, и в советские времена слоны там были. Могли бы городские власти как-то подсуетится и решить вопрос, но, как всегда, из Смольного веет ленью и безразличием. 

 

Ну а о сегодняшнем дне Лаоса в сравнении с соседними странами WG рассказал журналист Юрий Нерсесов, несколько лет назад путешествовавший по Индокитаю:

 

Камбоджа напоминает Россию нулевых, но без нефти. Вымогательство начинается с аэропорта, полицейские придираются к якобы неправильным печатям или фото и требуют деньги за необходимые для входа исправления. В гостинице постоянные проблемы: то переселяют в другой номер, то выстиранную одежду не отдают на основании того, что вы живёте в том самом другом номере, из которого переселили. Единственное интересное место - Королевский дворец. Музей геноцида красных кхмеров радует полным отсутствием экспонатов, кроме нескольких и так всем известных фоток неизвестно чьих черепов и каких-то корявых рисунков. 

Музей Кейсона Фомвихана во Вьентяне
Музей Кейсона Фомвихана во Вьентяне

А вот Вьетнам и Лаос производят более благоприятное впечатление. Во Вьетнаме чувствуется деловая активность, все куда-то бегут или мчатся, кроме тех, кто на улицах торгует. В Лаосе наоборот никто не торопится. В остальном всё похоже, бюрократизма с туристами мало. Во Вьетнаме при въезде ничего заполнять не пришлось, в Лаосе заполнили одну бумажку, но зато нам указали службу такси при аэропорте, чтобы не тратили лишние деньги. В обеих странах очень приличный сервис и чрезвычайно интересные музеи. Говорят больше по-английски, но иногда и по-русски, демонстрируя симпатии к России. 

Андрей Дмитриев, тг-канал Русское чучхе, специально для @wargonzoya