Найти в Дзене
Стеклянная сказка

Нанотехнологии из СССР: как хозяйственное мыло за 20 копеек уделывало любую "холодную сварку" при ремонте бензобака

Стоит на трассе мужик у «Москвича», ковыряется в моторе. Рядом тормозит новенький «Мерседес», из него выходит холёный водитель:
— Что, сломались? Может, помочь чем?
— Да вот, карбюратор барахлит…
Водитель «Мерседеса» открывает капот, долго смотрит на двигатель и говорит:
— Странно… А где у вас тут инжектор?
Мужик на него посмотрел и отвечает:
— Сынок, у меня с такими проблемами тут даже аптечки нет. Золотой запас в бардачке Ох, сколько же в советском водителе было смекалки! Сейчас ведь как? Чуть что — замигала лампочка на приборке, и всё, паника. Звонок дилеру, эвакуатор, кофе в зоне ожидания. Мы стали не водителями, а «наездниками». А раньше? Раньше каждый водитель был сам себе и механик, и диагност, и кузовщик. В бардачке или под сиденьем у бывалого шофера лежал такой набор, которому позавидовал бы сам Индиана Джонс. И среди мотка проволоки, изоленты, пассатижей и запасных свечей обязательно находился ОН. Коричневый, неказистый, пахнущий чем-то щелочным и детством. Брусок 72%-го хоз
Оглавление

Стоит на трассе мужик у «Москвича», ковыряется в моторе. Рядом тормозит новенький «Мерседес», из него выходит холёный водитель:
— Что, сломались? Может, помочь чем?
— Да вот, карбюратор барахлит…
Водитель «Мерседеса» открывает капот, долго смотрит на двигатель и говорит:
— Странно… А где у вас тут инжектор?
Мужик на него посмотрел и отвечает:
— Сынок, у меня с такими проблемами тут даже аптечки нет.

Золотой запас в бардачке

Ох, сколько же в советском водителе было смекалки! Сейчас ведь как? Чуть что — замигала лампочка на приборке, и всё, паника. Звонок дилеру, эвакуатор, кофе в зоне ожидания. Мы стали не водителями, а «наездниками». А раньше? Раньше каждый водитель был сам себе и механик, и диагност, и кузовщик.

В бардачке или под сиденьем у бывалого шофера лежал такой набор, которому позавидовал бы сам Индиана Джонс. И среди мотка проволоки, изоленты, пассатижей и запасных свечей обязательно находился ОН. Коричневый, неказистый, пахнущий чем-то щелочным и детством. Брусок 72%-го хозяйственного мыла.

-2

Нет, им не руки мыли после ремонта, хотя для этого он тоже подходил идеально. Этот кусок мыла был стратегическим ремкомплектом. Это был тот самый «план Б», который мог спасти в самой безнадежной ситуации. И вот почему.

"Пробил бак? Не беда, мыло есть!"

Представьте себе картину. Вы едете где-нибудь по трассе «Лена» в семидесятых. Асфальта нет, есть направление. Из-под колес летят камни размером с кулак. И тут вы слышите предательский «дзынь!» по днищу, а через пару минут в салоне начинает отчетливо пахнуть бензином. Приехали. Пробили бак.

До ближайшей деревни — сто километров тайги. Вокруг ни души. Бензин капает на землю, и с каждой каплей тает ваша надежда доехать хоть куда-то. Что делать? Звонить? Кому, медведям? Ждать помощи? Можно, но есть риск превратиться в ледяную статую.

И вот тут советский водитель делал то, от чего современный немецкий инженер упал бы в обморок. Он спокойно доставал из бардачка тот самый брусок хозяйственного мыла и... нож.

Дальше — магия, граничащая с шаманизмом.

Место пробоины тщательно зачищалось от грязи. Затем брусок мыла разминали в руках, как пластилин. Иногда для вязкости в него даже плевали. И вот этой мыльной массой, липкой и плотной, тщательно, с силой, замазывали дырку в бензобаке. Втирали так, чтобы мыло забило все щели.

— Зачем мыло? — спросите вы. — Оно же растворится!

А вот и нет! В этом и кроется гениальный химический парадокс. Хозяйственное мыло, будучи щелочью, абсолютно не растворяется в бензине! Бензин для него — что вода для гусиного пера. Мыльная «заплатка» твердела на воздухе и превращалась в надежную пробку, которая спокойно держала топливо.

-3

Эта простая, как три копейки, технология позволяла без проблем доехать до ближайшего города или СТО, где бак можно было уже нормально запаять. Сколько жизней, грузов и нервных клеток спас этот простой кусок мыла — не сосчитать.

Проведем следственный эксперимент

Чтобы не быть голословным, я решил проверить эту дедовскую байку. Взял старую ржавую канистру, пробил в ней гвоздем дырку. Из дырки, естественно, полилась вода (бензин в гараже лить жалко, да и опасно).

Беру брусок того самого, «советского» мыла. Разминаю. Замазываю дырку. Сначала чуть-чуть сочится, но через минуту течь прекращается. СОВСЕМ! Мыльная пробка держит воду! А раз она держит воду, то бензин, который не является для нее растворителем, будет держать и подавно. Работает!

Это сейчас у нас есть «холодные сварки», герметики, ремкомплекты. А тогда был один универсальный ответ на многие беды — смекалка и брусок хозяйственного мыла.

Недавно рассказал эту историю знакомому дальнобойщику, мужику бывалому, который еще на старых МАЗах начинал. Он долго смеялся, а потом посерьезнел и сказал:

— Наука — это, конечно, хорошо. Все эти ваши нано-герметики... Но когда ты стоишь посреди степи в Казахстане, в минус тридцать, а из бака хлещет солярка, ты и не в такое поверишь. Мне один раз такой кусок мыла жизнь спас. Так что смейтесь, смейтесь... А я до сих пор в ящике с инструментами брусочек вожу. На всякий пожарный. Главное ведь что? Главное — едет!

-4