Найти в Дзене

Почему несмотря на лечение, психических расстройств становится все больше?

Любопытный, хотя и не бесспорный взгляд на проблему роста хронических форм ментальных расстройств приводящих к инвалидности, был представлен Робертом Уитакерм (см. «Анатомия эпидемии: волшебные таблетки, психиатрические препараты и поразительный рост психических заболеваний», 2015).

По его мнению, причина как роста числа случаев, так и увеличения степени тяжести и хроничности, заключается в самой парадигме психофармакологического лечения, которая была принята США и в других развитых странах.

Дело в том, что длительное применение сильнодействующих психотропных препаратов в психиатрии, это сравнительно недавняя практика, которая изначально связана с появлением первого антипсихотика (нейролептика) хлорпромазина (аминазина), синтезированного в 1950 году.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

В 1963 году на основании шестинедельного исследования Национальный институт психического здоровья классифицировал хлорпромазин как «противошизофреническое средство».

Его быстрое внедрение в клиническую практику большой психиатрии, действительно, казалось бы произвело революцию в лечении психических заболеваний, которое некоторые оптимисты сравнивали с появлением пенициллина в медицине.

Многие ожидали, что число людей, страдающих тяжёлыми психическими заболеваниями (такими как например, шизофрения), равно как и показатели хронификации и инвалидности, с внедрением новой эффективной фармакотерапии резко пойдут вниз.

Однако появление хлорпромазина на рынке в первое десятилетие не привело к увеличению числа выписок из психиатрических больниц, а по мере развития психофармакологической революции, число случаев инвалидности, вызванных психическими заболеваниями, в США напротив, резко возросло.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Особенно значительный рост случился после широкого распространения флуоксетина (прозака) и других психотропных препаратов второго поколения. Это привело к усилению нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения.

Согласно Роберту Уитакеру, широко используемые психофармпрепараты эффективны лишь в краткосрочной перспективе. Однако они же усиливают хронификацию расстройства в долгосрочной перспективе.

Гипотеза о том, что депрессия вызвана снижением активности или концентрации серотонина, равно так и гипотеза шизофрении, обусловленной избытком дофамина, оказалась несостоятельной.

Р. Уитакер полагает, что длительное использование лекарств приводит к ослаблению автономии пациентов и ухудшению их социального функционирования. Высокая медикаментозная нагрузка часто коррелирует с низкой доступностью нефармакологических (психологических, социальных) методов лечения шизофрении.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Чрезмерная медикализация создаёт риск развития ятрогенных проблем, включая лекарственный паркинсонизм, позднюю дискинезию и серьезные проблемы связанные с отменой (которые, зачастую ошибочно интерпретируется как рецидив расстройства, из-за которого терапия, собственно говоря и была назначена).

Т.е. мнению Р. Уитакера, активное, чрезмерное назначение психотропных лекарств психиатрами на длительный срок, парадоксальным образом способствует хронификации психических болезней и росту числа инвалидности.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

P.S. Одна из идей, которую высказал Питер Гоче (Peter C. Gøtzsche), доктор медицины, сооснователь сообщества Cochrane, чьи научные работы были процитированы более 150 000 раз, в своей «Critical Psychiatry Textbook», заключается в том, что современные лекарственные препараты, к сожалению не лечат психические расстройства (не возвращают заболевшего человека в состояние «здоровья», в рамках дихотомии «норма – патология»).

Они скорее приводят к развитию какого-то третьего состояния, которое не является ни здоровьем ни болезнью.

По этой причине Питер Гоче полагает, что главным способом лечения в рамках психиатрической практики должна быть психотерапия, а не медикаменты.

Перекос в сторону психофармакотерапии, в значительной степени, вызван коммерческими интересам «большой фармы», кровно заинтересованной в создании стабильного рынка сбыта своей продукции путем необоснованного расширения показаний и сверхдлительном (пожизненном) лечении.

Дисклеймер: данная информация представлена для специалистов. Оно не призывает к отказу от лечения. Каждый человек по-разному реагирует на психофармакотерапию. Не следует самостоятельно принимать рецептурные лекарства или отменять назначенное врачом лечение. Назначения рецептурных лекарств, равно как и их отмена должна происходить исключительно по согласованию с лечащим врачом.

© Автономов Денис, 2025

Источник: Whitaker, R. (2015). Anatomy of an epidemic: The history and science of a failed paradigm of care. The Behavior Therapist.

https://psycnet.apa.org/record/2015-56839-006

#психиатрия

#лекарства

#нейролептики

#антидепрессанты