Найти в Дзене
StarФакт

Сергей Гармаш: Как сватался к 16-летней, 40 лет в браке с одной женщиной, пережил скандал с рекламой банка и живет в свои 67

Он мог бы стать бандитом или капитаном дальнего плавания, но стал народным артистом. Он женился на той, за которой два года безуспешно сватался, выжил после безумного прыжка и пережил громкий скандал. Его жизнь — готовый сценарий с детективом, триллером, комедией и большой любовью. Фото взято из открытого источника Тихой, московской ночью, на пятом этаже пансионата актриса Вера Воротникова в ужасе застыла у разбитого окна. Только что на её глазах её коллега, молодой и отчаянный Сергей Гармаш, вскрикнув: «Ну, Верка, я тебя предупреждал!» - разбежался и выпрыгнул в черную пустоту. В голове - лишь одна мысль: «Он погиб. Из-за меня». Она боится подойти к подоконнику, боится увидеть то, что неизбежно. Но через мгновение слышит снизу... веселый голос: «Ну что, поболтаешь со мной?». Это не сцена из фильма. Это реальная история из жизни одного из самых мощных и парадоксальных актеров нашего времени. Фото взято из открытого источника Человека, которого вы знаете по ролям суровых силовиков в

Он мог бы стать бандитом или капитаном дальнего плавания, но стал народным артистом. Он женился на той, за которой два года безуспешно сватался, выжил после безумного прыжка и пережил громкий скандал.

Его жизнь — готовый сценарий с детективом, триллером, комедией и большой любовью.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Тихой, московской ночью, на пятом этаже пансионата актриса Вера Воротникова в ужасе застыла у разбитого окна. Только что на её глазах её коллега, молодой и отчаянный Сергей Гармаш, вскрикнув: «Ну, Верка, я тебя предупреждал!» - разбежался и выпрыгнул в черную пустоту.

В голове - лишь одна мысль: «Он погиб. Из-за меня». Она боится подойти к подоконнику, боится увидеть то, что неизбежно. Но через мгновение слышит снизу... веселый голос: «Ну что, поболтаешь со мной?».

Это не сцена из фильма. Это реальная история из жизни одного из самых мощных и парадоксальных актеров нашего времени.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Человека, которого вы знаете по ролям суровых силовиков в «Ленинграде-46» и «Мосгазе», по трогательному Гене из «Чебурашки» и... по надоевшей рекламе, где он «вселяет надежность».

Но за этим образом «народного, своего» скрывается личность невероятного накала. Его путь — это путь от хулигана из Херсона, которого мама спасла от тюрьмы, отправив в театр, до обладателя всех мыслимых кинопремий.

Это история о любви, которую он два года вымаливал у 16-летней студентки. О ревности между собственными детьми. О предательстве, по мнению фанатов, ради миллионов. И о невероятной, яростной силе, которая вела его сквозь все испытания.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Готовы узнать, что скрывается за знаменитой хрипотцой и тяжелым взглядом Сергея Гармаша? Тогда — поехали.

БУНТАРЬ ИЗ ХЕРСОНА

Если бы жизнь снимала кино по биографии Сергея Гармаша, первые кадры были бы чёрно-белыми, пыльными и очень шумными. Херсон, конец 50-х. Двор, где главной валютой является сила, а аргументом — кулак.

Именно здесь рос Сережа — не просто озорной, а по-настоящему буйный мальчишка. Он был тем самым ребёнком, про которого соседки качали головами, а учителя разводили руками. Драки, сорванные уроки, разбитые мячом стёкла. Его выгоняли из школы. Не раз. И не два.

«Он у меня мог плохо кончить», — с горькой прямотой много лет спустя скажет его мама, Людмила Ипполитовна. И это не было преувеличением.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Путь вора или бандита для такого отчаянного херсонского парня был более чем реален. Но в его характере, как в хорошем драматическом персонаже, всегда было и второе дно.

Пока одна его часть громила всё вокруг, другая — мечтала. Он хотел быть капитаном. Не просто моряком, а капитаном дальнего плавания. Он мастерил бумажные кораблики и часами мог пускать их по речке, представляя себя на капитанском мостике. Он серьёзно занимался парусным спортом, готовя себя к суровой морской жизни.

И вот здесь на сцену выходит главный режиссер его судьбы — мать. Мысль о том, что сын будет пропадать в рейсах по полгода, терзала её. И однажды она совершила поступок, граничащий с отчаянием, гениальностью и материнским чутьем. Пока Сергей был на соревнованиях, она взяла его документы и поехала в... театральное училище Днепропетровска.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника
Представьте эту сцену: простая женщина, не искушенная в искусствах, уговаривает приемную комиссию:
— Ей там говорят: «Что вы, мамаша, мы документы без человека не принимаем», а она, женщина простая, тянет свое: «Он у меня маленький, подвижный, настоящий артист. А приехать не может – на соревнованиях. Сделайте снисхождение».

И — о чудо! — сделали. Сам Сергей узнал о своем «поступлении» постфактум. Ему оставалось только приехать и сдать экзамены. Что он и сделал с легкостью, выбрав, как ему тогда казалось, самый простой путь — «артист театра кукол». Море подождало.

Но судьба, словно проверяя его на прочность, приготовила новое испытание — армию. Не почётную службу в ансамбле, а настоящий стройбат в городе Бологое.

Это была иная школа, школа мужской жестокости и мужской же дружбы. Здесь драться было уже не за дворовую честь, а за своё достоинство. За стычку с «дедом» он угодил в дисциплинарный батальон под Архангельском.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Полгода каторжного труда. Именно там, в неволе, от скуки, он впервые взял в руки Шекспира. И строки великого драматурга попали на благодатную почву: «Мы столько потеряли своего, что не свое удерживать не надо». Эта фраза стала его тайным девизом.

Армия не сломила его. Она его закалила. И выточила ту самую, грубоватую, настоящую мужскую фактуру, которая позже станет его визитной карточкой в кино.

Дембель, Москва, и... Школа-студия МХАТ. Куда его, провинциального парня с дипломом кукольника и армейской закалкой, взяли практически сходу. Именно там, в священных коридорах легендарной школы, его ждала не только профессия. Его ждала та самая 16-летняя девочка с косичками, в которую он влюбился с первого взгляда и которой тут же начал свататься.

Но об этом немного позже.

МОСКВА, ТЕАТР И ПЕРВАЯ КРОВЬ

Москва конца 70-х встретила провинциала Гармаша не огнями Большого театра, а суровой реальностью общежития. Стипендия, которую он с товарищами регулярно пропивал, отмечая дни рождения, быстро закончилась.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Вместе с ней закончилось и терпение руководства. Полгода без денег — вот первый московский урок. Пришлось брать метлу и идти подрабатывать дворником.

Но даже это не усмирило его нрав. Учёба в Школе-студии МХАТ стала для него не только освоением системы Станиславского, но и полем для очередного бунта — теперь уже против театральных условностей.

В 1984 году, получив диплом, он столкнулся с прозой жизни: распределения в Москве для него не было. Предлагали Ленинград.

Он уже почти смирился с мыслью об отъезде, когда узнал, что в «Современнике» — театре-легенде, кумире всей прогрессивной советской интеллигенции — будет показ. Без приглашения, без надежды, движимый только наглостью отчаяния, он явился туда.

Комиссия уже устала, когда дошла очередь до незнакомого выпускника.

«Что будете показывать?» — «Сцену». Показал. «Что ещё можете?» «Монолог». Отказывались слушать.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Но режиссёр Валерий Фокин спросил: «Какой?» Услышав в ответ: «Митёра Карамазова из «Братьев Карамазовых», — заинтересовался.

И Гармаш выдал двадцать минут такой яростной, такой неистовой, такой настоящей правды, что в зале повисла тишина. Он кричал свою боль, свои сомнения, свою веру. Он не играл — он жил. И этого нельзя было не почувствовать.

«После монолога Фокин сказал: «Я вас беру». А Волчек добавила: «И я». Так я попал в «Современник», — вспоминал актёр.

Это был не просто успех. Это было чудо. Но на этом чудеса не закончились. Его будущая жена, Инна Тимофеева, по распределению должна была уехать в подмосковный Ногинск. Гармаш, едва получив свой шанс, тут же пошёл на штурм к Волчек: «Галина Борисовна, мы же семья. Не разлучайте нас». И та, сжалившись, взяла в театр и Инну.

Так началась его 36-летняя эпопея с «Современником», который стал ему настоящим домом, семьёй и полем битвы одновременно.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Параллельно с театром пришло и кино. Дебютом стала главная роль в военной драме «Отряд» (1984). Но это не была сказка о неожиданной славе. Денег не было категорически.

Молодые жили в крошечной съёмной квартирке, потом в тесной коммуналке. «Нужно было выживать, — говорил Гармаш. — Я снимался во всём подряд, лишь бы заработать».

Он мелькал в эпизодах, играл бандитов, милиционеров, рабочих — тех самых простых, грубых, земных людей, которых он знал как свои пять пальцев. Его типаж — «своего парня с окраины» — был востребован, но до звёздного статуса было далеко.

Именно в это время, в конце 80-х, случилась та самая история с прыжком с пятого этажа, о которой мы уже говорили. Этот эпизод — идеальная метафора его характера и тех лет. Отчаяние, бравада, риск смертельный и... невероятное, почти дурацкое везение.

Он был готов на всё, чтобы прорваться, чтобы его заметили, чтобы доказать. Даже если доказательство заключалось в прыжке в строительную люльку. Эта безумная энергия и полное отсутствие страха перед последствиями будут вести его ещё долго.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

ОТ ЛЮБВИ ДО БОЛЬШОГО СКАНДАЛА

Пока его карьера делала первые робкие шаги, в личной жизни Сергея Гармаша разворачивалась настоящая драма — со страстью, препятствиями и долгой развязкой.

Ей было 16, ему — 22. Он — бывалый, отслуживший в армии, с горящим взглядом. Она — юная, сдержанная, из интеллигентной семьи.

Он сразу понял — это его судьба. И начал свататься.

Но Инна долго не отвечала взаимностью. Все переломил случай, а точнее, перелом. На одной из репетиций Гармаш сломал ногу и оказался в больнице.

И тут произошло то, во что он уже не верил: Инна примчалась к нему. Не просто навещала — она выхаживала его, проводила у его постели всё время, поддерживала. «Именно тогда я понял, что она меня любит. Иначе зачем бы ей это было нужно?» — признавался актёр.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Они поженились в 1983 году. Свадьба, как и всё у Гармаша, не обошлась без эксцесса. После бурного мальчишника в Москве он проспал самолёт в Херсон, где его ждала невеста со всей роднёй. В загсе молодожёнов ждали семь долгих часов. «Мы умоляли регистратора не уходить, — смеясь, вспоминала Инна. — Расписали нас почти ночью».

Но сказка «хэппи-энд» быстро закончилась, уступив место суровой бытовой прозе. Коммуналка, нищета, рождение дочери Даши в 1988-м.

Денег катастрофически не хватало. Гармаш снимался во всём подряд, но гонораров едва хватало на жизнь. А тут ещё на страну обрушились лихие 90-е. Хаос снаружи породил хаос внутри.

Гармаш, всегда эмоциональный и неуравновешенный, стал искать выход в рюмке. Начались запои, скандалы, беспросветность. Они были на грани развода. «Это было тяжёлое, чёрное время. Казалось, всё рушится», — делилась позже Тимофеева.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Что спасло семью? Упрямая, тихая сила Инны и… работа. Спасительную ниточку бросило кино. В 1999 году на экраны выходит «Ворошиловский стрелок», где Гармаш играет капитана милиции Кошаева.

Роль не главная, но ёмкая, сильная, заметная. Зритель и критики обратили на него внимание. А следом был целый каскад работ, где его мощный, часто молчаливый напор стал раскрываться в полную силу: Сан Саныч в «Бригаде», отец Мэла в «Стилягах», присяжный №3 в оскароносной драме Никиты Михалкова «12».

Именно «12» (2007 год) стали для него тем самым прорывом. Его молчаливый, но страшный в своей убеждённости ветеран, присяжный №3, потряс всех.

Посыпались премии — «Ника», «Золотой орёл». О нём заговорили как об одном из сильнейших драматических актёров страны. Деньги, наконец, появились. Можно было купить нормальную квартиру, дать семье лучшее. Казалось, жизнь налаживается.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Именно тогда, в 2006 году, когда Гармашу было уже 48 лет, а Инне — 43, случилось новое чудо — родился сын Иван. Долгожданный наследник, «подарок от Бога», как называли его сами супруги.

К этому времени Гармаш мог позволить себе быть разборчивым в работе. Он стал тем самым «Гармашем» — артистом, чьё имя в титрах было гарантией качества. Казалось, вершина достигнута.

Но именно на этой вершине его ждал самый громкий и неоднозначный поступок, который расколет его аудиторию надвое.

В 2016 году Сергей Гармаш стал лицом рекламной кампании "Почта Банка"

Для миллионов он был «своим», человеком из народа, который прошёл через лишения и остался честным. Его экранные образы — будь то милиционер, учитель или солдат — несли в себе архетип справедливости и надёжности.

И банк этим воспользовался. Гармаш в рекламе говорил с экрана таким знакомым, хрипловатым голосом, «вселяя надёжность и стабильность». Но для зрителей это была не стабильность, а предательство.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

«Да Гармаш звание заслужил народной любовью… Но тут он стал лохотронным героем, как Лёня Голубков», — кипели они в интернете.

Особенно возмущалась старшая аудитория, та самая, что поверила ему как «честному лицу». Его обвиняли в том, что он «продался за миллионы», манипулирует доверием людей, особенно пенсионеров.

Сам Гармаш никогда публично не каялся и не оправдывался. В этом был весь его характер: сделал — и молчи, неси ответственность. Но тень «Голубкова» легла на него надолго.

А в 2020 году грянул новый удар, на этот раз в его собственном сердце. Умерла Галина Борисовна Волчек — его «театральная мать», та, кто когда-то дала ему шанс, кто не разлучил с женой. «Современник» остался без своего стержня, своего худрука.

В театре, который был для Гармаша домом 36 лет, начались разброд и шатания. Назначение нового художественного руководителя Виктора Рыжакова и новый курс, который Гармаш счёл чуждым исконному духу «Современника», стали последней каплей.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Летом 2020 года он написал открытое письмо и заявил об уходе. Это был не просто переход в другой театр. Это был разрыв с семьёй, с историей, с частью своей жизни.

«После ухода из жизни Галины Волчек в театре сложилась невыносимая ситуация», — объяснял он. Многие коллеги не поняли его, назвав решение поспешным. Но для Гармаша это был принципиальный шаг. Он не мог оставаться там, где, как ему казалось, предавали память и традиции.

Он остался один на один с кино, с репутацией «продавшегося артиста» и с чувством огромной потери. Казалось, карьера клонится к закату.

Но именно в этот момент судьба, которая всегда испытывала его на прочность, приготовила ему самый неожиданный и головокружительный сюрприз. Сюрприз в виде... большого ушастого зверька, который вернул ему любовь всей страны, но уже в новом, неожиданном амплуа. Имя этому сюрпризу было — «Чебурашка».

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ И ЖИЗНЬ СЕЙЧАС

Казалось, после ухода из «Современника» и шлейфа «голубковщины» Гармаш обречён остаться в памяти как великий, но слегка «замыленный» и скомпрометированный артист. Он и сам, видимо, так думал, сосредоточившись на характерных драматических ролях. Но Вселенная, кажется, обожает сюрпризы. И в 2022 году она подбросила ему сценарий, который изменил всё.

Это была история о... крокодиле. Точнее, о грустном садовнике по имени Гена.

Для многих в киносообществе это выглядело авантюрой: делать новую версию советской мультиклассики. Но создатели фильма увидели в Гармаше то, чего не видели другие: не только мощь, но и глубочайшую, скрытую человечность, уязвимость и тоску.

И Гармаш эту человечность выплеснул на экран. Его Гена — не просто анимационный персонаж, а живой, ранений, замкнувшийся в себе мужчина, который заново учится любить, дружить и чувствовать. Зрители плакали, глядя на его хмурое, нежное лицо. Дети обожали, взрослые видели в нём себя.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Фильм взорвал прокат, став самым кассовым в истории российского кино, собрав более 7 миллиардов рублей. Гармаш из «сурового Данилова» в одночасье превратился в общенародно любимого «дядю Гену».

Любовь, которую, казалось, он растерял из-за рекламы, вернулась к нему стократно, в новой, чистой ипостаси. Сам он говорил об этой роли с теплотой, как о подарке. И это действительно был подарок судьбы — шанс начать всё с чистого листа для нового поколения.

С этого момента его карьера обрела второе дыхание.

А что же личная жизнь? Она остаётся его тихой гаванью. После всех бурь он по-прежнему с Инной. Их сын Иван взрослеет, дочь Дарья — успешный продюсер, подарившая ему внука, «Пал Палыча». Гармаш, когда-то бунтарь и хулиган, сегодня — патриарх большой творческой семьи.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Он говорит коротко и ясно: «Я знаю главное: вернусь домой, а там меня ждёт любимая женщина, которая и обогреет, и успокоит, и покормит, и обстирает, и позаботится». В этой простой фразе — вся его философия. Всё остальное — слава, миллионы, критика — суета.

Его история — это не про идеальную карьеру. Это про жизнь с ошибками, падениями, безумными поступками и тихими подвигами. Про то, как сила без упрямства превращается в упёртость, а талант без испытаний — в пустоту.

Он прошёл через всё это. И в 67 лет он не собирается останавливаться. Потому что его главная роль — это он сам. А она ещё далека от финальных титров.

А как вы считаете? Великий ли актёр Сергей Гармаш? Как повлияла та самая реклама на мнение о нем?

Поделитесь своим мнением в комментариях!

Ну а если истории сильных, талантливых и таких разных людей заставляют вас сопереживать — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.