Найти в Дзене

Знакомство с Выборгом и первые впечатления

Все фото автора Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Вот мы и добрались с Вами до Выборга – очень интересного города с богатой историей, в котором мы побывали 22 июля 2025 года, о нем я и буду рассказывать в нескольких своих последующих публикациях. Но начну я рассказ о нашем путешествии с Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, с которого в это утро мы отправились на «Ласточке» в Выборг. Фото автора Финляндский вокзал Итак, выйдя из станции метро «Площадь Ленина», один из выходов которой находится в здании вокзала, мы оказываемся перед зданием этого вокзала, а имея небольшой запас времени перед отправлением, я кое-что отснял и про это Вам расскажу. Сначала из истории самого вокзала. Первое здание железнодорожного вокзала на этом месте было построено в 1870 году для железнодорожного сообщения Санкт-Петербурга с Великим княжеством Финляндским (в составе Российской империи), в том числе и со столицей княжества – Гельсингфорсом (Хельсинки). Фото автора Автором того здания был Петр Стани
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Вот мы и добрались с Вами до Выборга – очень интересного города с богатой историей, в котором мы побывали 22 июля 2025 года, о нем я и буду рассказывать в нескольких своих последующих публикациях. Но начну я рассказ о нашем путешествии с Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, с которого в это утро мы отправились на «Ласточке» в Выборг.

Фото автора
Фото автора

Финляндский вокзал

Итак, выйдя из станции метро «Площадь Ленина», один из выходов которой находится в здании вокзала, мы оказываемся перед зданием этого вокзала, а имея небольшой запас времени перед отправлением, я кое-что отснял и про это Вам расскажу. Сначала из истории самого вокзала. Первое здание железнодорожного вокзала на этом месте было построено в 1870 году для железнодорожного сообщения Санкт-Петербурга с Великим княжеством Финляндским (в составе Российской империи), в том числе и со столицей княжества – Гельсингфорсом (Хельсинки).

Фото автора
Фото автора

Автором того здания был Петр Станиславович Купинский, но от исторического здания вокзала остался только фрагмент, который специально сохранили в память о знаменитом выступлении В.И. Ленина в апреле 1917 года как раз в том месте перед революционными рабочими, солдатами и матросами, когда он вернулся из эмиграции. В этом месте в 1926 году и был установлен памятник Ленину.

Фото автора
Фото автора

Во время блокады Ленинграда это был единственный действующий вокзал, сюда, после прорыва блокады в январе 1943 года, уже 7 февраля прибыл первый поезд с продовольствием с «Большой земли». После войны вокзал было решено перестроить. В 1960 году было открыто новое здание вокзала, а за два года до этого построили вестибюль станции метро в левой фасадной части вокзала. Общий фасад обращен к Неве, а между вокзалом и Невой обустроили большую площадь, в центре которой установили перенесенный сюда памятник Ленину.

Фото автора
Фото автора

На другом вокзале

Быстренько прогулявшись по площади Ленина, мы возвращаемся на вокзал и отправляемся с него в Выборг. Час с небольшим в «Ласточке», и мы уже выходим на площадь перед другим вокзалом – в Выборге. Напротив вокзала мой взгляд останавливается на большой латинской букве «W», установленной на гранитной полусфере, а на этой букве, в свою очередь, установлена стилизованная крепостная башенка (или корона), на которой на трех языках написано: «Выборг» – по-русски, Wiborg – по-шведски, Viipuri – по-фински.

Фото автора
Фото автора

Теперь переводим свои взоры по кругу и останавливаем их на здании вокзала. Это здание было построено на месте старого здания вокзала, разрушенного во время Великой Отечественной войны. Коллективный труд советских архитекторов, инженеров и рабочих привел к открытию нового здания вокзала в стиле так называемого «сталинского ампира» в 1953 году.

Фото автора
Фото автора

От неоклассицизма к национальному романтизму

Оглядевшись вокруг, идем по правому краю Вокзальной площади и начинаем осматривать здания, расположившиеся напротив вокзала. Слева, на углу Железнодорожной и Вокзальной улиц, расположился пятиэтажный жилой дом, срезанный угол которого оформлен четырехпилястровым портиком с треугольным фронтоном в стиле неоклассицизма. Этот дом, гармонирующий с архитектурным стилем вокзала, был построен в 1959 году на месте старого здания гостиницы, разрушенного во время войны.

Фото автора
Фото автора

Скользим взглядами от этого дома вправо и за Треугольным сквером, на углу с Ленинградским проспектом, подходящим здесь к Вокзальной площади, видим здание, построенное лет на пятьдесят раньше в стиле «северный модерн». Этот дом был построен в 1908 году для богатого мебельного фабриканта Матти Пиетинена по проекту одного из основоположников стиля «национальный романтизм в финской архитектуре» архитектора Армаса Линдгрена. Он больше работал в Гельсингфорсе (Хельсинки), а в Выборге это единственная его работа.

Фото автора
Фото автора

На уровне первого-второго этажей фасады дома украшают массивные гранитные маскароны. А раньше, с момента его постройки и до войны, угол этого здания венчала двухэтажная четырехугольная башня. Во время войны здание тоже получило повреждения, но его восстановили после войны, однако, башни оно лишилось.

Фото автора
Фото автора

Как утверждают некоторые специалисты, этот дом был принят за образец известным петербургским архитектором Александром Львовичем Лишневским при постройке дома Сагалова в Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте, 91, построенного в 1914 году. Я Вам не так давно рассказывал про это.

Большой ковш

Идем дальше вдоль Ленинградского проспекта, который во второй половине XIX века и до 1929 года сначала носил название Александровской перспективы, затем проспекта или улицы, в честь императора Александра II. Пройдя немного, сворачиваем с него вправо на набережную Большого ковша. Большой ковш – это залив, являющийся частью Выборгского залива, который, в свою очередь, является частью Финского залива Балтийского моря. Финское название Большого ковша – залив Салакка-Лахти (переводится как «Уклейковый залив»).

Фото автора
Фото автора

Еще в первой половине XIX века его воды простирались дальше, примерно до нынешней Вокзальной улицы, и Ленинградского (Александровского) проспекта тогда еще не было. В 1861 году выборгским губернским землемером Берндтом Отто Нюмальмом был разработан генеральный план развития города, в соответствии с которым была засыпана часть бухты, на отвоеванной у залива территории проложили этот проспект, а с юго-западной стороны залива – улицу Салакалахти, теперь это набережная 40-летия ВЛКСМ, по которой мы пойдем дальше.

Фото автора
Фото автора

После строительства железной дороги и железнодорожной станции к портовым сооружениям города, огибая Большой ковш, была проложена железнодорожная ветка, тогда берега этого залива с закругленными углами и получили нынешние очертания. В XX веке, уже в послевоенное время, прибрежная железнодорожная ветка была разобрана за ненадобностью, а на набережной 40-летия ВЛКСМ установили чугунную ограду и обустроили парковую зону. В 2006 году в центре залива появился фонтан.

Фото автора
Фото автора

Якоря и мальчик с кошкой

Выйдя на эту набережную, мы подходим к Якорной площадке, на которой установлен памятный знак морской истории Выборга. В 2014 году здесь были установлены два якоря Холла (англичанин Холл изобрел такой тип якорей, который был одним из самых распространенных в конце XIX – XX веках). Эти якоря были отлиты в 1975 году, затем они хранились на Выборгском судостроительном заводе, а в 2014 году после реставрации их установили здесь, а между ними разместили гранитную розу ветров.

Затем, окидывая взглядом залив и недолго любуясь фонтаном, за ним мы видим здание гостиницы «Дружба», построенное в 1982 году на месте старых деревянных складских сооружений.

Фото автора
Фото автора

Переводя взгляды дальше по набережной, мы видим между деревьями своеобразную, но симпатичную скульптуру с незатейливым названием «Мальчик с кошкой». Эта скульптура была установлена на набережной в 1988 году и послужила своеобразной заменой скульптуры «Маленький рыбак» (мальчик с рыбой), установленной здесь в 1924 году, но в последствии утраченной.

Идем дальше и после лодочной станции доходим до поворота набережной, повторяющей береговую линию залива, а на этом повороте набережная 40-летия ВЛКСМ переходит в набережную 30-го Гвардейского корпуса, которая доходит до Крепостного моста.

Фото автора
Фото автора

Но обо всем, что мы увидели дальше, я Вам расскажу уже в следующий раз! А чем дальше – тем интереснее, не пропустите!

Фото автора
Фото автора

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!

P.S. Более наглядно все, о чем Вы здесь прочитали, можно будет увидеть не только на фотографиях в этой статье, а еще и в снятом и озвученном мной видео-обзоре на этом же канале «Павел Бочкарев Путешествуем вместе» в разделе «Премиум». Там уже накопилось немало и других интересных видео, и становится их все больше и больше. Стоимость подписки на месяц самая минимальная!