Театр оперы и балета Удмуртии показал на фестивале «Видеть музыку», продолжающемся в столице при поддержке Минкульта России и Президентского фонда культурных инициатив, монументальную оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Помимо отважного театра из Ижевска это сложнейшее сочинение сегодня есть только в репертуаре Мариинского театра – грандиозность замысла композитора, воплощенного в пятичасовой опере-саге, обильно населенной и являющейся многослойным ребусом, лабиринтом идей, делает «Китеж» практически неподъемным для воплощения, редкий коллектив берется за этот опус. В буклете, который «Ижевск Опера Балет» (таково с некоторых пор второе, новомодное наименование Удмуртского оперного театра) приготовил к гастролям, есть перечень отечественных постановок «Китежа» за почти 120 лет его существования – их совсем немного (хватило полстранички) и в основном они сосредоточены на сценах Москвы и Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Премьера 2018 года в Ижевске воспринималась как своего рода вызов и сенсация всероссийского масштаба – но оценить ее до сих пор не могли в столице, и вот, благодаря Х фестивалю «Видеть музыку» спектакль наконец добрался до Москвы.
Приезд Театра оперы и балета Удмуртской Республики с таким многосоставным спектаклем во многом стал возможен и благодаря поддержке Правительства республики. «Удмуртия – родина Петра Ильича Чайковского. Привозя в Москву оперу и балет, мы не просто чтим память великого композитора, а показываем: мы – наследники этой высокой культуры», – отметила постоянный представитель Главы Удмуртии при Президенте России Дарья Сунцова. «Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» представлена в репертуаре лишь двух театров России. Наши артисты смогли впечатлить жителей и гостей столицы. Уверена, что этот вечер стал не только культурным событием, но и приглашением продолжить знакомство. Это хороший повод узнать Удмуртию ближе. Наша республика полна загадок и открытий. Вы познакомились только с малой его частичкой. Увидели наш театр, который развивается и радует новыми постановками. Только в этом году, в год 185-летия великого Петра Ильича Чайковского, состоялось две премьеры: авторского балета «Медный всадник» и оперы «Иоланта», – отметила заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Наталья Тойкина.
Сделанная в Удмуртии постановка мистической и философской оперы Римского-Корсакова в известной степени – компромиссный вариант. Естественно, не обошлись без купюр, причем весьма серьезных и многочисленных (из «самого-самого»: в финале полностью опущен апофеоз образа Февронии – письмо Гришке Кутерьме). Циклопический «Китеж» сокращают почти всегда, и в Ижевске не могло быть по-другому, учитывая возможности труппы и неизвестность сочинения для местной публики. И компромисс этот получается объяснимый и не умаляющий достижений коллектива, который все же взялся за титанический опус и сумел его реализовать достойно. Московский показ, прошедший на Новой сцене Большого театра России, подтвердил, что театр вложился в реализацию по максимуму и многого сумел достичь.
Во-первых, был представлен очень крепкий, качественный состав исполнителей, в котором варягов было всего двое: Юрий Власов из Мариинки на партию Князя и Рустам Касимов из Перми на партию Бурундая – усиление вполне оправданное и уместное, благодаря чему басовая краска, столь важная в эпической русской опере, прозвучала полноценно, даже с блеском. Однако все остальные солисты – свои, в первую очередь это исполнители главнейших образов оперы-легенды – Февронии и Гришки.
Крепкое сопрано со свободными верхами и пленительным славянским тембром, гибкое и ясное, достаточно звучное на середине (а в этом регистре в партии написано композитором очень много музыки) предъявила Наталья Меньшикова – в купе с настоящей русской красотой артистки получился гармоничный образ Февронии, исключительной героини в отечественной музыкальной литературе. Феерическое впечатление оставил Алексей Городилов, не сыгравший и спевший, а буквально проживший судьбу окаянного Гришки Кутерьмы: его мощный, яркий тенор и верно найденные интонации для противоречивой фигуры антигероя полностью соответствуют классическим представлениям об этом неоднозначном персонаже. Благородное звучание Михаила Меньшикова и выгодные внешние данные артиста дали спектаклю убедительного княжича Всеволода. Очень порадовала и красотою тембра, и четкостью дикции Ольга Ушакова в партии Отрока – нередко рассказ этого персонажа теряется за бойким оркестром, но солистка сумела донести все без потерь, получился у нее и визуальный образ юноши. Весомо прозвучал Сергей Гордеев в партии Федора Поярка, блеснул звонким тембром Александр Агров (Медведчик), хороши были обе волшебные птицы – Альбина Гордеева (Сирин) и Наталья Ярхова (Алконост). Общее впечатление от звучания труппы – очень позитивное, для многих, кто не знаком с ней, неожиданное: артисты из Ижевска не растерялись на ответственной сцене Большого (удмуртский коллектив впервые вступил на ней), сумели донести все по максимуму.
У театра и крепкие коллективы. Хор Людмилы Елисеевой выше всяких похвал – и мужская, и женская группы пленили мощью и красотой голосов, слитностью и выразительностью звучания, что для русской оперы, особенно такой литургической – архиважно. Оркестр под управлением маэстро Николая Роготнева радовал красивым, насыщенным звуком, деликатным аккомпанементом вокалистам (баланс в целом был найден), точными соло: небольшая асинхронность, имевшая место в ряде случаев, сильно впечатления не портила и может быть списана на экстремальные условия гастрольного проката. Знаменитая «Сеча при Керженце» оказалась захватывающей и выявляющей солидный симфонический потенциал инструментального коллектива.
Постановку оперы-загадки осуществил главный режиссер Удмуртского оперного театра Николай Маркелов в содружестве с петербургским сценографом Сергеем Новиковым. Они прочитали «Китеж» как вневременную притчу о судьбе России, в которой всегда будет место и любви, и героизму, и предательству, и сомнению, и непоколебимой вере. Поэтому в костюмах китежан – собирательные образы разных эпох русской истории, интересная эклектика, захватывающая разные эпохи из истории страны. Их враги олицетворяют угрозу, идущую как с Востока, так и с Запада, в предателе Гришке зритель безошибочно узнает злого гения последних Романовых – «старца» Григория Распутина, а в князьях – намеки на последних русских императоров. Визуальное решение спектакля более чем эффектно: в нем символическое, иносказательное умело переплетено с глубоко национальным, легко читаемым, что дает неповторимый колорит оперы-космоса. Роскошные костюмы Новикова и образная, небуквалистская сценография (хотя в целом спектакль воспринимается как классический), в которой ясно читается на протяжении всех актов идея устремленности ввысь, храма не в узкорелигиозном, а общедуховном смысле, и выдающаяся работа световика Марселя Арукаева вкупе с подробной проработкой образов Маркеловым дают спектаклю ощущение большого и светлого высказывания.
1 декабря 2025 г., "Музыкальный Клондайк"